"Сережа" и три раза "Спутники": какие фильмы сняты по произведениям Веры Пановой

В 50-60-х годах Вера Панова была очень популярным автором, а с выходом экранизации ее повести "Сережа" и вовсе стала всесоюзной любимицей. Сегодня ее только и помнят, что по "Сереже", хотя каждая книга писательницы наполнена жизненной правдой, добротой и искренностью. Так же, как и фильмы, снятые по ним.

А ведь зачастую зрители даже не знают, что у "Сентиментального романа" с Еленой Прокловой, "Рабочего поселка" с Людмилой Гурченко и "Спутника" с Нелли Уваровой в основе - первоисточники ее авторства. Давайте вспомним все экранизации произведений Веры Пановой.

"Сережа" - по одноименной повести

Первая экранизация произведения Пановой стала еще и первой режиссерской работой Георгия Данелии. Причем писательница сама выбрала его, доверившись юному таланту больше, чем уже известным состоявшимся режиссерам.

Сюжет фильма довольно точно соответствует повести (убраны только некоторые эпизоды, например, как Сереже в числе других ребят, делали татуировку - такая сцена, обычная для книги 50-х, уже была неприемлемой для фильма 60-х). В центре повествования - пятилетний мальчик Сережа, переживающий появление отчима, рождение, младшего брата, тяжелую болезнь и переезд - и все это на фоне множества дел, фантазий и приключений, которые есть у каждого маленького мальчишки в разгар лета.

Фраза из фильма "Дядя Петя, ты дурак?" стала крылатой.

Главные роли в фильме сыграли Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. "Сережа" удостоился международных наград на фестивалях в Чехии, Канаде и Греции.

"Евдокия" - по одноименной повести

Повесть "Евдокия", в центре которой простая провинциальная жизнь накануне войны, была написана Верой Пановой незадолго до ее окончания - в 1944 году. А экранизировали эту историю мелких бытовых и семейных проблем, которые меркнут на фоне общего военного горя, уже в период "оттепели" - в 1961 году. Может поэтому фильм несколько проигрывает в эмоциональном плане своему первоисточнику, но все же он заслуживает внимания.

Это исключительно женское кино - написано Верой Пановой, снято Татьяной Лиозновой, главная героиня талантливо сыграна Людмилой Хитяевой.

"Високосный год" - по повести "Времена года"

В этом фильме главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский - уже прославившийся в театре в качестве князя Мышкина, но еще не состоявшийся в качестве великого киноактера, еще не сыгравший Гамлета и Юрия Деточкина.

Но роль в этом фильме можно тоже отнести к классическим для Смоктуновского - его персонаж становится жертвой обстоятельств. Ища доброты и понимания от окружающих, он оказывается втянут в криминальную историю, которая разрешается самым неожиданным образом. Благодаря игре актера в фильме ощущается так называемый "легкий", или "ненавязчивый" трагизм, присущий произведениям Веры Пановой. Режиссером картины выступил Анатолий Эфрос.

"Вступление" - по рассказам "Валя" и "Володя"

Режиссер Игорь Таланкин, который был сорежиссером Данелии на съемках "Сережи", вновь решил обратиться к произведениям Пановой для съемок фильма. Он объединил две разные истории о подростках, живущих во время Великой Отечественной войны, в одну, сведя судьбы Вали и Володи воедино. В картине снялись Нина Ургант, Николай Бурляев, Валерий Носик и Станислав Чекан. "Вступление" удостоилось наград на Венецианском и Каннском фестивале.

"Рабочий поселок" - по одноименной повести

История рассказывает о жизни фронтовика, вернувшегося с войны слепым. Он пытается не только приспособиться к обычной, мирной жизни, но и к жизни без зрения, заглушая выпивкой и безответственными поступками свой страх перед полной темнотой, в которую он погрузился волей судьбы на всю оставшуюся жизнь. Как и повесть, фильм без прикрас показывает тяжелое послевоенное время и истории обычных людей.

Главные роли сыграли Людмила Гурченко, Николай Симонов, Татьяна Доронина, Станислав Чекан.

"Мальчик и девочка" - по одноименному кинорассказу

Грустная история повествует о курортном романе совсем юных людей - мальчика, только что окончившего школу, и девочки, его ровесницы, работающей официанткой в санатории, куда он приехал отдыхать. Первая половина фильма очень романтичная, а во второй герои расстаются, обещая друг другу писать. Но мальчик так и не может собраться с мыслями, чтобы написать письмо, в то время как девочка узнает о беременности и в конце фильма рожает ребенка от главного героя.

Фильм был признан безнравственным и запрещен к показу аж на 50 лет - премьера состоялась лишь в 2017 году, к юбилею режиссера Юлия Файта. Главные роли сыграли Наталия Богунова и Николай Бурляев.

"Четыре страницы одной молодой жизни" - по повести "Саша"

Сюжет фильма, как и оригинальной повести, рассказывает о Саше Агафонове - молодом парне, начинающем самостоятельную жизнь. Он меняет работы, встречает разных женщин и даже вступает в фиктивный брак, но множество неудач, встающих на его пути, не ломают героя, а лишь делают его мудрым и понимающим, что судьба в его руках.

Главные роли в фильме сыграли Борис Руднев, Александра Завьялова, Бруно Фрейндлих.

"Проводы белых ночей" - по одноименной пьесе

Сюжет фильма, как и пьесы, незамысловат, но очень отражает дух периода "Оттепели", как раз завершающегося в это время. На проводах белых ночей в Ленинграде 19-летняя девушка знакомится с молодым журналистом и влюбляется со всей юношеской искренностью и пылкостью, в то время как для него самого она лишь еще одна милая подруга в череде вечного праздника, которым он считает свою жизнь.

Режиссер картины Юлиан Панич играл главную роль в спектакле по этой пьесе, будучи занятым в Театре Ленинского комсомола. Тогда же он познакомился с самой Верой Пановой и лично у нее взял разрешение на экранизацию "Проводов белых ночей". Несмотря на то что фильм был сильно отредактирован и урезан партийными работниками, он получил признание как в прессе, так и у зрителей. Для молодых ленинградцев 70-80-х годов картина и вовсе стала культовой. В сентябре 2018 года фильм показывали в Санкт-Петербурге под открытым небом, что привлекло к нему внимание молодого поколения.

"Вылет задерживается" - по пьесе "Сколько лет, сколько зим"

По сюжету, нелетная погода в аэропорту становится причиной встречи двух людей, полюбивших друг друга на фронте, но расставшихся много лет назад. Много чего успевает произойти за время, пока самолеты не могут покинуть взлетную полосу, но затем туман рассеивается, и герои истории расстаются навсегда.

Главную роль в фильме сыграла Татьяна Лаврова, получившая за свою работу приз на фестивале в Монте-Карло. Ее коллегами по съемочной площадке стали Светлана Крючкова и Евгения Симонова.

"Сентиментальный роман" - по одноименной книге

От большинства произведений Веры Пановой эту историю отличает время, в которое развиваются события - это не военные или послевоенные годы, хорошо знакомые писательнице, а послереволюционные , которые она застала совсем юной девушкой. Главные герои истории - молодой газетчик и коммунист Шура, а также две его подруги: пионервожатая Зоя "маленькая" и мещанка Зоя "большая".

Главные роли в фильме Игоря Масленникова сыграли Елена Проклова, Елена Коренева, Людмила Гурченко, Владимир Басов, Михаил Боярский, Николай Караченцов и Олег Янковский.

Три экранизации повести "Спутники": "Поезд милосердия"

Первой экранизацией повести Пановой, посвященной боевым будням одного из санитарных поездов, которые спасли множество жизней во время Великой Отечественной, стал фильм 1965 года "Поезд милосердия". Два месяца писательница ездила в таком поезде, совершив четыре рейса - описанные ей реальные события довольно точно и подробно показаны в этом фильме. В "Поезде милосердия" главную роль сыграла актриса Жанна Прохоренко.

"На всю оставшуюся жизнь"

В следующий раз повесть была экранизирована 10 лет спустя и вышла на телеэкраны в формате четырехсерийного фильма. На момент съемок сериала Пановой уже не было в живых, но за достоверностью материала следил ее сын Борис Вахтин, ставший еще и одним из сценаристов фильма. В картине снялись Глеб Стриженов, Валентин Гафт, Валерий Золотухин, Маргарита Терехова и Нина Ургант.

"Спутники"

Спустя еще 40 лет, к очередному юбилею Победы, была снята третья экранизация повести. Кстати, на данный момент это единственный российский (а не советский) фильм по произведению Веры Пановой. Этот сериал стал самостоятельной экранизацией, а не ремейком первой картины, как фильм "На всю оставшуюся жизнь". Главные роли сыграли Сергей Угрюмов, Нелли Уварова и Дарья Мельникова.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие фильмы по произведениям Веры Пановой вам нравятся?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.