На экране - абсолютный лидер кинопроката, в жизни - компромисс с властью: культовому фильму Шукшина “Калина красная” - 50 лет

“Калина красная” – один из лучших проектов режиссера Василия Шукшина. Он давно мечтал снять подобное кино, но руководство студии не давало зеленого света. Фильм стал своего рода личным достижением Шукшина и сумел быстро понравиться зрителю. Обычно главными героями советских фильмов становились сталевары-стахановцы, но в этот раз история рассказывает о жизни бывшего заключенного.

Как снималась картина, вышедшая в прокат 50 лет назад, расскажем в статье.

Долгая дорога

Когда-то Шукшин мечтал снять историю о Степане Разине. После успеха “Печек-лавочек” он надеялся, что ему разрешат претворить задуманное в жизнь, но в высоких кабинетах не давали согласия. Намекали, мол, надо бы снять что-то еще о жизни простых людей, а потом уже замахиваться на историческую личность. То есть фильм был неким компромиссом между несгибаемым Шукшиным и властью. Предысторией долгожданного фильма “Калина красная” стала одноименная повесть, выпущенная в 1973 году.

История из жизни

Сценарий Василий Шукшин написал сам и сам отправился к Григорию Чухраю, который был на тот момент руководителем творческого объединения. У последнего возник любопытный вопрос: почему главный герой – уголовник? Сам сюжет Чухраю казался сомнительным.

Шукшин, большой любитель народных историй, объяснил: это действительно реальная история, которая и легла в основу сценария. Двоюродная сестра Шукшина переписывалась с заключенным, который обещал приехать после освобождения. Автор даже героиню назвал в ее честь.

Работа над лентой началась через месяц. Быстро утвердили и основные локации. Колония, которую герой покидает в начале фильма, настоящая – она расположена на Огненном острове на Новозере. Но на этой сцене все могло и закончиться. В один из съемочных дней Шукшин бродил по берегу озера с местным мальчишкой. В этот момент причалил катер с заключенными, среди которых был его отец. Мальчишка побежал к катеру, вместе с ним и Шукшин. Конвоир сделал предупреждение, а затем прицелился в Василия Макаровича. Тогда находившийся рядом Лев Дуров буквально сбил Шукшина с ног, тем самым спасая от смерти.

В Вологодской области нашли и другие локации. Особенно съемочной команде полюбилась колокольня затопленной церкви, торчащая из воды: ее часто можно увидеть в фильме. В деревне Мериново (сейчас она называется Садовая) снимали двор Байкаловых, баню и дом матери Егора.

Спеша жить

Шукшин спешил со съемками, хотел успеть закончить как можно быстрее. Отчасти потому, что по сценарию предполагалось много уличных сцен. Если протянуть с ними, придется ждать следующей весны, а любое отклонение от графика руководству не нравилось. И потом, режиссер понимал, насколько унылыми будут сельские пейзажи зимой и поздней осенью. А ему нужно было поймать весну, это волшебное время, когда воздух еще прозрачен, когда появляется первая зелень и с каждым днем природа набирает силу. Пейзаж должен был быть созвучен с возрождением героя и еще более трагичной сделать его гибель на фоне цветущего лета, когда, казалось бы, жить да жить.

Была и еще одна причина для спешки – самочувствие самого Шукшина. Еще со времен службы на флоте он страдал язвой желудка, а повесть писал в больнице. Во время съемок его часто мучили приступы боли. Врачи советовали поменьше нервничать, но кто из творческих людей прислушивается к таким советам? Шукшин играл, как говорят, на разрыв аорты. Так, во время съемок сцены смерти героя рыдала вся съемочная группа. Возможно, эта работа окончательно подорвала здоровье режиссера. Всего через полгода после премьеры Василий Макарович скончается от инфаркта в разгар съемок фильма Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину”.

В кадре – знакомые лица

Времени на пробы практически не было, Шукшин звал на ключевые роли тех, кого хорошо знал сам: Ивана Рыжова, Алексея Ванина, Георгия Буркова. Возлюбленную героя сыграла жена Василия Макаровича, Лидия Федосеева-Шукшина.

К слову, название предложила сама актриса. Так называлась песня, которую она когда-то спела Василию Макаровичу в день их знакомства. Шукшин хотел, чтобы песня прозвучала и в фильме, но возникли проблемы с авторскими правами. Слова были народными, а вот у музыки имелся автор. Композитор Ян Френкель запросил гонорар, который в бюджет фильма не вписывался.

Шукшин хотел видеть в своей картине Людмилу Гурченко - именно ее он представлял, описывая в повести Люсьен с воровской “малины”. Но оператор попросил его помочь актрисе Татьяне Гавриловой: из-за проблем с алкоголем ее отказывались снимать другие режиссеры. Позже он не раз пожалел о принятом решении, однако менять актрису в разгар съемок уже не стал. На роль матери героя была утверждена Вера Марецкая. Но народная артистка СССР, видимо, не решилась сниматься в такой “маргинальной” картине и, сказавшись больной, отказалась буквально накануне съемок. Замена нашлась быстро – актрисой стала местная жительница.

Как в жизни

К удивлению, судьба этой одинокой пожилой женщины практически совпадала со сценарием. Ее не стали мучить гримом и костюмами, а снимали фактически скрытой камерой: женщина сидела в собственном доме и рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, горькой вдовьей доле, маленькой пенсии (хотя в финальный вариант фильма этот момент по понятным причинам не вошел), а оператор стоял снаружи, просунув объектив в окно так, чтобы “актриса” не заподозрила, что ее снимают.

Консультанты вокруг

В сцене, когда герой выходит из дома не узнавшей его матери и в слезах падает на землю, к Шукшину подбежала собака и начала облизывать его лицо. Оператор выключил камеру, ведь этого не было в сценарии. Когда Шукшин узнал, что съемки не было, то пришел в ярость. Собаку поймали и попытались сделать дубль, но тщетно...

Работавший в съемочной группе постановщик трюков Николай Ващилин вспоминал: Василий Макарович добивался точности в каждом движении, от драк до сложных психологических эпизодов. Сам Шукшин пересмотрел немало документальных фильмов о заключенных, когда готовил сценарий. В одном из них песню на стихи Есенина “Письмо к матери” пел осужденный Николай Пархоменко, тогдашний студент Московского института культуры, находившийся на поселении. Сыграть так пронзительно невозможно! Режиссер отметил: вот так живет душа, вот так она тоскует. И конечно, захотел включить эпизод в фильм.

Работа продолжается

Выходные Василий Шукшин не тратил на отдых, а продолжал работать. С оператором они снимали случайные сценки на улицах, что придавало фильму ощущение реализма. Зрители отмечали: особую роль в картине играл цвет. Так, герой одет в красную рубашку как символ тревоги, ярости, неизбежной беды. В противовес много белого, цвета надежды: то березки, мелькающие в кадре, то одежда главных героев в тех же тонах. Несколько раз в фильме показана репродукция картины Крамского “Неизвестная”, многим тогдашним зрителям казавшаяся символом недосягаемого идеала.

Как добраться до зрителя

Однако цензоры видели в картине только уголовника, который почему-то оказался привлекательным. Нельзя такое смотреть советским зрителям! На показе картина набрала столько замечаний, что проще было снять фильм заново.

По счастью, копию отправили на дачу Леониду Ильичу, большому поклоннику кинематографа, который любил посмотреть кино. Результат – “Калина красная” пришлась по душе и, по слухам, даже заставила генсека прослезиться.

После одобрения Брежневым фильм сразу допустили к показу. Лента стала лидером проката, “Советский экран” назвал “Калину красную” лучшим фильмом 1974 года, а Василия Шукшина - лучшим актером. К счастью, многие сегодняшние зрители находят в картине актуальность, потому она не теряет своей популярности спустя 50 лет!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к "Калине красной"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.