Фильм с российскими актерами забрал награду Каннского фестиваля: сюжет, создатели, впечатления от просмотра и интересные факты об “Аноре”

В конце мая состоялся традиционный ежегодный французский смотр фильмов. Члены жюри отсмотрели десятки интересных работ из разных стран и вынесли свои вердикты. Особого внимания заслуживает американская картина Шона Бэйкера с российскими актерами Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым в главных ролях. В данном статье узнаем, чем победитель Каннского фестиваля 2024 – фильм “Анора” – смог достучаться до зрителей и критиков.

Сюжет

“Анора” во многом напоминает сюжет знаменитой “Красотки” с Джулией Робертс, только с добавлением элементов криминального роуд-муви. Ани выросла в Брайтон-Бич и, как и многие местные жители – выходцы из стран СНГ, – вынуждена зарабатывать на жизнь стриптизом. Когда-то бабушка узбечка научила ее немного говорить по-русски, что сейчас облегчает общение с персонажем Эйдельштейна. Его мажор-подросток живет на деньги состоятельных родителей и старается себе ни в чем не отказывать. Мимолетное знакомство с танцовщицей быстро превращается в роман: Иван за бешеные деньги “покупает” девушку на неделю.

Возможна ли любовь между сыном миллиардера и девушкой, которой нечем зарабатывать, кроме как стриптизом? Роман обрастает взаимной симпатией, молодые люди не могут прожить друг без друга. Они летят в Лас-Вегас, где регистрируют свой брак. Иван таким образом хочет получить гражданство в Штатах и не возвращаться в Россию. Для Ани этот брак настоящее спасение: девушка понимает, что ее тело – инструмент, с помощью которого можно чего-то добиться в жизни. Мимолетное счастье молодых не продлится долго: родителям не нравится подружка их сына, и они сделают все возможное, чтобы признать брак недействительным.

Что известно о режиссере фильма “Анора” (2024)?

Шон Бэйкер не входит в число популярных режиссеров, как и его картины. Он сам пишет сценарии для своих фильмов, продюсирует их и выступает постановщиком. В 2017 году он снял социальную драму “Проект Флорида”, получившую номинацию на “Оскар”. По его словам, в “Аноре” ему хотелось показать зарождение чувств у молодых людей, которым наплевать на приличия и социальные различия. Режиссер отмечает, что никак не думал, что “Анора” получит “Пальмовую ветвь” и даже не мечтал, что картина отправится на Каннский фестиваль 2024.

Актеры, исполнившие главные роли

Марк Эйдельштейн, давно получивший в нашей стране признание, в представлении не нуждается. Еще недавно он блистал в главной роли в фэнтези “Сто лет тому вперед”, до этого были “Монастырь” и “Страна Саша”.

Исполнительница главной женской роли – американская актриса Майки Мэдисон. Ее фильмография не богата известными работами, за исключением, пожалуй, оскароносного “Однажды в… Голливуде” Квентина Тарантино.

Строгих родителей Ивана сыграли Алексей Серебряков и Дарья Екамасова. Юра Борисов, получивший второстепенную роль мрачного уличного хулигана, тремя годами ранее уже очаровывал жюри фестиваля фильмом “Купе номер шесть”. Собственно, с этого и началось его знакомство с Шоном Бэйкером.

Фильм “Анора”: отзывы актеров и создателей

Дарья Екамасова поделилась своими мыслями по поводу успеха “Аноры”: “Фильм доказал отсутствие границ в кино и был снят от чистого сердца, потому нашел отклик в зрительских сердцах и у членов жюри, выделивших “Анору” из списка”.

Режиссер рассказал, что, прежде всего, благодарен Юре Борисову, который посоветовал пригласить на видеопробы Эйдельштейна: “Я честно предупредил Марка о наличии в фильме наготы и возможных обнаженных сцен, но его это не смутило. И хотя мы не виделись до этого вживую, с первого съемочного дня Марк показывал высокий профессионализм”. Шон Бэйкер также добавил, что рад возможности поработать с потрясающими российскими актерами и выразил надежду, что фильм будет показан в России. На данный момент информации о том, когда состоится официальный релиз “Аноры” в нашей стране нет. Между тем, критики не исключают, что после “Пальмовой ветви” картина имеет все шанс быть номинированной на “Золотой Глобус” и “Оскар”.

Первые впечатления от просмотра

На удивление, в родном Голливуде “Анору” приняли на ура. Критики отдали голоса за тонкую работу Мэдисон и Эйдельштейна, сумевших показать страстный роман, а Борисова прозвали “похитителем кадра” – он получился молчаливым, но таким пронзительным и многогранным. Американские издания написали: “Анора” – приятное зрелище, поднимающее вопросы привилегий, власти денег, различия культур. Фильм приобретает форму комического насилия, когда начавшийся роман достигает своего апогея. Режиссеру удалось честно и открыто показать далеко не чистую жизнь американского класса, зачастую невидимого для окружающих”.

После того как “Анора” (фильм, 2024) забрала главный приз в Каннах, отечественные критики не оставили ее без своего внимания: картина демонстрирует искреннее человеколюбие, а ее режиссер воспринимается счастливым ребенком, которому захотелось показать в людях добрые стороны”.

История не о любви

Надо отдать должное, в картине романтическая линия раскрыта достаточно хорошо: мы видим неподдельное влечение на экране и череду счастливых лиц главных героев, которые “дорвались” до своего счастья. Через крупные планы, веснушки на щеках и кудри в стразах авторы как будто добиваются от зрителей веры в то, что у молодых влюбленных все “серьезно и навсегда”. С другой стороны, насколько искренне можно верить, что неопытный в любовных делах, но с большим родительским кошельком подросток сможет решить “взрослые” проблемы 23-летней героини? И хотя романтический элемент “Золушки” присутствует, не стоит забывать, что сказки могут закончиться, а на жизнь придется зарабатывать самим, без посторонней помощи. Действительно, состоятельный мужчина мог бы решить проблемы, но зависимый от родителей подросток – вряд ли.

Наконец, хрупкому миру влюбленных приходит конец с появлением “хулиганов”, исполненных почему-то, по задумке режиссера, представителями армянской диаспоры и примкнувшим к ним Юрой Борисовым. Они играют роль воспитателей, чтобы сказать – с любовными шалостями пора заканчивать. На этом моменте романтическая картина переходит в криминальное бегство по окрестным районам.

“Красотка” иного рода

И все же не стоит сравнивать “Анору” со знаменитым голливудским хитом – сегодня другое время и другие отношения, в которых та история давно потеряла актуальность с тем оригинальным посылом, с каким “Красотку” видел Гарри Маршалл. Возможно, отношения с девушками, которым можно заплатить за любовь, покажутся обыденной вещью, но точно не людям старой закалки.

Фильм получает добрую порцию комичности с появлением в жизни главного героя местных армян, которых его заботливый родитель отправил для “решения проблемы”. При всей суровости ситуации зрителя есть чем рассмешить – все герои говорят аж на трех языках, при этом друг друга не слышат.

Не слышать – в этом и заключается основное послание режиссера. Влюбленной парочке хочется оставить шанс на искренние намерения: ну вдруг они действительно любят друг друга; Ивану все равно, чем девушка занималась, а ей вовсе не нужны его семейные деньги? Но, к сожалению, отношения на экране рушатся стремительно: из-за социальных различий, стереотипов и родителей, которым кажется, что они лучше знают своих детей.

Честно и правдиво

Отзывы о фильме “Анора” в один голос утверждают: режиссер демонстрирует силу денег и власти, которые готовы смести с пути человеческие чувства. При этом, даже попадая в эту “воронку”, главная героиня, в отличие от персонажа Эйдельштейна, сохраняет лицо, словно доказывая – право на отношения есть у каждого, независимо от социального положения.

Внимательные зрители заметят в “Аноре” тонко выделенные режиссером моменты: кадры превращаются в вереницу, камера зачастую куда-то спешит, да и актерская игра порой несдержанна. Все это говорит о желании жить и быть здесь и сейчас, пока с тобой происходит череда событий. Герои показаны живыми, режиссер относится к ним без лишних издевок или осуждений. Он дает надежду на счастье, при этом не говоря, что все будут счастливы.

“Анора” получилась безудержным фильмом, заставляющим сердце во время просмотра колотиться быстрее. Это – печальная и местами смешная история про невозможную любовь и стереотипы о русской культуре, которые жизни в стране грез только мешают.

Комментарии