“Я там, где ждут люди, я жду встречи с ними”: Юрий Башмет о своем возрасте и музыке будущего

Юрий Абрамович Башмет известен в качестве альтиста, дирижера, педагога и общественного деятеля. Он носит звания Героя Труда РФ, народного артиста СССР. Он награжден Госпремией Союза ССР, а также четырьмя Госпремиями РФ, премией "Грэмми". В 2023 году, 24 января, Башмет отметил 70-летний юбилей. В своих интервью он рассказывает о том, как относится к своему возрасту, о своих знаменитых друзьях и коллегах, о видении музыки будущего.

Живой процесс

У Юрия Абрамовича существует традиция - на каждый свой день рождения в Москве он дает концерт. Когда корреспондент спросил его, как он относится к этому празднику, любит ли его, артист ответил, что питает любовь к самой жизни. Сцена же является ее неотъемлемой частью. К концертам он относится как к очередной ступени импровизации, но имеющей больше концентрации. Ее следует подать так, чтобы она была понятна слушателю.

При этом ожидать завершенности не следует. Потому что, если музыканту покажется, что он сыграл идеально, то необходимо все разрушить, выбрав новый путь. Останавливаться на полученном результате нельзя, взяв его за образец. В этом, по мнению Башмета, присутствует и хитрая позиция, своего рода маленькое оправдание. Когда что-то не вышло, можно сослаться на то, что это живой процесс.

"Я там, где ждут люди"

О своих годах Юрий Башмет говорит, что не ощущает себя в каком-то конкретном возрасте. Просто ему нравится, как на сегодняшний день развиваются события в его жизни. Его ожидают гастроли, новые программы, концерты.

Альтист отмечает:

Я там, где ждут люди, я жду встречи с ними. Таких городов уйма, да и публики очень много.

Музыкант чувствует особую ответственность перед публикой. Ведь когда концерты посещают его поклонники, они сравнивают его игру с предыдущими выступлениями. Некоторые приходят сначала с маленькими детьми, а потом и тогда, когда эти дети уже учатся в консерватории. Происходящий обмен жизненным опытом потрясает.

Фан-клубы по всему миру

У Юрия Башмета есть фан-клубы по всему миру. Он рассказал, что в Японии - замечательный клуб. Его участники узнают график гастролей, а, приходя на концерты, дарят белые лилии. У японцев имя Юрий ассоциируется с этими цветами. Поклонники всегда ожидают его после концерта, демонстрируют ему программки по годам. Те, что были приобретены и 10, и 20 лет назад. В Корее и в Китая повторяется похожая история.

Российская публика также приходит со старыми программками. Приносят и виниловые пластинки, выпущенные фирмой "Мелодия". Был случай, когда принесли книгу Юрия Абрамовича "Вокзал мечты" 2003 года выпуска.

Эффект взорвавшейся бомбы

Репертуар альтиста содержит ряд особенных произведений. Среди них концерт Альфреда Шнитке для альта. Он написан для Юрия Башмета и посвящен ему. Артист поведал историю его появления.

В 1976 г. в Доме композиторов, в зале ресторана "Балалайка", вслед за премьерой Фортепианного квинтета состоялся ужин. Тогда существовала традиция, согласно которой композитор угощал исполнителей. И Башмет предложил Шнитке подумать о том, чтобы написать для альта с оркестром большой концерт.

Тот, будучи очень занятым, собирался долго, но по прошествии восьми с половиной лет все же создал такой концерт. Его премьера состоялась в Амстердаме и вызвала эффект взорвавшейся бомбы. Сам Альфред Шнитке сказал, что это его лучшее инструментальное сочинение.

Дружба с Ростроповичем

Башмет дружил с выдающимся дирижером и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. У него Юрий Абрамович учился тому, как следует жить. Тот жил весело, интересно, постоянно импровизировал, часто шутил, рассказывал анекдоты. Альтист признался, что гордится тем, что познакомил друга с Альфредом Шнитке.

Будучи в гостях у Мстислава Леопольдовича в Париже, он ознакомил его с записью того самого альтового концерта, поскольку аудиокассеты у него всегда были при себе. Послушав ее, Ростропович прослезился. Ему захотелось, чтобы Шнитке написал что-то и для него. На тот момент между ними не происходило никаких контактов.

Тогда Юрий Абрамович вызвался передать Альфреду Гарриевичу небольшое письмо от Ростроповича. После этого началось их общение, в процессе которого для виолончелиста были написаны сильные сочинения. Множество вещей Шнитке было исполнено Ростроповичем и в качестве дирижера.

Концерт "На троих"

Юрий Башмет вспоминает, что к Шнитке образовалась своего рода очередь за написанием новых произведений. Первым в ней был Юрий Абрамович, за ним шел Гидон Кремер, скрипач, третьим был Мстислав Ростропович. Шнитке был уже не совсем здоров, и его осенила гениальная мысль: он решил удовлетворить всех троих сразу. Так он написал концерт под названием "На троих", предназначенный для исполнения скрипкой, альтом и виолончелью.

С Гергиевым играет лучше

Еще одним другом Юрия Башмета среди выдающихся дирижеров является Валерий Гергиев. Альтист отметил, что премьера концерта Шнитке, о котором было сказано выше, в СССР состоялась в Ереване, а дирижировал тогда Валерий Абисалович. А также он дирижировал и другим сочинением, написанным специально для Башмета. Это симфоническая поэма "Стикс" композитора Гии Канчели.

Юрий Абрамович говорит, что играть с Валерием Гергиевым ему очень нравится. Он считает, что вместе с ним играет намного лучше. Наверняка, тот тоже получает удовольствие от их совместного творчества. Во время исполнения аж искры летят!

Следует ожидать новых прорывных произведений

Юрий Башмет выразил свое мнение об участии в российских фестивалях артистов из других стран, заявив, что в наше сложное время должна появиться новая музыка:

Артисты, которых мы приглашаем, все хотят приехать. Даже украинские. И все понимают, что тут безопасно. Но они боятся возвращаться к себе домой! Они говорят нам, что по возвращении их могут ждать крупные неприятности. Так что все определяется характером каждого человека, его склонности к риску. Цель фестиваля - собрать разных музыкантов и жить музыкой, искусством в широком смысле слова. Людям нужна духовная пища, людям нужны любовь в космическом смысле. Если нет любви, то на сцену и выходить нет смысла.

Дирижер считает, что творческие люди придут к тому, что напишут новые произведения, которые станут настоящим прорывом:

Мне кажется, сейчас такое острое время, как уровни возбуждаемости вулкана. Первая, вторая, третья степень, когда туристов уже на гору не пускают. Четвертая стадия - это извержение вулкана. Так вот, извержения у нас еще не произошло, мы пока на третьей стадии. И это у творческих людей порождает новые темы, особую остроту восприятия. У нас появятся шедевры в литературе, музыке. Души людей находятся в кульминационной фазе, уже звучит крещендо. И я не сомневаюсь, что появятся новые замечательные произведения. А вот кульминации, того извержения кратера, я боюсь.

Как пример того, что под влиянием общественных катаклизмов создаются гениальные произведения, Юрий Абрамович привел "Метаморфозы", написанные Рихардом Штраусом:

Я уверен, что нас ждут новые шедевры. Например, после Сталинградской битвы Рихард Штраус написал произведение «Метаморфозы», а рабочее название у него было «Реквием по погибшей Германии». Штраус был главным музыкантом в гитлеровской Германии, а жена у него - еврейка. Когда ее арестовали, Рихард добился аудиенции у Гитлера, и договорился, что ее не тронут, а он слагает себя все посты и ведет уединенную жизнь. Главное, что есть импульсы, как Сталинградская битва. Слушатель может об этом не знать, он наслаждается изысканной музыкой. И сейчас идут импульсы со всех сторон. Музыка обращается к личности, а не к стаду.

Из ярких сочинений, которые уже созданы, маэстро назвал музыку, написанную к музыкальной драме "Ибсен. Recycle", поставленной по мотивам произведений Генрика Ибсена и отсылающей к творчеству Эдварда Грига. Автор этой музыки Валерий Воронов. Башмет охарактеризовал ее как крайне неожиданную.

Артист указал на "резерв", который сегодня остается незадействованным композиторами. Речь идет о мелодичности. Вот его мнение по этому поводу:

Почему сегодня никто не может написать Шестую симфонию Чайковского? Было такое время, когда было стыдно писать красивые мелодии на привычные гармонии. А вот Чайковский не стыдился. Да, Рахманинов пытался избегать такого, но во Втором концерте у него огромное количество мелодий, которым и Чайковский позавидовал бы. Я не призываю всех композиторов возвращаться к мелодичности. Но призываю не отбрасывать ее. Мы прошли через невероятные эксперименты со звуком. Но если сегодня вернуться к мелодичности, то с учетом набранного в экспериментах опыта это уже не будет банальным. Тот же Кузьма Бодров очень интересно экспериментирует с этим.

Что же касается "отмены" русской культуры за рубежом, то Башмет считает, что это в принципе невозможно. Чайковского нельзя запретить, как нельзя запретить Баха.

Комментарии