Как матери разговаривать с ребенком, чтобы он слышал сразу: 8 ценных советов

Эффективное общение является залогом успешного воспитания. Нет проблем в том, чтобы обсудить с ребенком что-то приятное. Но когда речь идет об установлении правил, ограничений, запретов, нравоучений, тогда возникают сложности. Ребенок может кивать головой и делать вид, что согласен с вами, но впоследствии продолжать поступать так, как считает нужным. А если во время беседы станете повышать на ребенка голос, то он может занять оборонительную позицию и агрессировать.

Как же правильно себя вести родителям, чтобы ребенок услышал и понял их с первого раза? Вот восемь советов, которые точно стоит взять на вооружение всем мамам и папам.

Говорите тихим и спокойным голосом

Когда ребенок не слушается, вредничает, то порой бывает сложно сдержать негативные эмоции. Однако это непременно нужно сделать для того, чтобы наладить контакт с чадом. Когда родители переходят на крик, то в большинстве случаев дети попросту перестают воспринимать поступающую информацию. В этот момент из-за стресса их мозг как бы «отключается». Дети ждут только одного - когда наконец взрослые перестанут кричать.

Вывод: чем чаще вы повышаете голос, тем меньше ребенок понимает из того, что вы говорите. Воспользуйтесь простым лайфхаком: перейдите на шепот, говорите тихо, но так, чтобы вас было слышно. Тогда сможете создать благоприятную атмосферу для серьезной беседы по душам, и ребенок не будет проявлять ответную агрессию.

Акцентируйте внимание на позитиве

Не давайте характеристику ребенку, говоря о том, что непослушный, глупый, странный и т. д. Если один раз он оступился или поступил неправильно, это не значит, что он всегда так будет себя вести. Избегайте фраз наподобие «Ты с ума сошел!», «В кого ты такой уродился», «Хватит уже ныть», «Как же с тобой трудно», «Ты просто невыносимый» и т. д. Подобные высказывания сразу настраивают ребенка против вас. Мало того, они откладываются у него в подсознании, вызывая чувство вины, стыда, ощущения собственной никчемности. После этого ребенок в знак протеста перестанет вас слушаться и будет поступать так, чтобы оправдать те характеристики, которыми вы его наградили: станет действительно несносным, непослушным и т. д.

Поэтому в разговоре не оскорбляйте, не обижайте ребенка, а акцентируйте внимание на позитивных вещах. Выражайте надежду на то, что сейчас вы обсудите тот или иной вопрос и в будущем ребенок точно не будет совершать подобных ошибок.

Откажитесь от слова «нет»

Слово «нет» в воспитательных беседах вызывает у ребенка гнев, обиду, агрессию. Он чувствует себя беспомощным и загнанным в угол, ведь его насильно заключают в какие-то рамки и он ничего не может с этим поделать. Это вызывает протестный настрой.

Поэтому в любой беседе откажитесь от слова «нет». Замените его любыми синонимами. Например, «может быть», «посмотрим» и т. д. Тогда у ребенка появится хоть какая-то надежда получить то, что он хочет.

Проявляйте эмпатию и уважение

Когда родители без объяснений отдают приказы, как нужно и как не нужно себя вести, то детям взрослые кажутся бесчувственными и хладнокровными персонами. Из-за этого у них пропадает желание идти на контакт.

Чтобы наладить с ребенком общий язык, проявляйте к нему уважение и эмпатию. Начинайте диалог с фразы-описания чувств ребенка. Например: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что мы не можем сделать так, как хотелось бы тебе (пояснения и аргументы, почему взрослые не могут удовлетворить запрос чада)».

Выбирайте время и место

Для серьезной воспитательной беседы необходимо выбрать правильное время и место. Не начинайте нравоучительных разговоров на улице, например когда вы возвращаетесь домой из школы. Или когда ребенок занят своим делом, а вы «выдергиваете» его и обрушиваете море обратной связи относительно его поведения. Это то же самое, как если бы вы собирались пойти к стоматологу, а врач поймал вас на улице с бормашинкой и приступил к лечению зубов прямо с ходу.

Заранее сообщите ребенку, когда у вас состоится серьезный разговор. Например, забирая чадо из школы, вы узнали о каком-то его проступке. Скажите ребенку, что вечером поговорите на эту тему.

Раскладывайте все «по полочкам»

Если вы хотите, чтобы ребенок учился на своих ошибках и впредь не повторял их вновь и вновь, откажитесь от лаконичных запретов. Такое практиковалось раньше: как родитель сказал, так и будет, и ребенок должен просто подчиниться, не задавая лишних вопросов. Сегодня считается, что данный метод воспитания не является эффективным.

Всегда объясняйте ребенку, почему этого нельзя делать или почему именно так не нужно поступать. К каким последствиям может привести нарушение установленного правила? С какими трудностями ребенок рискует столкнуться? Чем подробнее вы объясните суть, тем проще ребенку будет понять, что вы от него хотите. Тогда не будет необходимости в долгих уговорах. Он увидит, что ваши запреты или ограничения не беспочвенны, а логичны, разумны, понятны и делаются во благо ребенка.

Никаких угроз и шантажа

Некоторые родители заранее предупреждают ребенка о штрафных санкциях, которые будут к нему применены в случае непослушания. Например: «Если будешь продолжать в том же духе, тогда я сделаю то-то и то (заберу телефон, отключу Интернет и т.д.)».

Почему так не нужно делать при первом разговоре? Потому что вы сразу даете ребенку негативную установку, что вы ожидаете от него совершения той же ошибки в будущем. Вы уже к этому готовы, поэтому отчасти сами и подталкиваете к тому, чтобы вас ослушаться.

Когда ребенок в первый раз совершает ту или иную ошибку, ваша задача заключается в том, чтобы объяснить, что он делает не так и как надо делать. А в завершение выразить надежду, что впредь такого не произойдет. Можно и нужно подкрепить свою речь похвалой в адрес ребенка: «Ты умный и толковый парень. Я уверена, что ты все понял и сделал правильные выводы».

Только если ситуация повторяется вновь и вновь, можно прибегать к штрафным санкциям, но это должна быть крайняя мера, и желательно не доводить до этого. Скажите: «Мы с тобой три раза обсуждали эту тему. К сожалению, пока ты меня не услышал. Хочу предупредить, что в следующий раз я буду вынуждена изолировать тебя от соцсетей на неделю. Лично мне бы очень не хотелось этого делать. Искренне надеюсь, что до этого не дойдет и что ты исправишься».

Создавайте дух общности и единства

Не допускайте конфронтации вас и ребенка. Ваша цель — это донести до ребенка мысль о том, что вы вдвоем пытаетесь справиться с определенной проблемой. Для этого почаще используйте местоимение «мы», чтобы создать атмосферу общности, единства. Ребенок должен понять, что вы ему помогаете, а значит, вы для него друг, а не враг.

Например: «Уверена, что мы вместе справимся с зависимостью от соцсетей», «Давай договоримся, что мы с тобой всегда будем откровенны друг с другом. Мы с тобой против обмана и вранья». Таким образом вы вовлекаете ребенка в сотрудничество, помогаете почувствовать себя одной командой.

Вместо заключения

Нужно помнить, что в основе успешного эффективного воспитания лежит безусловная любовь к ребенку. Когда он будет ее чувствовать, тогда не придется прибегать к экстремальным мерам наподобие угроз, шантажа, установления жестких ультимативных правил.

Не бойтесь проявлять свои чувства и эмоции по отношению к ребенку. Если даже он оступился, то должен знать, что после проступка вы не будете меньше его любить. Он должен понимать, что у него есть шанс на исправление. Также не бойтесь извиняться сами, если что-то сделали неправильно (например, не сдержали негативных эмоций, накричали на детей и т.д.).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понимает ли вас ребенок с первого раза?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.