А давайте перестанем говорить ребенку: "Молодец!": как правильно хвалить сына или дочь. 8 советов

В нашем обществе употребление слова "молодец" для похвалы детей стало нормой. Мы говорим "молодец" при каждом малейшем успехе или достижении ребенка, но, кажется, забываем, что такая похвала может нести с собой некоторые негативные последствия. Воспитание здорового самооценочного отношения у детей требует более осознанного и конструктивного подхода к хвалебной риторике.

Почему нельзя говорить ребенку, что он молодец

Говорить ребенку, что он молодец, не всегда является наилучшим подходом в хвалебной коммуникации. Вот несколько причин, почему использование этой фразы может быть нежелательным:

  1. Постоянное повторение фразы "ты молодец" за каждое действие или достижение ребенка может привести к обесцениванию похвалы. Ребенок может начать принимать ее как самоочевидность и перестать стремиться к развитию или достижению новых целей.
  2. Фраза "ты молодец" сосредоточена на конечном результате, но не уделяет внимания усилиям и процессу, которые привели к этому результату.
  3. Эта фраза может вызывать у ребенка страх перед неудачей и стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих. Ребенок может начать избегать новых вызовов и рисковать своим развитием, чтобы не подвергаться возможным разочарованиям или негативной реакции со стороны окружающих.
  4. Постоянное использование фразы "ты молодец" может способствовать формированию у ребенка зависимости от внешней похвалы и одобрения.

Существует 8 правил, соблюдение которых позволит сформировать у ребенка правильное отношение к похвале.

Будьте конкретны

Стремитесь быть конкретными в своих словах похвалы. Вместо общих и размытых выражений, фокусируйтесь на конкретных вещах и действиях. Например, "Я очень рад/рада, как быстро ты убрал все свои игрушки", "Ты сделал/сделала уроки очень быстро, теперь у тебя есть время поиграть."

Такие конкретные выражения похвалы помогут ребенку лучше понять, какие именно его действия или решения были ценными и вызывают положительные эмоции у родителей. Это также позволит ребенку развивать понимание своих сильных сторон и стимулировать их развитие.

Хвалите даже за старания

Важно избегать ситуаций, когда ребенку говорят, что у него все отлично получается, если на самом деле это не так. Вместо этого лучше похвалить его за усердие, настойчивость, терпение, идеи и другие положительные качества. Вот несколько примеров:

  • "Я восхищаюсь твоим терпением. Ты продолжаешь стараться, даже когда сталкиваешься с трудностями."
  • "Ты очень выносливый. Ты не сдаешься и продолжаешь идти вперед, даже когда дело становится сложным."
  • "Мне нравятся твои идеи. Ты всегда приходишь с интересными и творческими предложениями."
  • "Ты такой сообразительный! Давай попробуем придумать другой способ решения проблемы."

Такие формы похвалы помогут ребенку ценить усилия и развивать позитивные качества, вместо того чтобы основываться на иллюзии об идеальности.

Хвалите искренне

Дети чувствуют, когда похвала является просто формальностью или попыткой угодить им. Искренность и подлинность похвалы играют ключевую роль в установлении доверительных отношений с детьми. Когда похвала или благодарность исходят от сердца и отражают истинное признание усилий и достижений ребенка, они становятся гораздо более ценными и вдохновляющими.

Поэтому, когда хвалите или выражаете благодарность своему ребенку, старайтесь делать это искренне и от всего сердца. Уделите внимание конкретным действиям, усилиям или качествам, которые вам впечатлили. Покажите ребенку, что вы искренне цените его усилия и достижения.

Не критикуйте после похвалы

Важно разделять похвалу и критику при общении с ребенком. Когда мы смешиваем похвалу и критику в одном высказывании, похвала может потерять свою ценность и не будет восприниматься ребенком как искренняя.

После похвалы лучше избегать негативных или критических комментариев. Если вы хотите выразить свои замечания или дать советы, лучше сделать это в отдельном контексте и отдельной фразой, а не сразу после похвалы. Например, вместо того, чтобы сказать "Сделал уроки — хорошо, но почему такой беспорядок в комнате?", лучше сказать: "Сделал уроки — хорошо! Теперь можешь позаботиться о порядке в комнате?".

Это поможет сохранить позитивное восприятие похвалы и позволит ребенку лучше понять, что его усилия и достижения ценятся, независимо от возможных замечаний.

Не нагружайте ответственностью

Важно хвалить ребенка, но не нагружать его излишней ответственностью или создавать ожидания, которые могут вызвать тревогу и стресс. При использовании похвалы лучше уделять внимание текущим достижениям и прогрессу, не ставя перед ребенком чрезмерные ожидания на будущее.

Например, вместо фразы "Так держать! В следующий раз точно у тебя получится лучше", можно сказать: "Отличная работа! Ты проделал большое усилие и я вижу твой прогресс. Продолжай в том же духе!".

Такой подход позволяет ребенку ценить свои достижения в настоящем и ощущать поддержку, не навешивая на него слишком высоких ожиданий на будущее.

Хвалите за достижения

Правильные усилия приводят к правильным результатам — достижениям. Родители часто не замечают детских достижений (если это не что-то грандиозное) и относятся к ним свысока. Если ребенок нарисовал свой первый рисунок, который, возможно, не вызывает у вас восторженных чувств, все равно похвалите его. Достижения объективны и любые достижения нужно хвалить, а особо ценные желательно поощрять материально.

Не хвалите за оценки

Оценки являются субъективной категорией и не всегда полностью отражают реальные знания и достижения ребенка. Хвалить ребенка только за высокие оценки является неправильной практикой, которая может негативно повлиять на его мотивацию и развитие.

Когда родители слишком сосредоточены на оценках и поощряют только высокие баллы, дети могут начать стремиться только к получению хороших оценок, вместо истинного понимания и усвоения знаний. Это может привести к поверхностному обучению и ориентации на оценочные меры, вместо развития навыков критического мышления и творческого подхода.

Хвалите за проявленные качества

Представьте, что по возвращении домой вы обнаруживаете, что ваш ребенок самостоятельно приготовил ужин. Возможно, блюдо не выглядит аппетитно, имеет неприятный запах и, вероятно, не самый лучший вкус. Кухня выглядит как поле битвы.

Наилучшей реакцией будет похвалить ребенка. В конце концов, он проявил инициативу, заботу о семье и взял на себя ответственность за готовку ужина. Вместо того чтобы хвалить его за испорченные продукты и беспорядок на кухне, целесообразно похвалить его за проявленные качества. Необходимо сосредоточиться на позитивных чертах, которые он продемонстрировал, и объяснить, что можно было сделать по-другому.

Комментарии