С 3-4 лет: когда пора учить детей пользоваться деньгами и копить на желаемое

Формирование правильного денежного мышления у детей обязательно пригодится им во взрослой жизни, поскольку финансовая грамотность позволяет научиться правильно обращаться с деньгами. При помощи рекомендаций эксперта Раджан Лакхани узнаем о том, как вести беседы о деньгах с детьми разного возраста.

Возраст от 3 до 4 лет

В этот период ребенок начинает понимать, что такое деньги и какова их функция. Объясните ребенку, что за все товары нужно платить, начиная с продуктов и заканчивая игрушками. Во время похода в супермаркет выбирайте вместе товары, озвучивайте цены, укладывайтесь в определенную сумму. Вам может показаться, что малыш не умеет считать, поэтому такая практика будет бесполезной. На самом деле это не так, поскольку дети очень быстро учатся и начинают все понимать правильно.

Отличной идеей будет поиграть в магазин, в котором ребенок выступит в роли продавца. Вместе с ним расставьте игрушки, на которых будут стоять ценники (вместе с малышом обсудите цену в зависимости от его предпочтений). Затем покупайте у него импровизированные товары, суммируя все деньги за каждую покупку. Обычно дети очень любят эту игру, и через некоторые время ваш сын или дочка сами станут инициаторами.

Если ребенку от 5 до 7 лет

Наверняка ваша предыдущая практика игры в продавца и покупателя не пройдет даром, ребенок быстрее научится считать и сможет самостоятельно определять сумму покупок. Теперь вы сможете его приобщить к их совершению в супермаркете, причем некоторые товары он не просто будет суммировать, чтобы получить определенную цифру, но и сравнивать цены. Это отличная практика для подсчетов, и ваш ребенок пойдет в школу уже подготовленным (будет ориентироваться в числах и буквах, поскольку у него появится возможность получить навыки чтения наименований товаров). В этом возрасте он также сможет некоторые покупки совершать самостоятельно, используя настоящие деньги для покупки недорогих предметов в магазине.

Копилка

С возраста от пяти лет ребенок может собирать деньги в копилку. Выберите прозрачную, чтобы не только вы, но и сам ребенок имел возможность наблюдать за тенденцией роста денег. Наверняка к этому времени вы его уже научите распознавать деньги по номиналу, и он будет знать все монетки и купюры, что даст ему возможность легко ими оперировать. Объясните, какие именно деньги можно складывать в копилку (например, сдачу из магазина), а также цель накоплений. Например, пусть ребенок определится, на что потратит средства, когда копилка будет наполнена. Также расскажите, что раньше времени доставать монетки и купюры нежелательно, копилка – это емкость для сохранения денег, предполагаемых для использования в долгосрочной перспективе. Это поможет сыну или дочке стать терпеливым, последовательным и целеустремленным.

Ознакомление с картой

Расскажите о том, по какому принципу работает карта и как ею расплачиваться. Объясните, что деньги на ней имеют не меньшую ценность, чем наличные. Именно поэтому необходимо постоянно учитывать, какая сумма лежит на счету, сколько можно потратить и как не допустить чрезмерных расходов. Такую информацию ребенок сможет усвоить начиная с шести лет. Будет замечательно, если сын или дочка уже будут осведомлены в этом вопросе до того, как пойдут в школу. Сегодня лучшей системой оплаты является именно виртуальная, чтобы ребенок не потерял деньги. И если он будет ориентироваться в использовании карты, ему будет намного проще и удобнее.

Также будет нелишним показать ребенку, как деньги могут обналичиваться с использованием банкомата. Это станет наглядным примером того, что разницы в наличных и безналичных деньгах нет, все они одинаково ценны (в будущем это позволит ребенку быть бережливым и бдительным по отношению не только к наличным, но и виртуальным деньгам, которые он не видит и не может потрогать руками).

Экономия, бюджет, расходование, доход

Не бойтесь использовать непонятные для детей (на первый взгляд) слова. Расскажите о том, что такое доходы и расходы, бюджет, особое внимание уделите понятию «экономия». Объясните, как можно при умении совершать правильные покупки, экономить деньги, зачем это нужно и даже необходимо. Ребенок будет слышать правильные слова, он к ним привыкнет, станет также использовать в нужной трактовке, что поможет ему научиться финансовой грамотности с раннего возраста. Когда он подрастет, все эти навыки однозначно пригодятся на практике. Это не позволит взрослому человеку быть несведущим в вопросах денег, проявлять инфантильность и неумение правильно обращаться с финансами (таких примеров очень много, и безграмотные в этих вопросах люди сильно страдают, в том числе и от действий мошенников).

Карманные деньги

К ним можно приучать ребенка с пяти лет (если он уже научился считать и прошел все стадии обучения управления деньгами, о которых было упомянуто выше). Обязательно расскажите и научите сына или дочку правильно распоряжаться карманными деньгами до того, как ребенок пойдет в школу. Так он сможет грамотно планировать свои расходы, распределяя деньги на неделю, две недели или месяц. Определитесь с суммой, которую вы сможете выделять, выберите день выплаты, старайтесь не нарушать договоренности сами и попросите не делать этого ребенка. Он может потратить все деньги сразу, но в этом случае ему придется обходиться без них до следующей выплаты.

Советуйте, как он может правильно потратить деньги, но не забывайте, что эта сумма отныне принадлежит не вам, поэтому не требуйте отчета и ни в коем случае не наказывайте за неправильное использование. К примеру, если ребенок потратил деньги не так, как вы планировали, он все равно должен получить следующую выплату в обговоренный срок.

Возраст от 8 до 12 лет

В этом возрасте ребенок может сам зарабатывать деньги, а именно у него должны быть обязанности по хозяйству. Вы можете ему увеличить размер суммы карманных денег или договориться о том, чтобы платить за определенную работу. Не стоит включать в этот список то, что он должен делать как член семьи и что касается ухода за собой (заправить постель, убраться в своей комнате, кормить домашнего питомца). Дополнительные деньги можно заработать, к примеру, за каждую прополотую грядку на даче и пр.

Правильные установки

Ребенок постоянно должен слышать только правильные установки, причем с раннего детства. Никогда не говорите о том, что у вас нет денег или вы чего-то не можете себе позволить (и ему в том числе). «Мы не можем позволить купить эту вещь» замените на «мы можем выбрать вместе этой вещи другую». Именно так должны звучать ваши фразы. Учите ребенка быть бережливым, но в то же время не жадным, экономным, но не отказывающим себе во всем. Объясните, как правильно расставлять приоритеты относительно трат, что необходимо покупать в первую очередь, что можно отложить на потом или вовсе отказаться. Откажитесь от риторики бедняка и не пугайте этим своего ребенка. Он должен расти с четким представлением о том, что стать успешным и богатым – это возможно и к этому следует стремиться.

Вместо заключения

Учите ребенка финансовой грамоте постоянно, помогайте разобраться в этих вопросах и предоставляйте право быть самостоятельным. Не забывайте подавать хороший пример, поскольку от этого зависит отношение ребенка к деньгам в будущем. Старайтесь вырастить его осведомленным в этом важном вопросе, что значительно облегчит его жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

С какого возраста ваш ребенок усвоил финансовую грамоту?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.