Люди много тысячелетий не могли слышать… собственный голос! Вернее, они отлично различали все слова, произносимые ими, но совершенно иначе, чем окружающие. Задумались они об этой проблеме только тогда, когда звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура получила широкое распространение и стала доступна всем желающим.
Сам себя не узнаю…
Многие певцы, в том числе очень известные, с наступлением эры грамзаписи жаловались на то, что совершенно не узнают самих себя, записанных на пластинки. Тогда, в далекие годы, это относили на счет несовершенства технических средств и искажений, неизбежных на всех этапах создания ацетатного (позже винилового) диска. Магнитные носители также передавали звук неидеально, и даже сейчас, в эпоху сплошных цифровых технологий, сведших искажения (как линейные, так и нелинейные) к минимуму, эффект неузнаваемости сохранился. Так в чем же дело, если форма сигнала передается почти со стопроцентной достоверностью? Оказывается, мы в принципе слышим свой голос иначе, чем окружающие нас люди.
О природе звука
Каждый любитель музыки, пытавшийся усовершенствовать акустические колонки, знает, что стоит только извлечь динамик из корпуса, он тут же начинает звучать совсем иначе. Басы куда-то пропадают, музыка «обедняется» и становится какой-то «плоской». Все дело в том, что коробки, в которой находятся громкоговорители, обладают собственными резонансными частотами, подчеркивающими некоторые участки спектра, и улучшают тембр. Примерно та же ситуация возникает и во время разговора или пения. С той только разницей, что роли «корпусов колонок» играют наши черепа. У них тоже есть акустические характеристики, существенно влияющие на восприятие звука. Вибрации, возникающие во всех элементах этой сложной колебательной системы, а особенно в костях черепа, искажают восприятие сигнала, который все остальные воспринимают только как движение воздуха с определенными частотами.
Что же делать?
Относительно недавно ученые выяснили, что певческий талант определяется не только красотой голоса и наличием музыкального слуха, но и способностью воспринимать издаваемые звуки отстраненно, и контролировать их. Тем не менее, даже самые выдающиеся исполнители во время работы в студии звукозаписи надевают наушники, чтобы обеспечить себе стопроцентную обратную связь.
Каждому человеку кажется, что его собственный голос звучит глубже, насыщеннее и выразительнее, чем на самом деле. Оттого и не любим мы слушать записи своих речей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание