Кому-то легко даются гуманитарные науки, кто-то легче справляется со школьными предметами технической направленности. Мы не будем говорить о гениях или вундеркиндах, поговорим об обычных школьниках. Точнее о тех, кому трудно дается изучение математики в школе.
Психологическая травма
Калифорнийские ученые выяснили причину нежелания заниматься математикой в школе. Дело в том, что трудности, связанные с решением математических задач, зависят не от низких способностей ребенка, а от наличия так называемой "математической травмы".
На примере своего опыта обучения математике Дженнифер Руеф, доцент кафедры педагогических исследований, доказала, что математическая травма - из области психологии преподавания и обучения.
Математическая травма проявляется в изнурительном умственном торможении и даже отключении мозга ребенка при любых контактах с математикой.
Только без паники
Ученые пришли к выводу, что все начинается в начальных классах, именно там возникают первые проблемы с математикой. Поэтому прежде всего помощь надо оказать преподавателям математики, которые сами узнали в детстве феномен под названием "математическая травма".
Как можно требовать от учителя правильного или эффективного преподавания предмета, если он сам боится математики, имеет устаревшие представления о том, что значит быть хорошим математиком.
Главная ошибка этих педагогов в том, что они концентрируют обучение на таких показателях, как скорость решения задач и точность решения. Но ведь человек - не компьютер. И так ли важна скорость решения задачки и правильность ответа, если ученик выбрал верный логический ход?
Долой страхи
Математическая травма проявляется в виде тревоги и заканчивается страхом неправильно решить, выбрать неверный ход расчетов, не успеть своевременно сделать расчеты.
Разве быстрое воспроизведение таблицы умножения - это преимущество? Таким вопросом задаются ученые. Действительно, и преподавателям, и родителям хочется, чтобы их дети отличались быстротой и точностью в расчетах.
На их взгляд, это самый лучший показатель хорошего математика в школе. Однако исследования показали, что страх и паника блокируют рабочую память, в итоге ребенок совершает ошибки, и сама собой появляется мысль, что математика - это невыносимо трудно.
Однако лучше всего запоминаются правила и формулы именно в процессе совершения математических действий. Осмысление лучше механического запоминания.
Мифы о чудовище
На самом деле, мифы о страшно трудном школьном предмете - математике, не только вселяют в ребенка страх быть неправым, но и влекут дальнейшие последствия. Страх может ограничить выбор школы для обучения, соответственно, повлиять на карьеру и профессию.
Что могут сделать родители и учителя, чтобы ребенок не получил математическую травму?Прежде всего, показать, что математика - это чудесная игра, основанная на цифрах и манипуляциях с ними. Она сродни фокусам.
Ведь бесконечные игры и головоломки могут быть увлекательны не менее, чем катание на скутере или рыбная ловля. Судоку, головоломки и даже некоторые карточные игры создают в игровой и ненавязчивой форме обязательность использования математических закономерностей. А в игре, как известно, даже математические правила запоминаются легче и быстрее.
Гуманитарий - звучит как приговор
В наши дни даже целые школы могут быть с гуманитарным или математическим уклоном. Это при общем среднем образовании.
И учителя, и родители зачастую торопятся заклеймить ребенка, обозначив его способности - технарь или гуманитарий. Как правило, те дети, что попадают под ярлык гуманитария, считаются не способными к математическим предметам, от них не ждут успехов в области точных наук.
По мнению ученых, от таких штампов и ярлыков надо уходить, потому что кроме вреда и психологической травмы они ничего с собой не несут.
Извилины должны работать, а не бояться
Дети, почувствовав, что преподаватели или родители от них не ждут особых успехов, тут же перестают напрягать "извилины" и фактически прекращают изучение математики или физики: мол, я тут узнал, что я гуманитарий.
В реальности же любой школьный предмет образовательного курса средней школы может освоить каждый ребенок, если, конечно, он физически здоров и не страдает каким-либо специфическим заболеванием.
Изменить отношение
Для того чтобы произошла математическая идентификация школьника, попробуйте изменить отношение к его ошибкам. Так советуют американские ученые. Они уверены, что отсутствие правильного ответа вовсе не убеждает в том, что ход мыслей ученика неверен. В таком случае лучше попросить школьника объяснить, как он пришел к определенному ответу, каково было его решение.
Совместная работа поможет педагогу точно узнать, в чем ребенок заблуждается. Задавая вопросы или наводя на нужный ход решения, взрослые должны соблюдать спокойствие и доброжелательность.
Нельзя показывать своего недовольства, даже если ответы ребенка неверны, ошибочны или вообще "не в ту степь". Любая грубость и нервозность со стороны взрослого не поможет, а лишь уничтожит доверительные отношения.
Если же педагог или родители сохраняют доброжелательное и заинтересованное настроение, это поможет укрепить веру ребенка в своих силах и быстрее добраться до правильного решения. А что самое главное - не нанесет математическую травму или других каких-либо не менее неприятных увечий.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание