«Пусть цвет поменяют на другой, но держатся подальше от черного!»: закон об окрашивании волос в исламе

Мусульмане во всем мире живут по законам шариата. В переводе с арабского языка это слово буквально обозначает "правильный путь" или "образ действия‎". Шариат представляет собой набор предписаний, которые определяют убеждения верующих, их нравственные ценности и религиозную совесть. Эти предписания в первую очередь черпаются из Корана, священной книги мусульман и из сунны - преданий о деятельности пророка Мухаммеда и о его изречениях. При этом шариатом регламентируются практически все области жизни. И не только моральная, правовая, но и бытовая. Например, рассматривается даже такой вопрос, как окрашивание волос.

Спорный вопрос

В современном мире окрашивание волос является самым обычным делом. При помощи него люди либо маскируют седину, чтобы выглядеть моложе, либо следуют за модными тенденциями, либо хотят поменять имидж, внести некую новизну в свою жизнь. Однако для мусульман это не такой уж простой вопрос, потому что правила шариата не дают однозначного ответа, можно ли мусульманам красить волосы.

В связи с этим разные правовые школы ислама дают различное толкование, что вызывает споры. Так, существует мнение, что окрашивание волос запрещено шариатом, однако часть толкователей указывает на то, что красить волосы разрешается, но при соблюдении определенных условий. Рассмотрим, что говорится об этом в суннах Пророка Мухаммеда.

"Поступайте наоборот"

В главе 18 сунн Пророка, в хадисе 4203, об окрашивание волос сказано следующее:

Поистине, иудеи и христиане не красят [волосы и бороды], вы же поступайте наоборот.

Таким образом, из этих слов можно сделать вывод, что как таковое это действие разрешено. Напротив, оно даже в некотором роде рекомендуется, чтобы отличаться от иудеев и христиан.

"Держитесь подальше от черного!"

Далее, в хадисе 4204, говорится о том, что использовать при окрашивании волос черную краску нежелательно:

В день покорения Мекки привели Абу Кухафу. При этом его голова и борода его были белыми, как [цветы растения] сагама, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Пусть цвет поменяют на другой, но держатся подальше от черного!"

Абу Кухафу был первым из праведных халифов, который правил в 632-634 гг. Он отец супруги Мухаммеда Аиши, ближайший сподвижник Пророка.

Лучшие средства - хна и катам

Хадис указывает на то, что посланник Аллаха порекомендовал использовать хну и катам для закрашивания седины:

Поистине, лучшим из того, посредством чего можно закрашивать седину, являются хна и катам.

Хной называют краску, получаемую из листьев лавсонии неколючей (по латыни - Lawsonia inermis), которые предварительно высушивают. Катам - растение, латинское название которого - Buxus dioica, из него также делают краситель для волос. При смешении хны и катама получается цвет, близкий к темно-каштановому. Согласно одному из толкований, судя по всему, в хадисах, когда говорится о запрете на черный цвет, имеется в виду чисто черный. Что же касается очень темных оттенков коричневого, то они разрешены.

Закрашивал ли седину Пророк

На этот счет в суннах содержатся противоречивые сведения. Так, в хадисе 4206 Абу Римса ат-Тайми, сподвижник Пророка Мухаммеда, передает:

Мы с отцом направились к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и оказалось, что у него доходящие до мочек ушей волосы со следами хны, и на нем было одеяние из двух зеленых полотен.

То есть мы обнаруживаем свидетельство того, что Мухаммед красил волосы, а, значит, запрета на это действие нет. При этом говорится о следах хны, что косвенно подтверждает ограничения, касающиеся черного цвета. Подобное свидетельство есть и в хадисе 4208, где тот же Абу Римса ат-Тайми говорит о еще одной встрече с Посланником Аллаха, отмечая:

А его борода была окрашена хной.

Однако в хадисе 4209 сообщается, что Мухаммед не прибегал к окрашиванию волос:

Когда Анаса ибн Малика спросили о том, красился ли Пророк, он ответил, что он не красился.

Нужно отметить, что Анас ибн Малик был очень близким человеком к Пророку и прослужил ему 10 лет. При этом комментаторы сунн придерживаются того мнения, что его слова не следует понимать таким образом, что Мухаммед действительно не делал этого. Возможно, Малик просто не знал об этом. Но другим об этом могли быть известно, о чем свидетельствуют, например, два предыдущих хадиса.

Вывод

Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что ислам не запрещает окрашивания волос. Однако придавать им черный цвет не рекомендуется. Предпочтительным является темно-каштановый. Тем не менее некоторые представители некоторых школ относят окрашивание волос к макруху. Это действия, которые не запрещены, однако совершать их все же нежелательно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что мусульманам не рекомендуется краситься в черный цвет?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.