Авторынок в России начал восстанавливаться?

После майского спада на автомобильном рынке России наблюдается небольшой подъем. Эксперты пока не берутся прогнозировать, начал ли сектор восстанавливаться, или это эффект отложенного спроса. Но если сравнивать с прошлогодними показателями, ситуация удручающая.

Предложение рождает спрос

Согласно отчету Комитета автопроизводителей АЕБ, в июле россияне приобрели 32 412 новых автомобилей. На фоне майских (24 268) и июньских (27 761) показателей рост в процентах весьма значительный. Неужели мы наблюдаем восстановление авторынка в России, несмотря на прогнозы скептиков?

Выводы делать пока рано. Если оценивать структуру продаж, то становится очевидным, что значительная часть машин – это складские запасы зарубежных марок, ряд которых уже приостановил деятельность из-за санкций, или снизил свою активность.

Яркий пример – бестселлер прошлых лет Hyundai Solaris. В июле продано всего 385 авто. Но это объясняется не потерей интереса со стороны покупателей, а приостановкой работы автозавода в Петербурге. На данный момент запасы готовой продукции этой модели иссякли.

Похожая ситуация с российскими легковушками. Продано 1641 единиц Lada Vesta, что ставит модель по популярности на 2-е место. Однако это тоже складские запасы. Как известно, после прекращения поставок импортных комплектующих выпуск модели приостановлен.

Бесстрастная статистика

По сравнению с июлем 2021 года, реализация легковых машин снизилась на 74,9%. Даже если темпы продаж от месяца к месяцу будут расти, достичь досанкционных показателей в ближайшее время нереально.

По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Алексея Калицева, продажи новых авто по итогам года упадут наполовину. И это еще оптимистичный прогноз. Похожие цифры озвучил заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тигран Парсаданян.

Разворот на Восток

По данным AEB, в ТОП-10 самых популярных брендов июля входят 3 европейских производителя, остановивших свою деятельность на территории России. Это Volkswagen, Skoda и Renault. Американские и японские фирмы также присоединились к эмбарго. Запасов иномарок осталось на полгода.

Их уход теоретически освобождает место для других компаний. Но есть ли кому их заменить? Возможности "АвтоВАЗа" и других российских автопроизводителей не безграничны. Надежды многих обращены в сторону Китая и теоретически Индии. Однако китайские товарищи не торопятся наращивать мощности и массово насыщать российский авторынок своими машинами.

Сборка на конвейере Московского автозавода (бывшего "Рено") китайских моделей под брендом "Москвич" маячит лишь в перспективе. Говорить о серьезных объемах вряд ли приходится.

На данный момент самыми популярными моделями из Поднебесной являются Haval и Geely, которые занимают 5-ю и 6-ю строчки в ТОП-10 по продажам. Однако на всю Россию реализовано всего 1973 и 1902 автомобиля соответственно. Более того, это на треть меньше, чем годом ранее. Россиянам еще предстоит привыкнуть к китайским машинам, качество которых стало заметно лучше.

Гораздо актуальнее вопрос, интересен ли российский авторынок производителям Китая в принципе? Несколько тысяч проданных авто – это несерьезно. Changan реализовал 523 единицы, FAW – 286, DFM – 203, Great Wall – 98, Lifan – 38.

Может, Индия подсобит? Звучит, как фантастика, но факт остается фактом – в первом полугодии индийская компания Bajaj Auto стала лидером по продажам мотоциклов на российском рынке.

Рынок замер в ожидании

В России ситуация на авторынке весьма запутанная. Многие ведущие бренды официально не заявляли об окончательном прекращении деятельности на территории страны. Их список обширен – Mercedes, Volkswagen, BMW, Peugeot, Jaguar, Audi, Land Rover, Skoda, Volvo, Porsche, Opel, Citroen.

Но на практике поставка продукции и производство машин на сборочных площадках в России затруднена. Тот же Volkswagen остановил заводы в Калуге и Нижнем Новгороде.

Компании из Южной Кореи также заявили о своем нейтралитете. И не удивительно – среди иностранных автопроизводителей они самые популярные в стране. Однако и корейцы сталкиваются с логистическими проблемами. Из-за этого стоит завод в Санкт-Петербурге.

Япония ввела санкции только на люксовые модели стоимостью свыше 50 000 долларов. Но новые авто практически не поступают, а дилерам остается распродавать складские запасы.

Радует то, что окно возможностей остается. Как только ситуация улучшится, зарубежные бренды снова наводнят российский рынок. Но по какой цене?

Надежда на импортозамещение

Как ни крути, россиянам придется самим о себе позаботиться. "АвтоВАЗ" наконец-таки запустил конвейер по производству упрощенной версии самой популярной в России модели Lada Granta. В июле продана 6541 машина в различном исполнении.

Бренд "Лада" в целом лидирует по стране. Вместе с моделями Vesta и Niva реализовано 10 323 автомобиля, что составляет треть российского рынка. Популярность объясняется относительно низкой ценой в сравнении с конкурентами, а также программами выгодного лизинга и льготного кредитования.

Не отстают и другие отечественные бренды. ГАЗ с 2843 проданными экземплярами занял 4-е место в ТОП-10, а УАЗ – 7-е (1788 единиц).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы планируете покупку нового автомобиля? Какую модель хотели бы приобрести?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.