"В случае с Леонардо ничто не случайно": скрытые секреты на картине да Винчи "Тайная вечеря"

"Тайная вечеря" — одна из самых знаковых картин в истории искусств. Однако о творении Леонардо да Винчи ходит много слухов и споров, что делает ее еще интереснее. Вот несколько удивительных фактов, которые помогут вам лучше понять эту картину.

"Тайная вечеря" — это не фреска!

Да Винчи создал множество картин и увлекательных изобретений за свою жизнь, которые оказали огромное влияние на последующие поколения художников. "Тайная вечеря" ( Il Cenacolo или L'Ultima Cena) — одно из таких произведений. Многие думают, что это фреска, но это не так.

Это огромная картина размером 460 на 880 сантиметров, которая покрывает торцевую стену трапезной Санта-Мария-делле-Грацие (Милан). Техника, использованная в ней, — насыщенная темпера, похожая на цветной мел. Историк Ломаццо позже, в Ренессансе, анализируя работы Леонардо, намекает, что в оригинальной технике использовались сухие пигменты.

Культуролог Пьетро Марани указывает, что в записных книжках Леонардо есть комментарии, относящиеся к этой технике. Он конкретно ссылается на записку, в которой Леонардо пишет Джану ди Пари, чтобы тот попросил его рассказать о методе окраски сухим пигментом. Фреска же в техническом плане – это изображение, наносимое по сырой штукатурке методом теснения либо как-то еще.

Кто на картине

Леонардо сделал апостолов очень выразительными на этой картине. Он изобразил точный момент, когда Иисус сказал им, что он будет предан одним из них. Это было довольно необычно для такого рода сцен, и шок и ужас действительно выделяются. Более того, Леонардо группирует апостолов таким образом, чтобы разбить повествование и эмоции в комнате. Начиная слева направо, порядок таков:

  • Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей выражают удивление.
  • Иуда Искариот, Петр и Иоанн играют важную индивидуальную роль в жизни Христа. Размещение таких фаворитов, как Петр и Иоанн, рядом с Иудой создает контраст и отходит от традиционных повествований о Тайной вечере, которые обычно держат Иуду изолированным или в тени.
  • Иисус. Мы можем увидеть изображение Святой Троицы и выражение евхаристии, когда Иисус тянется к хлебу и вину, образуя руками треугольник.
  • Фома, Иаков Старший и Филипп ошеломлены и требуют разъяснений.
  • Матфей, ​​Иуда Фаддей и Симон Кананит. Матфей и Иуда обращаются к Симону, как будто прося у него ответов.

Сегодня мы знаем личность каждого апостола благодаря подписанной мастером копии картины.

Точка схода и фокус

В истории искусств точка схода — это место, где сходится весь свет на картине. Она также известна как фокус и имеет тенденцию быть ярче или заметнее. Обычно в картинах на религиозную тематику все эти линии сходятся на Иисусе. Но у да Винчи есть целых 13 линий: 12 для апостолов, плюс еще одна для Иисуса.

Историки живописи утверждают, что это, вероятно, результат экспериментов с перспективографами - машинами, которые помогали художникам создавать выровненные пейзажи с помощью проволочной сетки. Благодаря такой технологии художник не терял фокус. Возможно, Леонардо экспериментировал с этими машинами, что могло повлиять на его композицию "Тайной вечери".

Символизм картины

Эта картина уходит корнями в глубокую христианскую литургию и итальянские обычаи. Совместная трапеза и обмен едой — это принцип благотворительности, солидарности и общности в христианской идеологии. Но это также ключевая итальянская семейная традиция.

Это в равной степени гуманистическое изображение Иисуса и его семьи на Земле, как и христианского дискурса. Это добавляет шока и ужаса, испытанных и изображенных на лицах апостолов, когда они слышат новость о том, что один из них собирается предать Христа.

Картина уже не оригинальна – ее реставрировали

К сожалению, эта техника росписи не так долговечна, как фреска, и этого Леонардо да Винчи не предвидел. Он начал работу над заказом около 1494 года и закончил ее к 1498 году. Первоначально стена, на которой он рисовал, была тонкой внешней стеной, которая была более подвержена воздействию стихии. В 1500 году в Милане произошло катастрофическое наводнение, которое серьезно повредило монастырь.

Итальянские и иностранные художники, наблюдавшие картину в течение XVI века, заметили и зафиксировали ущерб от воды. Кроме того, в наполеоновский период трапезная использовалась как конюшня, и ущерб увеличился. А "вишенкой на торте" стали повреждения от бомбардировок во время Второй мировой войны.

К концу 20-го века картина была едва узнаваема. "Тайная вечеря" была восстановлена ​​в ходе чрезвычайно кропотливого процесса, который продолжался с 1977 по 1990 год. К сожалению, это означает, что большая часть картины в основном изменена. Но эта тяжелая реставрация и переделка были решающими для сохранения картины. В противном случае она была бы полностью утрачена.

Политическое заявление

По словам историков, эта картина представляет собой скрытое политическое заявление о заказчике и покровителе Леонардо. Политическая сцена Милана была полна придворных драм, политических интриг и предательств. Людовико Сфорца, герцог Милана, заказал фреску в рамках реконструкции нынешнего монастыря, который он намеревался использовать в качестве мавзолея своей семьи.

У Сфорца и миланского двора было много внутренних проблем, как и у большинства итальянских городов того времени. Людовико помог Милану процветать в области искусств и науки. Однако он получил плохую репутацию из-за своих военных кампаний и очевидной неспособности к ведению войны. Историки уже определили Людовико как противоречивую личность, а миланский двор — как неспокойное место.

На картине нет случайных деталей

Романы, такие как "Код да Винчи" Дэна Брауна, породили множество теорий заговора вокруг этого произведения искусства. Эти повествования являются спекуляциями против христианской идеологии и символики. Однако в этой картине действительно сокрыты два главных секрета: пропавшая чаша Христа (Святой Грааль) и тот факт, что апостол Иоанн на самом деле был Марией Магдалиной и они с Иисусом были женаты.

Иоанн был самым молодым апостолом, поэтому Леонардо изображает его с более мягкими характеристиками. Это был распространенный прием того времени. Например, "Святой Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи также демонстрирует утонченность внешнего вида этого апостола. В христианской мифологии Иоанн был любимым учеником Христа.

Иуда изображен с кулаком, сжимающим 30 сребреников. Он уже приговорил Иисуса к смерти, выдав стражникам его местонахождение. Прямо рядом с рукой Иуды лежит солонка, и это говорит о завете с Богом, нарушенном апостолом. Но проблема в том, что изобретены солонки были в конце 1800-х годов. Что же опрокинул Иуда? Это остается загадкой.

Другие значимые детали

Да Винчи изобразил святого Петра с ножом в руке. Это указывало на его попытку спасти Иисуса. Петр в запале борьбы отрубил ухо слуге первосвященника Каиафы Малху. Это случилось в момент, когда тот арестовал их Спасителя. Это также предвещает страшную смерть Иуды.

Слева позади Иисуса изображен святой Фома, палец которого поднят вверх. Это, по мнению историков, символизирует требование доказательств последующего воскресения Иисуса. В Библии написано, что Фома вложил палец в рану Иисуса, и тогда Бог сказал ему: "Ты поверил, лишь потому что увидел? Блаженны невидевшие и уверовавшие". Но есть теория, что Фома – это портрет самого да Винчи. Известно, что он относился к воскресению Христа скептически.

Несмотря на древность этого произведения, оно продолжает быть обсуждаемым и сегодня. Специалисты находят все новые символы и секреты. "В случае с Леонардо ничто не случайно", - говорят они. Возможно, в будущем символизм картины раскроется еще более полно.

Комментарии