Есть ли на Марсе жизнь? Ученые не оставляют надежды

Красная планета всегда была одним из наиболее загадочных объектов на небе для человека. Еще древние астрономы обнаружили, что это небесное тело и несколько других ведут себя совершенно иначе, чем остальные объекты. В отличие от других звезд, они постоянно меняют на небе свое положение.

Собственно, само

есть ли на марсе жизнь
название «планета» пришло в русский и другие европейские языки из древнегреческого, где оно буквально означало «блуждающая». Хотя отличия планет от звезд были обнаружены задолго до греков шумерами и вавилонянами, все же мы сегодня пользуемся наследием именно античной цивилизации. Планеты получили названия соответственно тем ассоциациям, которые они вызывали у греков и римлян. Блеклый цвет Венеры ассоциировался с морской пеной, в результате чего она стала отождествляться с богиней любви. Меркурий, который быстрее всех движется по ночному небу, был связан с известным посланником богов (Гермес в греческом варианте). Красноликий Марс не мог не вызвать ассоциаций с пожарами и разрушениями. За что и получил имя бога войны.

И эта планета привлекала к себе внимание не только в древности. Она вызывает в нас интерес к себе и сегодня. Пожалуй, среди всех холодных тел Солнечной системы Марс является самым частым гостем в человеческом искусстве. Древние связывали его с божественной сущностью. В эпоху Возрождения, когда стало больше известно о планетах, Марс стал навевать еще более причудливые фантазии. Вопрос о том, есть ли на Марсе жизнь, нередко обыгрывался в фантастических романах. Так, один из первых писателей-фантастов Герберт Уэллс в

существует ли жизнь на марсе
своей «Войне миров» описывает ужасных марсиан, далеко опередивших землян в технологическом развитии и прилетевших уничтожить нашу цивилизацию. А Эдгар Берроуз, напротив, рисует марсианское общество благородным и сильным, хотя и удивительным с точки зрения попавшего в эту компанию землянина.

А что нам скажет наука: существует ли жизнь на Марсе?

Очень часто фантастические сюжеты, как отмеченные выше, навеваются писателям и режиссерам именно научными идеями и представлениями о границах возможного. Впервые ученые рационально взглянули на вопрос о том, есть ли на Марсе жизнь, еще в XVII веке. Тогда в телескопы было обнаружено, что красная планета имеет полярные шапки и ряд других характеристик, сходных с земными. Это, конечно, породило мысль о возможном существовании там флоры и фауны. Подобные косвенные доказательства обсуждались учеными Земли вплоть до эры космических полетов.

В конце концов поставить точку в спорах о том, есть ли на Марсе жизнь или нет, достоверно можно было лишь одним способом. Так, первый искусственный объект был запущен к планете в 1962 году, однако было потеряно управление. Им был советский аппарат Марс-1. Марс-2 достиг поверхности планеты, однако разбился при посадке. И лишь Марс-3 в 1971 году благополучно добрался до цели и помог провести ряд ценнейших экспериментов. Благодаря

если жизнь на марсе
советской программе «Марс» и американской «Викинг» наконец-то состоялось близкое знакомство с этим небесным телом.

К сожалению или к счастью, космические аппараты не просто не нашли следы жизни, но и условия, которыми их встретила красная планета, говорили о невозможности существования там сложных организмов. Однако тот факт, что атмосфера Марса в основном состоит из углекислого газа, оставляет серьезные надежды на нахождение следов жизни в прошлом. Дело в том, что углекислый газ является продуктом растительной жизни. И тогда его наличие можно объяснить, если жизнь на Марсе действительно существовала когда-то.

Уже в 2000-е годы для изучения на планету были вновь отправлены космические аппараты. «Феникс» в 2008-м и Curiosity («Любопытство») в 2012. Последний представляет собой целую исследовательскую станцию. Его целью является тщательное изучение почвы планеты. Ведь предыдущие исследования показали, что там не может быть сложной жизни. Но есть ли на Марсе жизнь микроорганизмов, и если есть, где и на какой глубине она будет найдена, - остается весьма любопытной загадкой. Основанием для этих надежд служат метеориты марсианского происхождения, упавшие когда-то на Землю. Удивительно, но там были обнаружены следы примитивных бактерий. К тому же есть основания считать, что и сегодня на планете сохранилась вода. А это дает существенную фору для жизни в любых ее проявлениях.