Потрясающие картины Гогена: вечная мистика творчества французского художника

Поль Гоген - один из крупнейших французских живописцев конца XIX века, основоположник синтетизма в живописи. Его творчество ознаменовало переход от импрессионизма к постимпрессионизму.

Яркие, декоративные полотна Гогена, навеянные культурой и природой островов Океании, произвели настоящий переворот в искусстве своего времени.

В этой статье мы рассмотрим основные вехи биографии художника и этапы его творческого пути.

Детство и юность

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже. Его отец был журналистом и республиканцем, а мать имела перуанские корни. После неудачной попытки революционного переворота во Франции семья Гогена переехала в Перу, где прожила 7 лет. За это время отец Поля умер, а сам он получил возможность познакомиться с неевропейской экзотической культурой, которая впоследствии оказала большое влияние на его творчество.

Вернувшись во Францию, Гоген поселился в провинциальном Орлеане. Он мечтал о путешествиях и приключениях, поэтому вскоре устроился на торговое судно, а затем поступил на службу в военно-морской флот. В составе флота Гоген побывал в Бразилии, на островах Океании, у берегов Средиземного моря и даже за Полярным кругом.

После увольнения с флотской службы Гоген устроился на работу в биржевую контору и вскоре женился на датчанке Метте-Софи Гад. Но мирная жизнь буржуа ему быстро наскучила. Он решил целиком посвятить себя живописи, бросил работу и уехал писать картины в Бретань, оставив жену с пятью детьми.

Так завершилось «благополучное» детство и юность Гогена. Уже в ранние годы проявился его бунтарский дух, любовь к странствиям и неспособность долго находиться на одном месте. Все эти черты в полной мере отразились в дальнейшей судьбе художника и его творчестве.

Начало творческого пути

Решение целиком посвятить себя живописи стало для Гогена судьбоносным. Он оставил работу на бирже, бросил семью и отправился писать картины в Бретань. Первое время Гоген буквально ощупью искал свой путь в искусстве. На его ранние работы, такие как «Пейзаж в Орлеане» и «Мост в Анже», заметно влияние импрессионистов.

Однако вскоре художника стал тяготить узкий круг тем и методов, принятых в импрессионизме. Он стремился к большей смысловой наполненности своих полотен. Эти поиски привели Гогена на Мартинику, где он познакомился с экзотической природой и культурой Вест-Индии. Вернувшись во Францию, художник присоединился к группе молодых живописцев в Понт-Авене. Вместе они разрабатывали новое направление в искусстве, получившее название «синтетизм».

Таитянские пасторали Поля Гогена

Синтетизм отличался декоративностью, четким контуром, уплощенными формами. Цвет играл главенствующую роль, задавая эмоциональный строй картины. В 1888 году Гоген написал одно из самых известных своих «синтетических» полотен - «Видение после проповеди». На нем изображены бретонские крестьянки, охваченные религиозным экстазом. Яркие платья фигур, их плоскостное решение придают этой сцене сказочный, мистический характер.

В том же году Гоген перебрался в Арль, где подружился с Ван Гогом. Их яркие личности были слишком разными, что приводило к конфликтам. Однажды Ван Гог в ссоре отрезал себе часть уха. После этого инцидента Гоген решил уехать и осуществить свою давнюю мечту - поселиться на экзотическом острове вдали от европейской цивилизации.

Портрет Мадлен Бернар

Жизнь в Понт-Авене и зарождение синтетизма

В 1886 году Гоген приехал в небольшой бретонский городок Понт-Авен. Здесь он познакомился с группой молодых художников-единомышленников, среди которых были Эмиль Бернар, Шарль Лаваль и Луи Анкетен. Всех их объединяло стремление противопоставить официальному академическому искусству нечто новое и свежее.

В тесном кругу друзей-художников рождалась новая стилистика, получившая название «синтетизм». Ее отличали плоскостность, обобщенность форм, выразительность линий и цвета. Гоген писал в те годы: «Я хочу с помощью синтетизма достичь художественной гармонии, уравновесить противоположности: покой и динамику».

Одним из первых синтетических полотен Гогена стала картина «Видение после проповеди» (1888). На ней изображены бретонские крестьянки, застывшие в экстазе после церковной службы. Этот сюжет дал художнику возможность передать состояние духовного подъема с помощью ярких декоративных красок «картины гогена».

В 1988 году вместе с понт-авенской группой Гоген организовал выставку синтетистов в Париже. К сожалению, публика и критики не приняли новое искусство. После провала выставки Гоген чувствовал себя непонятым и отвергнутым в Европе. Это подтолкнуло его к решению уехать на Таити в поисках рая на земле.

Пейзажная картина Гогена с изображением двух бретонок

Период творчества на Таити

В 1891 году Гоген прибыл на Таити - живописный тропический остров в Океании, который в то время был колонией Франции. Здесь он надеялся обрести рай на земле, вдали от ненавистной ему европейской цивилизации. Как и мечтал художник, Таити оказался настоящим раем - пальмы, песчаные пляжи, яркие цветы, красивые таитянки.

В окружении первозданной природы Гоген обрел новое вдохновение. Цвета его полотен стали еще более насыщенными и сочными, композиции - динамичными. Художник активно изучал местный быт и культуру, что также нашло отражение в его работах тех лет.

На Таити Гоген создал множество пейзажей, натюрмортов и портретов туземцев. Самыми известными стали «Женщины с манго», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», а также автопортреты художника. Эти полотна отличает особая монументальность и глубокий философский подтекст.

К сожалению, жизнь на отдаленном острове была сопряжена и с трудностями. Гоген страдал от одиночества, тосковал по семье, ему не хватало общения с единомышленниками-художниками. Кроме того, материальные проблемы заставляли его периодически возвращаться в Европу за деньгами.

Таитянские пасторали

Последние годы на Маркизских островах

В 1901 году Гоген перебрался на остров Хива-Оа в составе Маркизского архипелага. Его все больше тяготила цивилизация, проникавшая на Таити, а Маркизы славились еще большей первозданностью. Здесь художник обзавелся новой семьей - женой и тремя детьми. Несмотря на тяжелые жизненные условия, он продолжал активно работать.

Последние полотна Гогена проникнуты мистицизмом и тоской. Они словно предвосхищают скорую кончину этого удивительного человека. Среди них можно выделить «Пейзаж с павлином», «Девушка с веером», «Большое дерево».

Гоген скончался в мае 1903 года от сердечного приступа. Его похоронили на кладбище недалеко от дома на склоне холма. Через три недели имущество художника продали с аукциона за бесценок, а часть работ даже выбросили как мусор. Так трагически завершился земной путь одного из величайших художников в истории.

Творческое и жизненное кредо Гогена можно резюмировать его собственной фразой: «Я затем и родился художником, чтобы быть более полным, более живым». До последних дней он оставался верен себе и своему призванию живописца-новатора «художник гоген картины».

Богиня Луны и Дух Земли

Основные особенности творчества Гогена

Творчество Поля Гогена отличает ряд ярких особенностей, которые позволяют сразу узнать этого художника. Прежде всего, у Гогена яркая красочная палитра, отличающаяся декоративностью и орнаментальностью. Цвет для него - важнейшее средство выразительности, главный язык передачи эмоций.

Еще одной отличительной чертой Гогена является активное использование контура. Четкий линейный рисунок подчеркивает плоскостное, декоративное решение его композиций. Фигуры и предметы зачастую стилизованы и обобщены. Все эти приемы создают особое орнаментальное звучание его картин.

Для Гогена характерен синтез форм Постимпрессионизма и элементов примитивного искусства - прежде всего скульптуры и орнаментики Океании. Отсюда уплощенность, асимметрия, схематизм образов. При этом его работам присущ глубокий философский и мистический подтекст.

Наконец, творчество Гогена тесно связано с экзотической тематикой - мотивами и образами Мартиники, Таити, островов Океании. Это придает его произведениям особую самобытность и неповторимый колорит.

Пробуждение духа мертвых

Влияние Гогена на развитие модернизма

Творчество Поля Гогена оказало огромное влияние на развитие современного искусства XX века. Он стал предтечей многих авангардистских течений, в частности - фовизма и экспрессионизма.

Во многом благодаря Гогену художники отказались от принципа подражания природе. В его синтетическом методе они увидели большую свободу самовыражения через декоративную стилизацию форм.

Фовисты переняли у Гогена прием предельного обобщения, отказа от детализации в пользу крупных цветовых пятен. Они развили его метод сведения формы к простым геометрическим фигурам, заливке ярким цветом.

Экспрессионисты почерпнули у Гогена идею выражения внутренних переживаний и психологических состояний через цвет, композицию, форму. Многие элементы гогеновского синтетизма легли в основу этого влиятельного течения.

Наследие великого художника

Поль Гоген оставил после себя уникальное наследие - около полутора тысяч полотен, акварелей, рисунков и скульптур. Его произведения отличаются яркостью красок, декоративностью, упрощенностью форм. Гоген сумел создать свой неповторимый художественный стиль, который оказал огромное влияние на развитие искусства XX века.

Среди наиболее известных работ Гогена можно выделить полотна «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», «Желтый Христос», «Таитянки на берегу», «Наука и живопись». Эти произведения демонстрируют типичные черты творческой манеры художника: плоскостность, локальный цвет, абстрактные символы.

  • Картины Гогена отличает особая гармония цвета, ритма линий.
  • Его полотна передают радость бытия, ощущение рая на земле.

Работы Гогена таинственны и загадочны. Они будоражат воображение зрителя, заставляют задуматься о смысле человеческого существования

Картины Поля Гогена хранятся в крупнейших музеях мира. Его произведениям посвящены многочисленные выставки. Творчество этого выдающегося художника не перестает восхищать и вдохновлять.

Название картины Год создания
Желтый Христос 1889
Куда идем мы? 1897

Таким образом, Поль Гоген внес огромный вклад в искусство конца XIX - начала XX века. Его новаторский синтетический стиль повлиял на многих художников авангарда. Гоген сумел выразить в своих полотнах мечту о гармоничном, счастливом мире, свободном от условностей цивилизации.

Выставка полотен Гогена в Эрмитаже

В 2022 году в Эрмитаже прошла масштабная выставка работ французского художника Поля Гогена. Экспозиция была приурочена к 175-летию со дня рождения живописца и собрала около 80 полотен из коллекции Эрмитажа, а также других российских и зарубежных музеев.

Кураторы постарались представить все периоды творчества Гогена. На выставке можно было увидеть работы 1880-х годов, когда художник только начинал свой путь в искусстве. Здесь были пейзажи Бретани, портреты крестьянок в национальных костюмах. Уже в этих полотнах заметно стремление Гогена к декоративности, яркости цвета в творчестве Гогена 1891-1893 годов.

Эти годы художник провел на острове Таити в Тихом океане. Здесь он создал свои самые известные работы, прославившие его имя. На полотнах запечатлен райский мир тропической природы, красота таитянок. Яркие, декоративные композиции передают ощущение первозданной гармонии жизни.

  • Одним из центральных экспонатов стала картина «Таитянки на берегу» из собрания Эрмитажа. На ней изображены две полинезийские красавицы в пестрых нарядах на фоне пальм и голубого неба. Это полотно прекрасно демонстрирует новаторский «синтетический» стиль Гогена.
  • Также внимание посетителей привлекла работа «Женщина, держащая плод» из Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Композиция отличается необыкновенной пластичностью и ритмичностью линий.

Еще один раздел экспозиции был посвящен «кругу Гогена» - художникам, находившимся под влиянием его идей. Среди них Пьер Боннар, Эмиль Бернар, Шарль Лакост. Их работы демонстрируют, насколько сильно новаторское искусство Гогена повлияло на развитие живописи рубежа веков.

Выставка в Эрмитаже позволила в полной мере оценить вклад Поля Гогена в историю искусства. Его яркие, декоративные полотна, напоенные солнечным светом, до сих пор притягивают и восхищают зрителей. Творчество этого выдающегося художника-новатора по праву считается одной из вершин постимпрессионизма.

Интересные факты из жизни художника

Жизнь и творчество Поля Гогена полны любопытных фактов и неожиданных поворотов судьбы. Рассмотрим некоторые из них.

В детстве Поль чуть не погиб во время переезда семьи в Перу. Корабль, на котором плыли Гогены, попал в шторм, и отец художника умер от сердечного приступа. Но Полю удалось выжить вместе с матерью и сестрой.

Будущий живописец сменил множество профессий, прежде чем посвятить себя искусству. Он работал клерком на бирже, матросом на торговом судне, участвовал в строительстве Панамского канала.

Гоген самостоятельно вырезал рамы для своих картин из дерева. Он отдавал предпочтение простым, грубоватым на вид рамам, которые гармонировали бы с первозданной красотой его полотен.

  • Художник был женат дважды. Его первой женой стала датчанка Метта, родившая ему пятерых детей. Второй супругой Гогена стала таитянка Техура, которой на момент замужества было всего 13 лет.
  • Гоген никогда не пользовался натурщиками. Все модели на его картинах написаны по памяти и воображению. При этом образы получались очень реалистичными и выразительными.

Последние годы художник провел в глубокой нищете на острове Хива-Оа в Полинезии. После его смерти картины Гогена были буквально разбазарены. Местные чиновники выбросили часть рисунков, а остальные полотна продали за бесценок с аукциона.

Такова судьба многих «проклятых художников», не понятых современниками. Но талант Гогена не мог уйти в небытие. Сегодня его картины, исполненные света и радости, украшают лучшие музеи мира.

Цитаты Поля Гогена

Поль Гоген был не только великолепным художником, но и талантливым писателем. В своих письмах, дневниках, статьях он выразил свое художественное кредо, поделился размышлениями о смысле творчества. Рассмотрим некоторые высказывания живописца.

"Я пытаюсь достичь художественной законченности, но не через внешний вид предмета - лишь через представление о нем, выраженное наиболее гармоничными линиями и красками" - так Гоген формулировал суть своего "синтетического" метода.

"Я стремлюсь в своих произведениях выразить жизнерадостность, экстаз, блаженство земного существования. Я хочу, чтобы мои картины излучали тепло, как печка, чтобы перед ними люди согревали свои сердца"

Поль Гоген

Художник мечтал о мире, свободном от лжи и лицемерия цивилизации: «Я ищу истинную жизнь, жизнь без правил, жизнь, которой живет природа под открытым небом».

Гоген критически относился к импрессионизму и натурализму в искусстве. Он писал: «Нельзя постоянно копировать природу. Художник должен знать, как подчинять природу разуму».

  • «Красота - это таинственная сила, которая притягивает нас к какому-либо объекту и заставляет любоваться им», - размышлял живописец.
  • «Постоянно помните о бесконечности пространства за пределами вашего холста», - советовал он молодым художникам.
  • "Не теряйте умения удивляться, умения превращать каждый день в праздник" - таков был девиз Гогена.

В этих цитатах ярко проявляется творческое кредо и видение мира Поля Гогена. Его искусство открыло людям красоту окружающей жизни и зажгло огонь радости.

Картины Гогена: лучшие образцы творчества

Рассмотрим подробнее несколько знаковых картин Поля Гогена, которые показывают все богатство его таланта.

1. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1897, Музей декоративно-прикладного искусства, Москва).

Это философское полотно, в котором Гоген попытался выразить свои размышления о смысле человеческого бытия. На первом плане изображены четыре обнаженные женские фигуры - олицетворения стадий жизненного цикла от рождения к смерти. Второй план занимает таинственный пейзаж с двумя идущими по дороге людьми, словно символизирующими поиск ответов.

Картина оказала огромное влияние на художников авангарда в начале XX века.

2. «Желтый Христос» (1889, Национальная галерея Ирландии, Дублин).

  • На этом полотне изображен распятый Христос на фоне ярко-желтого неба. Гоген передает не страдание, а триумф и просветление. Живописец смело обращается с религиозным сюжетом, внося в него свой синтетический стиль.
  • Картина вызвала скандал и обвинения художника в кощунстве. Но сегодня она считается одним из шедевров Гогена.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.