Военно-Грузинская дорога - история и современность. Состояние, движение, погода, перевалы и расположение на карте Военно-Грузинской дороги

Обсудить Редактировать статью
 

Военно-Грузинская дорога имеет точную протяженность 192 километра. В 1799 году, согласно дате из справочников, по ней наладилось бесперебойное сообщение. Километраж размечен вдоль всей дороги. Если вы предпочтете отправиться в путь пешком или на автобусе, то сможете увидеть белые столбы с указателями. На каждой их стороне обозначены километры от Тбилиси и Орджоникидзе. Здесь берет начало Военно-Грузинская дорога, карта которой имеется в путеводителях.

военно грузинская дорога

Общие сведения

Военно-Грузинская дорога (фото представлено ниже) пролегает через четыре административных района страны: Тбилисский, Душетский, Казбекский и Мцхетский. Состав населения данных областей относится к таким этнографическим районам, как Мтиулети, Картли и Мохеви. Основными занятиями местных жителей являются земледелие и скотоводство. Сейчас в наиболее масштабных селениях функционируют маленькие предприятия, которые занимаются переработкой минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Современные параметры

Военно-Грузинская дорога сегодня представляет собой самый короткий путь от Орджоникидзе до Тбилиси, или наоборот. 5 часов – это максимум времени, за которое его можно преодолеть, кроме того, он наиболее удобен. Для сравнения: протяженность железной дороги составляет около 1400 километров, и чтобы совершить такое путешествие, может понадобиться до 35 часов.

Трасса начинается в долине реки Терек, затем поднимается над ней, минует отвесные скалы и ущелья, устремляется ввысь на Крестовый перевал. Военно-Грузинская дорога зависает над долиной Арагви, здесь берет начало Млетский спуск. Затем она расширяется и становится просторнее. По обочинам можно увидеть открытые ровные пространства, усеянные огородами и садами. То слева, то справа мелькают разные поселения. Далее встретится древняя столица Грузии - Мцеха. Совершив переезд через Куру, путники попадают в Тбилиси. Живописная природа, величественные горы - все это позволяет обозреть Военно-Грузинская дорога сегодня. Погода здесь переменчивая, в ясный день можно увидеть все красоты местности.

перевал военно грузинская дорога

Исторические сведения

С давних времен был известен путь, пролегающий через долины Арагви и Терека. В древних хрониках есть упоминания об этой дороге. В очерке об Иберии греческий историк Страбон писал о ней как об опасном и трудном горном пути. Путникам, которые осмеливались отправиться этим маршрутом, предстояло рискованное путешествие. Нужно было взбираться наверх по тропам, настолько узким, что на них свободно разойтись двум людям было невозможно. Крепость расположилась в Дарьяльском ущелье, в самой труднодоступной и узкой зоне. Это место стало называться "вратами Грузии". Подтверждение тому есть в летописях. В них говорится о том, что кочевыми племенами с северной стороны регулярно совершались набеги. По этой причине указом одного из грузинских царей самая узкая часть ущелья Дарубал была заложена камнями. Позднее на одной из высоких скал была возведена крепость. Деревянные ворота, окованные железом, повесили на гранитных скалах возле нее. "Дариал" в переводе с персидского языка означает "врата аланов". Еще в начале нашей эры аланы расселились по Предкавказью. Они вели беспрестанные войны с иберами, которые основались в Грузии, за обладание горным проходом. Об этом свидетельствуют исторические записи. Жители называют ущелье Арагвийскими воротами. Руины древней крепости, когда-то имевшей оборонное значение, сохранились и до наших дней. Военно-Грузинская дорога сегодня пролегает среди живописных видов. По пути можно полюбоваться на часть восточной стены, которая носит название "Замок Тамары".

движение по военно грузинской дороге

Развитие

Значение, которое имела Военно-Грузинская дорога, увеличивалось с течением времени. Во времена феодального расцвета страны ее роль в качестве торгового пути заметно возросла. В XVIII веке русско-грузинские отношения стали более тесными, с последующим формированием военного союза. Тогда начался следующий этап развития трассы. Во время правления Екатерины II в Грузию были направлены отечественные военные, тогда как в период русско-турецких столкновений грузинские солдаты принимали участие в борьбе с турками на территории Закавказья. На данном этапе трасса была труднопроходимой во всех отношениях. Путь по ней был сопряжен с тяжким трудом и большой потерей времени. Например, в 1799 году расстояние от Владикавказа до Тифлиса русский отряд под командованием генерала Лазарева преодолел за более чем 30 дней.

Важность

После образования союза двух стран Военно-Грузинская дорога приобрела еще большее стратегическое значение. В то время она носила название «Дарьяльская». Начался процесс ее реконструкции, который требовал довольно многих средств. Для защиты путешественников на всем протяжении дороги стали появляться военные укрепления. Первый редут был возведен в самом начале. В состав укрепления входили сторожевая башня и казарменное помещение, в котором располагался охранный гарнизон. Возле дороги разместились кабаки, где усталые путешественники могли наесться и отдохнуть, прежде чем снова отправиться в долгий путь. Военные укрепления, названные редутами, дали имя поселению Редант. Южнее была возведена Джехаровская крепость. Ее руины также сохранились до наших дней. В первой половине XIX века в Дарьяльском ущелье построили еще одно укрепление, предназначенное для военного гарнизона. Внутренние помещения полностью исчезли, в то время как стены стоят до сих пор. До селения Душети дорога была доведена в 1859 году. Через четыре года состоялось ее официальное открытие. Тогда она получила свое нынешнее название вместо прежнего.

военно грузинская дорога состояние

Исключительное значение в период ВОВ

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль во время Великой Отечественной войны. Она являлась кратчайшим путем, соединявшим Закавказье и Предкавказье. Грузия оказалась под натиском немецко-фашистских захватчиков. Солдаты, оборонявшие Орджоникидзе, стояли насмерть. В районах, которые прилегали к Военно-Грузинской дороге с запада и севера, шли самые кровопролитные и ожесточенные битвы. В этих местах велось героическое сражение за территории Кавказа. На южном берегу Терека и реки Урух обозначился один из рубежей. Сюда направились лучшие формирования немецко-фашистских захватчиков. После того как военные захватили часть Майкопа и Северного Кавказа, они стремились добраться до нефтяных промыслов Грозного, затем прорваться в Баку, а оттуда по Военной дороге - в Грузию.

Предпосылки и мотивы присоединения

Георгиевский трактат, заключенный в конце XVIII века, оформил протекторат России над Восточно-Грузинским государством. У соседних стран подобное соглашение вызвало волну недовольства. Подстрекаемые Турцией дагестанские банды стали часто устраивать разорительные набеги. В 1795 году персидские войны захватили Тбилиси, разграбили его и сожгли дотла. Царство находилось под угрозой полного уничтожения. Сокращение численности населения достигло критической отметки. Последний грузинский царь был вынужден просить помощи у правительства России, чтобы спасти государство от фатальной разрухи и исчезновения.

военно грузинская дорога открыта

Завершающий этап

В 1801 году Грузия окончательно присоединилась к России. Манифест об этом был подписан 12 сентября. В подобной ситуации это было единственно верным решением для страны, поскольку над народом нависла угроза порабощения Персией и Турцией. В тот период религиозное и культурное развития обеих государств были наиболее схожи, находясь на одном уровне. Кроме того, Россия обладала той необходимой силой, которая была способна создать нужные условия для развития производственных сил грузинского государства и объединить разрозненные территории.

Географические аспекты

Северная область трассы пролегает через этнографические территории Хеви. Это слово в переводе с грузинского языка означает "овраг". По этой причине местные жители назывались ущельцами или мохевцами. Сейчас данный район занимает участок площадью более 1000 квадратных километров. Он тянется от селения Верхний Ларе до самого Крестового перевала. Численность населения – около 9 тысяч человек. Согласно административному постановлению Хеви принадлежит к Казбегскому району, в который входят два осетинских и четыре грузинских сельсовета. Казбеги является административным центром области. Сравнительно недавно ему удалось получить статус города. В путеводителях десятилетней давности Казбеги еще обозначен как село. Наиболее ранние поселения в данном регионе располагались в ущелье Сно Гудашаурской Арагви и Терека. Они возникли задолго до наступления нашей эры. Несколько столетий назад район Хеви был включен в состав Арагвского княжества. Позднее он трансформировался в самостоятельную область и раскололся на несколько территорий. Первенство среди них принадлежало району Эдо, центром которого являлся Святой Степан - это древнее название города Казбеги. Оно связано с именем монаха, который когда-то спас жителей села от наводнения.

военно грузинская дорога карта

Технический прорыв

В 1814 году движение по Военно-Грузинской дороге стало возможным и для колесного транспорта. Позднее было организовано быстрое почтовое сообщение, которое связывало Тифлис с Санкт-Петербургом. Через двадцать лет с помощью этого пути была организована бесперебойная конно-почтовая связь. Поддержание регулярного и безопасного проезда требовало постоянного проведения ремонтных работ. Какой была в то время Военно-Грузинская дорога? Состояние перевала на должном уровне поддерживали местные жители. Около него и в Дарьяльском ущелье находились особенно опасные и трудные для преодоления участки. В этом месте частенько происходили такие явления, как снежные заносы и обвалы. Чтобы защитить путников, пересекающих ненадежные зоны, приходилось сооружать бетонные галереи.

Знаменитая круча

Непосредственно за самим перевалом есть очень крутой участок дороги. Это знаменитый Млетский спуск. Он уходит более чем на 200 метров в долину реки Арагви. Процесс его сооружения начался еще в шестидесятые годы прошлого столетия. Вести проект обязали Б. И. Статковского. После того как инженер вернулся из командировки в Западную Европу, он представил план по реконструкции перевального участка дороги. Проект был утвержден. Строительство длилось целых шесть лет. Млетский спуск был сооружен в очень трудных и опасных условиях. Строителям приходилось преодолевать множество препятствий, чтобы вырубить ступени в скалах, на которых можно было бы уверенно удерживать равновесие и работать. Тем не менее результат достоин всяческих похвал. Млетский спуск является выдающимся образцом инженерного искусства, поражающим плавностью линий дороги. В самом конце спуска присутствует источник с бассейном.

военно грузинская дорога сегодня погода

Современные реалии

С 2006 года со стороны России Военно-Грузинская дорога закрыта на неопределенное время. Формальным поводом для приостановки транспортного сообщения послужила реконструкция контрольно-пропускного пункта. По факту выехать из Российской Федерации в Грузию на автомобильном транспорте легальным способом было невозможно. В 2010 году контрольный пост снова начал функционировать. Для Армении открытие границы и возобновление сообщения имеет огромное значение. Военно-Грузинская дорога открыта вновь, и приблизительно треть всех грузов республики можно будет транспортировать именно по ней.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
0
Я ехала в Тбилиси по Военно-Грузинской дороге и назад из Тбилиси. Ощущения - не передать , красота и величие гор. На спуске с перевала было не по себе, даже немного жутковато, м.б. от того, что водитель, из местных, болтал без умолку и постоянно вертел головой, когда нужно было смотреть на дорогу.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.