Форма человеческой деятельности: художественное творчество. Развитие и виды художественного творчества

Форма человеческой деятельности, художественное творчество – эти понятия с учетом социальной принадлежности индивидуума связаны с условиями, которые в той или иной степени отражают его жизненное кредо. При этом цели и потребности сообразуются с объективными законами действительности в контексте общественно-исторических постулатов.

форма человеческой деятельности художественное творчество

Прогресс в духовной сфере

Художественное творчество человека отражает в основном его созидательную деятельность, хотя иногда происходит подмена ценностей. И в таком случае на авансцену выходит деструктивизм, разрушающий стереотипы и агрессивно освобождающий место для нового. Многообразие творческой деятельности позволяет объединить некоторые жизненные приоритеты.

Определенные виды художественного творчества обращены к прогрессивным изменениям в духовной сфере, иные, наоборот, нацелены на материально-практическую сторону общественной жизни. В любом случае польза от творческих устремлений человека очевидна, вопрос заключается только в том, чтобы направить их в нужное русло и оптимизировать параметры.

Технический прогресс

Некоторые аспекты художественного творчества могут носить универсальный характер и применяться в разных сферах общественной жизни. Отдельно можно рассматривать техническое творчество, благодаря которому появились паровые машины, автомобили, лазерные установки, космические ракеты. Безусловно, материальные ценности не могли сформироваться сами по себе – они возникают в результате совместных усилий специалистов из разных областей. К тому же технический прогресс был бы невозможен без научного творчества, которое стало основой многих проектов мирового значения.

Рассматриваемая форма человеческой деятельности – художественное творчество –многогранна. Органичное сочетание различных видов деятельности позволило достичь значительных результатов в промышленности, в производстве многочисленных товаров, в экономике в целом. Именно в результате целенаправленных усилий множества квалифицированных специалистов стало реальным появление цивилизованных методов организации производственных мощностей в масштабе всей страны и, как итог этой деятельности, – материальные блага, необходимые для нормального существования общества и его дальнейшего развития.

художественное творчество человека

Важнейшим направлением творческой деятельности человека являются литература, живопись, театр и кино, музыка и пение. Условное разграничение указанных сфер не исключает их взаимодействия, а иногда даже предполагает синтез. Например, сочетание технического и художественного творчества стало основой для появления профессии дизайнера. А такое трудоемкое занятие, как кинопроизводство, потребовало серьезной технической базы и получило ее – на киноиндустрию сегодня работают тысячи заводов и разнообразных техцентров.

Самая распространенная форма человеческой деятельности – художественное творчество – это обширное поле для многих тысяч проектов, включающих искусство, технику, науку. Одни из этих наработок носят долговременный характер и развиваются годами. Такие проекты особенно эффективны. Другие проекты краткосрочны, но так же необходимы для успешного социального развития общества.

Социальное творчество

Общественные отношения предполагают целый ряд специальных функций, ориентированных на развитие художественного творчества, а на следующем этапе – и материального производства. Результатом этих и подобных действий могут стать значительные подвижки в развитии инфраструктуры. К категории социального творчества могут быть отнесены действия политического характера, познавательные и даже религиозные.

Действия общественной направленности могут быть коллективными или индивидуальными, общенародными, государственными, национальными. Творчество в рамках социума обычно сопровождается определенной ответственностью за конечный результат. Это может быть предвыборная кампания, техническая стандартизация, действия по созданию новых форм общественной жизни. В процессе становления новых образований, определяющих менталитет населения, может наступить некоторое замедление темпов, но это будет только на пользу, поскольку качество перемен придет на смену количеству.

художественное творчество в средней группе

Удивителен тот факт, что в творчестве художника и ученого много общего. Не каждому живописцу или скульптору удается подняться до уровня подлинного искусства, к тому же путь к художественным вершинам зачастую продолжается в течение многих лет. Только упорство и профессионализм могут стать залогом успешности. Аналогично этому ученый способен достичь значительных успехов в своих изысканиях благодаря самоотверженности. История знает немало примеров, когда талантливый врач-хирург делал уникальную операцию, спасая жизнь человеку. В подобном случае его мастерство – это тоже искусство.

Высшая ступень

Иногда слово "искусство" применяется как синоним художественного творчества. Это неверно или не совсем верно. Формы художественного творчества предполагают точные определения. Так же, как нельзя научное творчество отождествлять с наукой, так и не стоит сравнивать художественное творчество с искусством. Однако разделение по категориям носит чисто условный характер, поскольку живописец постоянно совершенствуется в своем деле. Рано или поздно наступает момент, когда его картины приобретают признаки истинного искусства, а он сам становится подлинным мастером. Чаще всего так происходит с работами в категории "народное творчество". Художественное достоинство картины или скульптуры зиждется прежде всего на традициях, которые неразрывно связаны с искусством.

Художественное творчество человека сближает целые народы, оно выступает как средство живого общения между людьми. А в более глубоком понимании становится связующим звеном между поколениями ушедшими и ныне живущими. Таким образом, возникает преемственность в общественном развитии. При этом искусство всегда образно, в то время как наука следует логике и эмпирическим понятиям. Этим правилам подчиняется любое художественное действие, а в искусстве – любая сфера или область. Художественное творчество обычно имеет гибкую природу, однако бывают случаи, когда оно становится непререкаемым и требует неукоснительного соблюдения определенных правил.

художественное творчество человека

Искусство и история

В процессе художественного познания происходит отражение реальной действительности, расширяется и становится глубже знакомство человека с различными аспектами жизни. Многие художественные произведения отражают образы определенной эпохи. Из них мы узнаем о жизни общества, социальном устройстве, исторической ценности тех или иных событий. Писатели стараются скрупулезно передать достоверность и делают это в манере увлекательного повествования, в то время как ученый-историк предпочитает преподносить те же события в форме неоспоримых фактов. Русский философ Николай Гаврилович Чернышевский в свое время писал: "История рассказывает о жизни человечества, а искусство – о жизни человека".

Ученые и искусство

Еще одно различие между научным и художественным творчеством заключается в оценке их результатов. Особенности художественного творчества заключаются в определенных характеристиках. Весомость научной теории определяется ее объективностью, она никогда не содержит личностных суждений. Ученый, познающий действительность, старается не допустить субъективности, он руководствуется только фактами и не может позволить себе художественных отступлений.

В искусстве все иначе – творчество начинается именно там, где остановился ученый-изыскатель, в точке познания истины. Основная форма человеческой деятельности – художественное творчество, проявляющееся в различных сферах общественной жизни, способствующее развитию новых направлений в любой области. Характерно, что наука объединяется с искусством именно тогда, когда это необходимо. Процесс взаимного проникновения проходит органично, без малейшего напряжения или конфликта. Как правило, объединение этих двух на первый взгляд далеких друг от друга систем дает результаты уже сразу.

Особенно заметны плоды взаимодействия науки и искусства, если, к примеру, в театральной постановке используется определенная философская направленность или, по крайней мере, применяются аналитические трактовки. Это наблюдается, когда пьеса нуждается в более глубоком развитии сюжета. Так происходит не всегда, например, театральные постановки по пьесам великого русского драматурга Антона Павловича Чехова не нуждаются в дополнительной философичности, поскольку изначально настраивают зрителя на глубокое осмысление сюжета. А вот современные произведения часто не содержат ни глубины, ни смысла, и режиссеру приходится призывать на помощь науку, дабы обогатить содержание, сделать действие более интересным за счет научно-философского подхода.

художественное творчество в старшей группе

Степень ответственности

Различие углубляется еще и тем, что научное творчество основано преимущественно на мышлении теоретическом, а художественное – на эмоциональном восприятии окружающей действительности, отсюда и разница в методиках отражения. И художник, и ученый стараются разложить происходящие события на отдельные фрагменты, чтобы глубже их проанализировать, однако конечные цели у них разные. Экспериментирует и тот, и другой, но степень ответственности при этом несопоставимая. И если в научном творчестве диалектика обобщения предполагается в форме отвлеченных, а порой и абстрактных понятий, то в художественном прослеживается некий сценарий, который иногда содержит элементы неожиданности, но в основном отличается последовательностью.

Общие точки соприкосновения наблюдаются при сопоставлении техники и искусства в плане взаимного дополнения, хотя первоначально создается впечатление их отдаленности. Техническое творчество априори направлено на создание материальных ценностей, в то время как в искусстве материальные составляющие носят условный характер и присутствуют только в отдельных видах. Взаимосвязь противоположностей налицо, и она носит органичный характер. При таком благоприятном раскладе можно ожидать хороших результатов, и они не заставят себя долго ждать.

форма человеческой деятельности художественное творчество проявляющееся

Ремесло и искусство

Тем не менее связь искусства и техники несомненна. Эта тенденция прослеживается в происхождении терминов. Греческое "технэ" ("техника") означает "искусное мастерство", "умение". Главная форма человеческой деятельности – художественное творчество, проявляющееся в различных областях, – способствует развитию как техники, так и искусства.

Мастерство в любом виде предполагает доскональное знание предмета. Таким образом, грань между ремеслом и искусством становится малозаметной. В Древней Греции мастером назывался каждый, кто в полной мере овладевал своим ремеслом. В настоящее время бытует мнение, что именно техника в философском смысле является источником искусства. Существуют такие виды творческой деятельности, которые невозможны без технического обеспечения. Примером может служить театральное искусство, тесно связанное с различными закулисными механизмами, обеспечивающими жизнедеятельность сцены и приводящими в движение декорации и другие устройства.

Детское художественное творчество

Подрастающее поколение – это маленькие художники и скульпторы, их творческие способности развиваются бурными темпами в условиях дошкольных учреждений под наблюдением воспитателей. Существуют определенные программы, которые способствуют личностному росту ребенка. Художественное творчество в средней группе детских садиков открывает малышам широкие возможности для познания основополагающих критериев живописи, лепки и других видов изобразительного искусства. Каждый воспитатель знает, что такое НОД. Аббревиатура расшифровывается как "непосредственная образовательная деятельность".

Программа "художественное творчество" в детском саду органично сочетается с глобальными нормативами НОД. При этом методисты детских садов успешно применяют собственные разработки, ориентированные на развитие ребенка.

Художественное творчество в средней группе детского сада – это основное времяпрепровождение подрастающего поколения. Самым популярным является карандашный рисунок. Дети любят изображать лужайки, домики на траве, маму с папой, любимую собаку и многое другое. Для скульптурного детского творчества главным материалом является пластилин (разноцветный, в удобных коробках). Креативные воспитатели могут предложить своим подопечным совместить рисунок и лепку. Результатом такого эксперимента станет детское произведение искусства в формате 3D, когда на фоне нарисованного домика появятся пластилиновые фигурки, похожие на папу и на маму.

В последнее время детское творчество все больше склоняется в сторону технических средств самовыражения. Это всевозможные трансформеры, модули, конструкторы. Технические наборы для детских игр устроены таким образом, чтобы ребенок своими руками мог выстроить достаточно сложную конструкцию и при этом испытал радость творчества. Чтобы игра была более захватывающей, в ней используется диодное оснащение, миниатюрные разноцветные лампочки, совершенно безопасные, но эффектные.

детское художественное творчество

Художественное творчество в старшей группе

Дети постарше знакомятся с более сложными методиками, применяемыми в изобразительном искусстве. Художественное творчество в старшей группе связано с учебными пособиями, благодаря которым ребенок учится различать цвета, оттенки и полутона с учетом их распределения по цветовой гамме. В соответствии со специальными программами дети изучают нетрадиционную технику рисунка, скульптурных изображений. Кроме этих двух классических методик детского творчества – рисунка и лепки – существуют современные игры, основанные на логическом мышлении ребенка. С помощью воспитателя маленькие участники распределяют между собой роли. Начинается своеобразный спектакль. Обычно действие напоминает картинку из реальной жизни. Дети вспоминают, как и что случается в течение одного дня, и каждый представляет, как можно было бы изменить к лучшему происходящие события. Выстраивается ретроспектива, и дети "редактируют" собственную жизнь одного дня.

В старших детсадовских группах воспитатели также используют НОД, предоставляя малышам возможность мыслить самостоятельно, предлагают им несложные задачи, составленные по мотивам сказочных сюжетов. Метод основан на увлекательном виртуальном путешествии. Дети "опускаются в глубины морские", где их встречает подводный царь, окруженный множеством своих подданных, русалками, осьминогами, дельфинами и золотыми рыбками. Каждый ребенок может выбрать себе друга среди морских обитателей, наладить с ним диалог и пообщаться на интересные темы. После этого начинается процесс непосредственно художественного творчества, дети могут фантазировать, придумывать себе роли для участия в подводных приключениях.

Основная форма человеческой деятельности – художественное творчество – охватывает все сферы жизни общества, в том числе и детские учреждения. Организация мероприятий возложена на профессиональные структуры, и можно надеяться, что маленькие художники и скульпторы получат возможность в полной мере проявить себя в творчестве. Важно сам процесс сделать увлекательным и результативным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.