По своему характеру Иван Александрович сильно отличался от большинства мыслителей, рожденных эпохой 60-х годов, деятельных и энергичных. В его жизни было много нехарактерного для того времени, как будто бурная общественная деятельность и различные перемены 60-х годов его совсем не коснулись. Сосредоточенность, напряженность, импульсивность, свойственные писателям этой эпохи, у Ивана Александровича заменяются уравновешенностью, трезвостью, простотой. Жизнь и творчество Гончарова кратко описаны в данной статье.
Хронологическая таблица жизни
Дата | Событие |
6 июня 1812 | И.А. Гончаров родился |
1831-34 | Учеба в Московском университете, на словесном отделении |
1835 | Приезд в Петербург |
1846 | Знакомство с В.Г. Белинским, создание "Обыкновенной истории" |
1852-55 | Путешествие на военном корабле, работа над произведением "Фрегат Паллада" |
1859 | Публикация "Обломова" |
15 сентября 1891 | смерть Гончарова |
Юные годы
Хронологическая таблица Гончарова Ивана Александровича открывается 1812 годом. Именно в этом году, в Симбирске, он появился на свет. Иван Александрович принадлежал к купеческому сословию, что в то время для интеллигенции было редким исключением, так как обычно его представляло дворянство. В окружении писателя, однако, было мало собственно купеческого, эта среда почти не повлияла ни на его воспитание и образование, ни на окружающую его обстановку. Отец Ивана Александровича, рано умерший, был очень обеспеченным, что позволило Гончаровым не экономить на расходах и жить вполне богато.
Симбирск того времени представлял собой собрание в основном деревянных, старых домов и построек, а население города было немногочисленным. В этом месте прошли первые десять лет жизни будущего писателя. Первое образование Иван Гончаров, биография и творчество которого тесно связаны, получил в частных пансионатах города, а также у местного священника, содержавшего пансион для детей из дворянских семей. В этом пансионе Иван Александрович обнаружил небольшую библиотеку и любил проводить время, читая художественную литературу русских и зарубежных авторов.
Учеба в Москве
В 1822 году, в возрасте десяти лет, для продолжения обучения его отвезли в Москву в среднее заведение для дворян. Так жизнь и творчество Гончарова переходят в новый этап самостоятельной жизни, без опеки родителей. Домой он приезжал только на лето, проводя остальное время в Москве. Здесь Иван Александрович, кроме прочего, познакомился с произведениями французских беллетристов, а один из романов Эжена Сю даже перевел на русский язык. Отрывок из этого перевода был напечатан в журнале "Телескоп" за 1832 год.
Восемь лет обучения прошли очень быстро, не принеся, в общем, ни особенной пользы, ни особенного вреда.
Университет
В 1830 году, 18 лет от роду, Гончаров готовился уже к поступлению в университет, но началась холера, и его закрыли, поэтому поступить туда Ивану Александровичу удалось лишь в следующем, 1831 году. К тому времени он уже знал несколько языков: французский, немецкий, английский и латынь.
В университете жизнь и творчество Гончарова, кратко ознакомиться с которыми предлагается в этой статье, вступают в новый этап. Он слушал лекции Каченовского, Шевырева, Надеждина, Погодина, Давыдова и других и впоследствии вспоминал о них с благодарностью. Гончаров был примерным студентом. Посещал почти все лекции, усердно записывал за лекторами, делал домашние задания. Иван Александрович сторонился кружков. В университете в то время учились Герцен и Огарев, но ни с тем ни с другим он не познакомился, а с Лермонтовым встречался лишь в аудитории.
Хронологическая таблица Гончарова Ивана Александровича продолжается следующей датой, июнем 1834 года, когда он успешно сдал выпускные экзамены и уехал со своим братом домой, в Симбирск. Жизнь и творчество молодого писателя начинаются теперь у него на родине.
На родине
Гончаров Иван Александрович пишет: "Меня охватило, как паром, домашнее баловство". В этой "милой Обломовке" проходила сытая, довольная жизнь, дни сменялись днями, а годы годами, не было заметно никаких перемен. В провинциальном Симбирске практически не ощущалась жесткая атмосфера николаевского режима. Целый год Гончаров просто отдыхал, ничего особенно не делая. Балы и светские рауты сменяли друг друга. Когда молодой человек временами задумывался о будущем, оно представлялось ему в виде службы, хотя все это казалось еще очень далеким, и только случай ускорил дело, а именно дружба, которую завел Гончаров (биография и творчество писателя последующих лет описаны ниже) с губернатором Углицким, предложившим ему стать делопроизводителем в своей канцелярии.
С этого момента для Ивана Александровича началась обычная чиновничья рутина, от которой остались не очень приятные, зато полезные впечатления и воспоминания касаемо взяточничества и других пороков служебных лиц. Фото Гончарова представлено ниже.
Петербург. Первая литературная деятельность
Этапы жизни и творчества Гончарова продолжаются петербургским периодом. По чьему-то доносу в 1835 году Углицкий был отозван из родного Симбирска и направился в Петербург, а с ним вместе поехал и Иван Александрович. Здесь он поступил в министерство финансов на службу, в департамент внешней торговли, сначала переводчиком, а потом и столоначальником. Его ровному, спокойному характеру соответствовала эта служба, а размеренная канцелярская атмосфера вовсе не тяготила Ивана Александровича.
В первые годы после прибытия в Петербург в свободное время он переводил Шиллера, Винкельмана, Гетте, а также английских писаталей-романистов. Однако о собственном творчестве в это время Гончаров Иван Александрович еще не задумывался. Лишь в начале сороковых годов появляются его первые самостоятельные произведения. Ниже смотрите фото Гончарова.
"Обыкновенная история"
В 1847 году на страницах "Современника" выходит первый роман начинающего писателя, "Обыкновенная история". К этому времени писателю было уже 35 лет, жизнь и творчество Гончарова вступили в фазу зрелости.
Это была история разочарования, краха надежд юных воспитанников различных Обломовок, стекавшихся в столицу с сувениром от дамы сердца и томиком Шиллера в кармане, веселых, избалованных, откормленных. Петербург сразу же избавлял их от всяких иллюзий и мечтательности, крушил все надежды, поэтому эту историю можно было бы назвать и "Обыкновенной трагедией".
В романе явственно чувствуется биографический элемент. По признанию самого автора, это произведение отразило его жизненный опыт, тот период, когда он из романтика и мечтателя превращался в холодного и деловитого чиновника. Иван Гончаров, биография которого предлагается вашему вниманию, пережил трансформацию, подобную той, что испытывает главный герой.
Александр Адуев, мечтательный романтик из провинции, поклонник Шиллера, слепо верящий в вечную дружбу и любовь, приезжает в столицу, Петербург сороковых годов, из-под опеки своей беззаветно любящей матери. Он влюбляется, но любовь предает его, изменяет и дружба. От этого Александр приходит в отчаяние. Он возвращается в провинцию, забывает обо всех своих устремлениях и идеалах и заканчивает свою жизнь с богатой невестой, почтенным брюшком и хорошим жалованием.
"Обыкновенная история" переписывалась трижды, на ее создание писатель потратил около 5-6 лет, прежде чем произведение было опубликовано. Она сразу же привлекла к себе внимание, а Гончаров получил признание в качестве литератора. Отозвался на этот роман и знаменитый проницательный критик Белинский, который приветствовал нового талантливого автора и предсказал ему успех.
В 1846 году Иван Александрович лично познакомился с Белинским, однако близко ни с ним, ни с другими членами литературного кружка так и не сошелся. Тогда к этому кружку принадлежали Некрасов, Панаев, Тургенев, Боткин, Грановский, Герцен и другие.
"Фрегат "Паллада"
В 1852 году Иван Александрович в должности секретаря адмирала Путятина отправился в экспедицию к русским владениям в Америке. Целью поездки было оформить торговый договор с Японией, страной, бывшей в то время практически неизвестной европейцам. Путешествие далось писателю нелегко, особенно первые месяцы плавания, - у него обострялись припадки невралгии с головными болями, а в каюте часто бывало холодно. Лишь постепенно, по приезде в Англию, Ивану Александровичу удалось привыкнуть к морской жизни с ее качками, холодами и туманами и почувствовать себя как дома. Кроме служебных отчетов и рапортов, он писал письма, выходившие в "Морском сборнике", в которых описывал свои впечатления. Позднее из этих писем получилось описание плавания под названием "Фрегат "Паллада", изданное в двух томах.
Это произведение было отмечено как одно из лучших в русской литературе описательных произведений. Его могли читать как взрослые, так и дети, образованные и необразованные. В книге описывается природа различных экзотических стран, где побывал корабль, дается сравнение нравов чужеземцев с жителями родной страны, присутствуют и юмористические эпизоды. Он отдавал дань красотам местной природы, однако все же более милы его сердцу были родные пейзажи, о которых Гончаров, книги которого говорили за самого писателя, всегда вспоминал с любовью.
И.А. Гончаров: "Обломов"
Романы Гончарова продолжает "Обломов". Замысел его пришел к писателю еще в сороковые годы. И во время вышеописанной экспедиции прообраз Ильи Ильича сильно его занимал. Возьмем для примера первую главу первой книги "Фрегат "Паллада". Здесь противопоставляется занятой, деятельный, торопливый англичанин русскому барину, спокойному и ленивому. Описание жизни барина очень напоминает описание Обломова.
"Обломов" - это целый новый этап, в который вступили жизнь и творчество Гончарова. Таблица его биографии и творчества не обходится без упоминания 1857 года. В этом году во время отдыха на водах в Киссингене было дописано данное произведение, задуманное еще в сороковые годы.
Жизнь и творчество Гончарова с выходом этого романа открывают новый этап. Сразу же после публикации произведение стало настоящей сенсацией, о нем говорили и спорили во всех без исключения лагерях. Двое лучших критиков - Добролюбов и Писарев - посвятили "Обломову" свои остроумные критические статьи. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина?" поставила Обломова в один ряд с самыми знаменитыми героями времени - Печориным, Онегиным, Бельтовым, Рудиным. "Обломовка есть наша прямая родина", - пишет Добролюбов, который приравнял в своей статье всю русскую интеллигенцию к обломовскому типу. Для Николая Александровича обломовщина – это, прежде всего изнеженность, барская лень, которой потворствуют множество слуг. Конечно, Добролюбов не выражает ни малейшей симпатии ни к главному герою, ни к обломовщине в целом.
Писарев в своей статье гораздо больше места уделяет психологической характеристике, отмечая губительное влияние умственной апатии, вызванной самыми разными причинами. Сам Гончаров отметил, что статья Писарева - лучшее из всего, что было написано о его романе, поскольку он описал всю сложность такого, казалось бы, элементарного обломовского типа. Ведь герой, оказывается, был больным человеком, как отмечает Гончаров. Обломов не просто не хочет работать, а боится труда, поскольку он приносит ему физические муки. И ведь он иногда способен к активной деятельности, хоть и под чужим влиянием. Ольге удалось побудить его к активности, различным занятиям.
Герой трепещет буквально на протяжении всего произведения Гончарова, кроме, пожалуй, самых последних его страниц. Он опасается всего: сырости, движения, сквозного ветра, любви, приличий, громкого слова. А этот страх - характерный симптом атрофии воли, психиатрической болезни.
Кроме того, Обломов всегда находится между двумя противоположностями: он был воспитан в старорусской манере и обстановке, привык к бездействию и роскоши, удовлетворению собственных прихотей. Детство его прошло под неустанным, бездумным надзором родственников, таких же вялых и пассивных, как и он.
Его нежили и баловали, старались подавлять порывы активности и резвости, естественные для юного возраста, а также любознательность и интерес к чему бы то ни было. Плоды такого воспитания известны - лень, принявшая свою крайнюю форму, а также страх перед любыми изменениями и требованиями жизни.
Болезнь эта, по мнению Гончарова, коренится во всей русской жизни и истории. В этом смысле Обломов был подлинным воплощением барской России дореформенного времени. Однако можно ли считать, что после отмены крепостного права ситуация так уж кардинально изменилась? Действительно ли умер Илья Ильич?
Нет, он не может умереть. Именно поэтому этот роман сейчас, как и всегда, остается актуальным.
"Обломов", понятый как обличительный роман, высмеивающий барство и русскую лень, имел огромный читательский успех. Гончарова даже сравнивали с Гоголем.
Вернувшись из кругосветного путешествия, Иван Александрович вновь занялся государственной службой, работая все в том же департаменте внешней торговли в должности столоначальника. Однако вскоре, в 1858 году, он поступил на службу в цензурное ведомство при министерстве народного просвещения. В 1862 году он стал редактором выходившей тогда "Северной почты", официального журнала. Служил Гончаров добросовестно и достиг значительных успехов в службе: его несколько раз повышали в должности - от цензора до члена главного управления по делам печати.
И.А. Гончаров: роман "Обрыв"
Романы Гончарова публикацией "Обломова" не заканчиваются. В 1868 году на страницах журнала "Вестник Европы" появился его следующий после "Обломова" роман - "Обрыв". Задуман он был практически одновременно с "Обломовым", однако на написание этого произведения Гончарова ушло более 20 лет! За эти годы сменилось целое поколение, целая эпоха. Из мрачного периода николаевского правления Россия перешла к возрождению и обновлению. Но взгляд Гончарова все еще был устремлен в прошлое, откуда он черпал свои образы и характеры. Критика не оценила этот роман, возможно, этому способствовала и неопределенность времени, когда он появился. К этому периоду были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", а критика лишилась лучших своих представителей, в том числе Писарева. "Отечественные записки" еще только вставали на ноги. В журналистике господствовал сумбур в настроениях и умах. И вдруг в это смутное время появляется на свет произведение, проникнутое определенным взглядом на жизнь, причем, можно сказать, взглядом оптимистическим... Гончаров признает все старое сильным, здоровым и правильным, надеется на примирение старого с новым. Естественно, в то время такая позиция не могла иметь сторонников.
Скажем вкратце о двух центральных фигурах романа - Райском и бабушке. Райский борется против старого порядка, изнеженности, однако спит на удобной постели и не отказывает себе ни в чем, разрешает даже Егорке снимать с себя сапоги. Он живет все еще в эпоху крепостного права, а борется с ним лишь только на словах, не подкрепленных делом: просто советует своей бабушке отпустить на волю крепостных, но сам в это дело не хочет вмешиваться, хотя имение принадлежит ему. Эта нерешительность весьма типична, характерна для всего русского общества в то непростое время, как и для любой переходной эпохи.
Бабушка же намного деловитее своего внука. Она говорит на языке предков, словами пословиц, старинной мудрости. Сквозь эту устаревшую мудрость у нее просматривается гораздо больше здравого смысла, нежели у Райского. Это была упорная, твердая, властная женщина, не любящая уступать, хотя в глубине души и понимающая зачастую, что Райский прав. Однако, несмотря на всю ее уверенность и убежденность в своей правоте, в ней все же нет самолюбивого неприятия нового. Просто она довольна старым, а нового боится, но при необходимости уступает ему.
Так через весь роман проходит эта тема: борьба отжившего с новым. Гончаров не встает на защиту ни одной из сторон, он стремится лишь к их примирению и объединению.
Последние годы жизни
Иван Александрович, естественно, был оскорблен тем, как приняли его роман. К тому времени ему было уже под 60 лет, а за спиной были крупные литературные победы. После выхода "Обрыва" Гончаров очень редко показывался публике и мало что написал. К числу последних его произведений относят "Литературный вечер", "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", "Слуги", "Воспоминания".
Неудача любимого детища, болезни и приближающаяся старость приводят его к меланхолии и тоске. В 1873 году, в чине генерала, Гончаров ушел в отставку, едва ли вынеся из более чем сорокалетней службы хоть одно хорошее воспоминание. Однако после этого Ивану Александровичу суждено было прожить еще почти 20 лет. Друзей у него осталось мало, близких тоже, он редко принимал гостей и разговаривал как-то неохотно. В последние годы Ивана Александровича мучили проблемы со здоровьем, а умер Гончаров от воспаления легких 15 сентября 1891 года.