Кипренский, портрет Пушкина. "Себя как в зеркале я вижу..."

Оценить весь масштаб великой творческой личности – задача часто невыполнимая, особенно для современников. Выразить значение пушкинского гения средствами изобразительного искусства пытались многие художники.

Кипренский, портрет Пушкина

Среди них – Орест Адамович Кипренский. Портрет Пушкина кисти художника – редкий пример живописного шедевра эпохи романтизма, имеющего вневременное значение.

Мастер романтического портрета

Живописец классической академической школы, родившийся в 1782 году, был внебрачным сыном русского помещика. Кипренский стал одним из первых русских художников, получивших настоящее европейское признание. Академия художеств Флоренции заказала ему автопортрет, размещенный в галерее Уффици. Художник умер в 1836 году в Риме, являясь профессором императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, членом Неаполитанской академии.

Портрет Пушкина. Кипренский

Наследие Кипренского разнообразно по художественному значению. В нем есть картины на мифологические сюжеты, полные манерной сентиментальности. Но лучшие полотна – это сочетание выдающегося живописного мастерства и тонкого психологизма. Портреты приёмного отца художника – А.К. Швальбе, героя Отечественной войны Е.В. Давыдова, поэта В.А. Жуковского, баснописца И.А. Крылова – это настоящий Кипренский. Портрет Пушкина – один из высочайших взлетов художественного таланта мастера.

Друг по Царскосельскому лицею

Поэт и журналист барон Антон Антонович Дельвиг (1798-1831 гг.) был одним из ближайших друзей Пушкина. Они с лицейских времен высоко ценили поэтический дар и человеческие качества друг друга. Дельвиг быстрее остальных понял всё величие пушкинского литературного гения. В 1827 году он заказал для себя изображение друга, и именно в его доме писал Кипренский портрет Пушкина. Сочинение Дельвигом элегий и идиллий стало примером для юного Пушкина, и это во многом предопределило становление великого поэта.

кипренский портрет пушкина сочинение

Ранняя смерть Антона Антоновича потрясла его великого друга. Пушкин заботился об осиротевшей семье и до конца жизни вспоминал Дельвига в стихах. Он не забыл и картину, которую написал Кипренский. Портрет Пушкина перешел к наследникам Дельвига и стоил уже тогда очень больших денег. Но Александр Сергеевич выкупил его и до самой смерти хранил у себя.

«Минута и стихи свободно потекут…»

Поэт изображен по пояс, в строгом черном сюртуке с перекинутым через плечо плащом с клетчатой подкладкой. Руки по-наполеоновски сложены на груди. На заднем плане изображена статуэтка музы лирической поэзии Эрато с лирой в руках. Лицо и рука с легендарными длинными ногтями освещены сильнее и сразу привлекают внимание.

Многие называют этот портрет памятником. Налицо все атрибуты монументальности и торжественности: величественная поза, символы принадлежности к высокому искусству. Но не только к этому стремился Кипренский. Портрет Пушкина очень глубок по своему содержанию. Во взгляде поэта – ум и жизненный опыт, вдохновение и неукротимый нрав, осознание своего таланта и независимость.

Многое видится в облике поэта нам – потомкам, знающим дальнейшую судьбу гения. Портрет Пушкина Кипренский писал, когда поэту оставалось прожить десять лет. Это десятилетие включило в себя невиданные творческие взлеты болдинской осени и великие замыслы, оставшиеся неосуществленными. Впереди – счастливые семейные годы и финансовые неурядицы, трепетное почитание одних и злобная ненависть других. Будет мучительная смерть и великое бессмертие. Разве не это видим мы во взгляде Пушкина?

"Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз…"

Видевшие поэта вживую отмечали удивительную точность кисти мастера, написавшего этот портрет Пушкина. Кипренский смог передать все нюансы внешности поэта и его огромной души. Отец поэта, Сергей Львович, называл картину выражением самой сути внешности и духовного содержания своего великого сына.

Облик поэта был известен широким массам того времени лишь по небольшому юношескому портрету, приложенному к первому изданию «Кавказского пленника» (1822 г.).

портреты пушкина кипренского и тропинина

Портреты Пушкина (Кипренского и Тропинина – выдающихся мастеров) были написаны почти одновременно. Они дали русскому читателю возможность рассмотреть внешний облик своего кумира. С них были сделаны гравюрные копии, появившиеся вскоре во многих домах России и за её рубежами. Именно по ним поэта стали узнавать незнакомые люди.

Портреты Пушкина Кипренского и Тропинина

Портрет работы Василия Андреевича Тропинина был высоко оценён современниками. Похожий на труд Кипренского общей возвышенностью художественного образа, он отличался большей интимностью и романтической поэтичностью. Этот портрет был заказан самим Пушкиным для подарка другу – С. А. Соболевскому, и должен был подчеркнуть присущую эпохе романтизма ценность частной жизни. Но и на нем поэт выглядит прежде всего носителем высоких идей, лишенным душевной лени и благостного покоя.

Живой Пушкин

Пушкин любил шутить над своими «арапскими» чертами лица, и, хотя портрет Кипренского ему очень нравился, считал его льстивым и называл художника «волшебником милым». Но ценность шедевра мастера трудно преуменьшить. Кипренский создал не только вдохновенный образ гения, он показал облик человека с трудной и напряженной жизнью, чьим умом и трудом заложены основы современного языка и культуры последующих поколений нашего народа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.