Третий пересадочный контур Московского метро: схема и начало работы

Третий пересадочный контур Московского метро – рабочее название линии, которой предполагается соединить перспективные и существующие радиальные ветки. Это позволило бы разгрузить действующие станции. Далее рассмотрим, как воплощается проект третьего пересадочного контура метро.

третий пересадочный контур московского метро

Предпосылки к разработке

Как известно, крупнейшим городом России с самой разветвленной системой подземного транспорта является Москва. Проект третьего пересадочного контура метро стал воплощением идеи, которая появилась в 1985 году. Она состояла в создании скоростных хордовых веток для связи отдаленных территорий с центральными районами. Всего предполагалось построить 4 линии. Участки между их пересечением стали бы 3-им посадочным контуром.

Новый этап

В 2005 году снова был представлен план третьего пересадочного контура Московского метро. К этому моменту завершалось сооружение узла, состоящего из станции на нижнем уровне центра ММДЦ "Сити" ("Деловой центр") и станции "Ходынское поле", где осуществлялось строительство жилого комплекса "Гранд парк". Вместе с этим первый участок третьего пересадочного контура Московского метро – Солнцевская линия – возводился с перебоями и задержками. В этой связи было решено начать строительство ТПК в качестве отдельной ветки. В качестве пускового участка установили отрезок от ст. "Деловой центр" до "Динамо".

Начальная стадия реализации

Исходный проект пускового участка основывался на 2-м варианте ТЭО продления Калининской ветки между станциями "Деловой центр" и "Народное ополчение" и затем в Строгино. Было принято решение объединить Калининской и Солнцевский радиусы. В результате этого "освобождались" два участка. Ими стали часть линии "Солнцево-Мытищи" (от "Делового центра" по направлению к "Беговой"), затем "ВДНХ", а далее - продление Калининского отрезка до "Народного ополчения". При этом от линии первого радиуса решили отказаться. Вместо нее развитие должна была получить линия от "Делового центра" через "Шелепинский мост", "Магистральную" до ст. "Мневники". От последней станции ветка трассировалась до "Динамо" и проходила по району "Ходынское поле". На этой территории застройка не предполагалась на момент проектирования линий и создания ТЭО Калининского отрезка. Именно этот район стал краеугольным камнем в строительстве ТПК.

третий пересадочный контур метро построят на рубеже 2019 2020 годов

Предполагаемые станции

В соответствии с первоначальной идеей, третий пересадочный контур Московского метро на пусковом участке должен был включать 9 станций. Ими должны были стать:

  1. "Шмитовская".
  2. "Шелепихинская".
  3. "Олимпийская".
  4. "Краснопресненский пр-т".
  5. "Полежаевская".
  6. "Ходынское поле-1".
  7. "Ходынское поле-2".
  8. "Ленинградский пр-т".
  9. "Динамо".

Общая протяженность участка – 9.7 км. На протяжении пяти лет (с 2005-го по 2010-й) строительство не осуществлялось. В 2011-м была проведена интенсификация проекта, и он снова стал обсуждаться. Вместе с этим были скорректированы и предыдущие схемы. Так, общую протяженность прежнего участка уменьшили до 9.1 км, число предполагаемых станций – до шести. К первой очереди добавили новый отрезок. Предполагалось сооружение линии от ст. "Петровский парк" ("Динамо") до "Нижней Масловки". Длина ветки – 1.9 км.

москва проект третьего пересадочного контура метро

Вопросы дальнейшего развития

Второе кольцо метро (третий пересадочный контур) сооружалось неравномерно. В схеме сравнительная ясность была относительно северного радиуса. В частности, линия от "Нижней Масловки" шла через станции "Марьина Роща", затем "Рижская", "Красносельская", далее "Бауманская" и "Лефортово" до ст. "Авиамоторная". Оттуда начиналась Кожуховская ветка. Каким должен быть третий пересадочный контур Московского метро в южном радиусе, оставалось неясным. В конце 2011-го было выдвинуто предложение об объединении северного и южного радиусов. В результате третий пересадочный контур Московского метро должен пройти от "Хорошевской" через "Народное ополчение" (пересечение с просп. м. Жукова), затем по трассе БКЛ к "Кунцевской" через Нижние Мневники, "Мичуринский пр-т", "пр-т Вернадского", затем "Калужскую", далее "Каховскую" с присоединением этой линии, потом от "Каширской" через ст. "Нагатинский затон", далее - ст. "Печатники" и "Текстильщики", "Нижегородскую улицу" и замкнуться на ст. "Авиамоторная". В этом виде ТПК обозначило Постановление Правительства столицы 4 мая 2012 г. Предполагается, что третий пересадочный контур метро запустят к 2018 году.

проект третьего пересадочного контура метро

Развитие пускового отрезка

В случае воплощения приведенного выше варианта судьба пускового участка от "Хорошевской" до станции "Деловой центр" становится неясной. От этого отрезка не отказались, хотя он и не входит в общую схему ТПК как кольца. Сооружение этой линии продолжается в составе пусковой ветки, но дальнейшая ее перспектива так и не определена. Было предложено вернуться к исходному варианту ТЭО продолжения Калининской линии. В соответствии с ним отрезок от ст. "Деловой центр" через ст. "Шелепиха" и еще одну промежуточную продлился бы до "Народного ополчения". От последней точки предполагалась пересадка. Далее ветка шла бы через пр. м. Жукова до ст. "Живописная". В этом случае ветка "Шелепиха-Хорошевская" становилась бы двухпутной соединительной линией, а весь участок был бы самостоятельным радиусом.

Новые корректировки

Они произошли весной 2012-го. Было предложено провести отрезок от "Рижской" до ст. "Авиамоторная" не через ст. "Красносельская" и "Бауманская", а по "Сокольникам" и "Электрозаводской". Этот вариант значительно упростит сооружение и позволит отодвинуть линию от Кольцевой еще дальше. После перетрассировки по всему ТПК предусматривался только 1 отрезок глубокого заложения - со ст. "Нижняя Масловка" до ст. "Марьина роща".

Особенности схемы сооружения

План, по которому предполагалось осуществлять создание третьего пересадочного контура, позволял в перспективе вернуться при необходимости к хордовому варианту с возможностью создания и маршрутного движения, и абсолютного разделения ветки на отдельные отрезки. Для реализации этой задачи в 2012 г. схема была откорректирована. Так, было спроектировано 4 четырехпутных пересадочных узла. Они представляют собой параллельные станции с кросс-платформенными (совмещенными) участками и 2 комплексами камер съездов. Это позволит организовывать перемещение по любому необходимому маршруту. В качестве таких узлов выступают ст. "Марьина роща", "Нижегородская ул.", "Нагатинский затон" и ст. "Аминьевское шоссе". Как указывает информация сайта "Метрострой", третий пересадочный контур (Москва) начал сооружаться ООО "СМУ Ингеоком". Разработка схемы пускового участка от "Делового центра" до ст. "Нижняя Масловка" осуществлялась "Метрогипротрансом". Проектирование остальной ветки выполнял изначально "Мосинжпроект".

метрострой третий пересадочный контур москва

Ход сооружения

Судя по тому, как сейчас ведется реализация разработанной программы, многие граждане высказывают мнение о том, что третий пересадочный контур метро построят на рубеже 2019-2020 годов. Возведение веток началось с ноября 2011 г. В следующем, 2012-м г., с 1 августа стала выполняться прокладка 1 тоннеля в сторону "Делового центра". Изначально предполагалось пройти транзитом ст. "Хорошевская" и "Шелепиха". Однако работа шла довольно тяжело и только в декабре 2013-го г. была завершена. К тому моменту было начато прохождение еще двух тоннелей: правого (восточного) и левого (западного).

Вместе с этим в 2013-м схема снова была несколько изменена. Так, станция "Марьина роща" была перепроектирована на мелкое заложение. Ее местоположение было смещено к северу. В результате только станция "Нижняя Масловка" осталась участком глубокого заложения. Было предложено часть тоннелей сооружать двухпутными, используя ТПМК большего диаметра, чем на других отрезках. В 2014-м началось прохождение правого (восточного) участка. Он пролегал от ст. "Ходынское поле" до "Петровского парка". Это был последний из четырех тоннелей, примыкавших к "Ходынскому полю". В мае этого же года началось прохождение левого (западного) отрезка. В сентябре 2014-го было решено отказаться от сооружения хордовых веток. В результате строительство трех совмещенных станций пересадки перестало быть необходимым. Однако в связи с тем, что в схеме осталась Кожуховская ветка, "Нижегородская улица" будет 4-хпутной.

Работы в 2015 г.

Сегодня ведется раскрытие котлованов ст. "Хорошевская" и ст. "Шелепиха", производится прохождение четырех перегонных тоннелей. Также выполняются бетонные работы на станциях "Петровский парк", "Ходынское поле". Кроме этого, монтируется ТПМК для прохождения еще двух тоннельных отрезков, ведутся работы на 2-х наклонных ходах и стволах станции "Нижняя Масловка". Изначально сдача участка планировалась на текущий, 2015-й, год. Однако в связи с рядом трудностей и задержек завершение работ перенесено на следующий, 2016-й. Если работы будут проводиться такими темпами, то, вероятно, третий пересадочный контур Московского метро откроют к 2020 году.

представлен план третьего пересадочного контура московского метр

Временная схема эксплуатации

Решение о ее введении было озвучено в феврале 2015-го. Предположительно, будет объединено движение поездов по пусковому участку и Солнцевскому отрезку ТПК с сооружением двухпутного соединительного отрезка (перегона) между "Парком Победы" и "Шелепихой". Ранее планировалось строительство соединительной однопутной ветки. Это связано с тем, что начало сооружения центрального отрезка Калининско-Солнцевского участка откладывается на еще более поздние сроки. В результате большая часть пассажиров, перемещающихся по этому отрезку, должна была бы пересаживаться на "Парке Победы" на загруженную Арбатско-Покровскую ветку. Если движение будет организовано по двум линиям, новыми узлами сможет воспользоваться большее количество пассажиров. В результате предусматривается организация вилочных маршрутов, по которым четыре из пяти поездов Солнцевской ветки будут следовать от станции "Раменки" через "Парк Победы" на отрезок ТПК до "Петровского парка". При этом один состав от "Парка Победы" проследует до "Делового центра". При этой схеме последняя станция не будет вводиться вместе с пусковым участком. В начале апреля 2015 г. несколько станций третьего пересадочного контура получили проектные наименования. Так, вместо "Рижской" теперь "Ржевская", "Марьина роща" стала "Шереметьевской", "Кунцевская" получила название "Можайская", "Нижегородская улица" стала ст. "Карачарово".

первый участок третьего пересадочного контура московского метро

В заключение

Как видно, проект третьего пересадочного контура имеет большие масштабы. Его главная задача – разгрузить основную ветку подземки. Речь идет, в частности, о станциях близ Кольцевой линии. Следует отметить, что на апрель 2013 года на 24 участках первоочередного отрезка ТПК, протяженность которого составила 13.7 км, было задействовано три ТПМК и 1400 рабочих. Несомненно, реализация этого проекта имеет особое социальное и экономическое значение для столицы. К разработке схемы привлекались не только отечественные, но и зарубежные специалисты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.