Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото

Фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений всех времен и народов. Она и сегодня украшает алтарную стену в Сикстинской капелле. Созданный Микеланджело «Страшный суд» — описание и иллюстрация не просто религиозного сюжета, но катастрофы вселенского масштаба. За свою трактовку Священного Писания художник был почитаем и осуждаем одновременно как при жизни, так и на протяжении нескольких последующих веков.

Сикстинская капелла

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над росписями потолка по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.

страшный суд микеланджело

В следующий раз мастер оказался здесь много позже. «Страшный суд» Микеланджело создавал с 1534 до 1541 года, когда был уже пожилым человеком. Карина отразила не столько традиционное понимание сюжета, сколько переосмысление автором человека с его страхами и надеждами и его полной подчиненности судьбе.

Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.

Отступление от канона

Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.

микеланджело страшный суд описание

Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.

Микеланджело «Страшный суд»: описание картины

 микеланджело страшный суд описание картины

Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.

Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.

микеланджело буонарроти страшный суд описание

В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.

Круг первый

микеланджело страшный суд описание

Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.

микеланджело страшный суд фото

Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.

Круг второй

«Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.

Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.

микеланджело буонарроти страшный суд описание

Нападки

Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.

Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.

«Страшный суд» Микеланджело и сегодня до глубины души поражает всех посетителей Сикстинской капеллы. Он занимает весомое место как в религиозном, так и в художественном мире. Несмотря на многочисленные попытки его доработать, убрать или «облагородить», шедевр по-прежнему передает силу мысли великого Микеланджело. «Страшный суд», фото которого есть на многих искусствоведческих ресурсах, по праву считает одним из символов эпохи Возрождения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.