Авиакатастрофа в Ростове 19 марта 2016 года: причины и расследование

Трагедия в Ростове-на-Дону случилась в ночь с 18 на 19 марта 2016 года. Авиалайнер "Боинг-737" разбился при заходе на посадку. Самолет выполнял регулярный рейс из Объединенных Арабских Эмиратов.

Экипаж пытался приземлиться в непростых метеоусловиях в течение двух часов, однако потерпел неудачу. Погибли все. На борту находилось 62 человека. Расследование авиакатастрофы в Ростове ведет Межгосударственный авиационный комитет совместно со специалистами из ОАЭ, России, Франции и США.

Борт № 981

Авиакатастрофа в Ростове
Самолет, потерпевший крушение в Ростове-на-Дону, принадлежал компании Fly Dubay. Это государственный лоукостер из ОАЭ. Им руководит 57-летний шейх Ахмед бин Саид Аль-Мактум, в собственности которого находится еще одна известная авиакомпания Emirates Airline.

В свою очередь Fly Dubay работала с 2009 года, выполняя регулярные и чартерные рейсы почти в 50 стран по сотне направлений. В том числе в 10 российских городов. В Ростов-на-Дону - два раза в неделю в течение последних трех лет. На балансе компании были только "Боинги".

Стоит отметить, что перевозчик отличался высокими показателями безопасности. До того как произошла авиакатастрофа в Ростове-на-Дону, у компании не было ни одного происшествия с человеческими жертвами. После трагедии пилоты авиакомпании на условии анонимности признались зарубежным СМИ, что часто испытывали переутомляемость, так как график работы был слишком насыщен, и полноценно отдохнуть не удавалось.

"Боинг-737"

Авиакатастрофа в Ростове 19 марта 2016
Разбившийся "Боинг" был достаточно новым самолетом. Его построили в США в 2011 году специально для компании Fly Dubay. Воздушное судно было оснащено двумя турбовентиляторными двигателями. На момент аварии оно провело в воздухе 21 с лишним тысячу часов, выполнив более 9 тысяч циклов по системе "взлет - посадка". Авиалайнеру ни разу не требовался ремонт, техническое обслуживание он проходил вовремя и без проблем. Последний раз - за два месяца до катастрофы.

При этом самолет не был переполнен: лайнер рассчитан на перевозку 189 пассажиров, в тот же день на борту находилось только 55 человек, не считая членов экипажа. Топлива должно было хватить на 8 с половиной часов полета, самолет пробыл в воздухе не больше 6 часов.

Состав экипажа

Лайнером управлял командир корабля 38-летний Аристос Сократус, уроженец Кипра. В его практике почти 6 тысяч часов полета. Стоит отметить, что в Fly Dubay, как и в большинстве других авиакомпаний, не назначали командиром летчика, который не налетал 5 тысяч часов.

Погибшие в авиакатастрофе в Ростове
В качестве командира корабля Сократус работал уже полтора года. При этом накануне авиакатастрофы в Ростове он подал заявление об увольнении. По словам коллег, это было связано с переутомлением и большими нагрузками в Fly Dubay. Меньше чем через месяц после трагедии в его семье родился первенец.

Вторым пилотом был 37-летний испанец Алехандро Алава Крус. Он также имел почти 6 тысяч часов практики полетов. Оба пилота садились в Ростове уже не в первый раз.

Также среди членов экипажа были 5 бортпроводников - уроженцы России, Киргизии, Колумбии, Испании и Сейшельских островов.

Погодные условия

Причины авиакатастрофы в Ростове многие связывают с погодными условиями, они в ту ночь были непростыми. Скорость ветра у поверхности земли достигала 13 метров в секунду, с порывами - до 18. Видимость - около 7 километров, шел слабый ливневый дождь. На высоте от 900 метров до полутора километров наблюдалось умеренное обледенение.

При этом, как отмечают специалисты, в целом метеоусловия были сложными, но не должны были препятствовать штатному приземлению.

Полет

авиакатастрофа в ростове на дону
Самолет вылетел из Абу-Даби, столицы Объединенных Арабских Эмиратов, в 21.45 по местному времени и должен был оказаться в аэропорту Ростова в 1.20 по Москве. Однако вылет задержали на полчаса, перенесли и приблизительное время посадки. Среди запасных аэродромов для борта были предусмотрены площадки в Краснодаре и Волгограде.

Сам полет проходил без происшествий. В 1.30 пилоты начали ручное пилотирование, самолет впервые попытался зайти на посадку. Меньше чем за полчаса до этого в Ростове приземлились два самолета других авиакомпаний. На высоте 340 метров экипаж получил предупреждение от систем безопасности воздушного судна об опасном ветре на посадочной полосе. Информацию об этом передали диспетчерам на земле и решили прекратить заход на посадку.

На протяжении двух часов экипаж ждал улучшения погодных условий в 60 километрах от Ростова-на-Дону. Примерно в это же время в Ростове пытался приземлиться лайнер компании "Аэрофлот", однако после нескольких неудачных попыток принял решение садиться на запасном аэродроме в Краснодаре.

Вторая попытка

Фото авиакатастрофы в Ростове
В 3.23 рейс № 981 попросил у диспетчеров разрешения на повторную посадку и начал снижаться. На высоте 600 метров от земли экипаж отключил автоматическое управление и продолжил работу в ручном режиме. В 3.40 самолет находился на высоте 220 метров, в 4 с половиной километрах от начала ВПП. Боинг увеличил скорость и приступил к набору высоты. Приблизительно в тысяче метров от земли лайнер резко снизился и врезался в землю.

Ростовские диспетчеры немедленно сообщили о трагедии в МЧС. Началась спасательная операция. В ней приняли участие 840 человек и более 100 единиц техники.

На видео и фото авиакатастрофы в Ростове видно, что самолет врезается в землю под очень крутым углом. На основании небольшого радиуса разлета обломков эксперты делают вывод, что авиакатастрофа в Ростове произошла на большой скорости. При столкновении с землей оказалось разрушено более 300 квадратных метров ВПП, аэропорт Ростова был закрыт до 21 марта.

Жертвы катастрофы

Авиакатастрофа в Ростове на Дону погибшие
Погибшие в авиакатастрофе в Ростове - граждане 9 государств: России, Украины, Киргизии, Индии, Узбекистана, Кипра, Сейшельских островов, Испании и Колумбии. Всего 62 человека, 7 из них - члены экипажа. Четверо погибших - дети.

Практически все жертвы авиакатастрофы - граждане России, летевшие из отпуска из ОАЭ. Почти все были клиентами популярной в стране туристической компании.

Имело место и счастливое спасение. Россиянка Эльвар Исаева опоздала на трансфер из отеля в аэропорт и не успела на злополучный рейс. Как выяснилось позже, накануне она отмечала с подругой свой день рождения, из-за чего поздно вернулась в отель. Позже она благополучно прилетела из Дубая.

Спасатели в ходе расследования обнаружили почти 5 тысяч фрагментов тел погибших. Идентификация останков заняла около двух месяцев.

Семьи погибших получили компенсацию - по одному миллиону рублей. Руководство Ростовской области объявило траур по жертвам, жизнь которых прервала авиакатастрофа в Ростове на Дону. Погибшие оказались гражданами разных стран, поэтому скорбели в тот день не только в России.

Начало расследования

причины авиакатастрофы в Ростове
Установлением причины авиакатастрофы в Ростове-на-Дону занялся МАК. Также были привлечены эксперты из ОАЭ, США (где собирался самолет) и Франции (стране-разработчике двигателей). Для оценки действий пилотов были привлечены летчики-испытатели из России, США и ОАЭ.

Следственным комитетом было принято решение о возбуждении уголовного дела. В первые дни считалось, что авиакатастрофа в Ростове могла произойти по нескольким причинам, среди них назывались неверные действия экипажа, техническая неисправность и погодные условия. Вероятность теракта исключили практически сразу, так как на месте крушения не были обнаружены следы взрывчатых веществ.

Тщательное расследование

За ходом расследования внимательно следили родственники погибших и эксперты. Уже на следующий день специалисты обследовали место происшествия и составили схему трагедии. Оба черных ящика были обнаружены в удовлетворительном состоянии. Через два дня после трагедии был завершен сбор фрагментов самолета, и приступили к их выкладке в ангаре.

Эта работа завершилась к 8 апреля. Также был сделан отбор агрегатов для исследований работоспособности всех систем авиалайнера. Завершена расшифровка бортовых самописцев и перевод разговоров экипажа с диспетчерами с английского и испанского на русский язык. Однако полную стенограмму переговоров эксперты не представили, ссылаясь на международные правила.

Работа МАК

По заключению МАК, авиакатастрофа в Ростове 19 марта 2016 года не стала следствием отказа каких-либо систем самолета или его неисправностей. На момент вылета из ОАЭ он был технически исправен.

Пилоты имели необходимую профессиональную подготовку и все документы. Также установлено, что метеоприборы в ростовском аэропорту работали исправно. Фактическая погода соответствовала прогнозам. Также без перебоев работала и радиосвязь. Поэтому на первый план среди причин трагедии вышел человеческий фактор.

Причины катастрофы

расследование авиакатастрофы в ростове
В результате расследования комиссия установила достаточно точную хронологию событий того дня, когда произошла авиакатастрофа в Ростове.

В ходе второй попытки приземлиться на высоте около 200 метров пилоты лайнера самостоятельно приняли решение прервать маневр и начать набор высоты. По всей видимости, такое решение было принято из-за сообщений о сдвиге ветра возле взлетно-посадочной полосы. Это природный феномен, опасный для самолетов при приземлении и взлете.

На высоте 580 метров командир корабля отклонил штурвал "на себя", тем самым вызвав подъем носа самолета, что в конечном итоге привело к опусканию носа и пикированию авиалайнера.

Согласно заключению экспертов МАК, именно эта последовательность действий привела к тому, что "Боинг", начав набирать высоту, вдруг принялся резко снижаться. При этом он находился на высоте около 1000 метров над землей. В дальнейшем все действия экипажа не позволили предотвратить трагедию, специалисты считают, что авиакатастрофа в Ростове была неизбежна.

При этом детально мотивы действия пилотов в отчете не поясняются. Лишь отмечается, что эти выводы не окончательные, в дальнейшем эксперты займутся исследованием психологического и физического состояния всех членов экипажа, в первую очередь пилотов. Что особо актуально, учитывая обнаружившиеся факты несоблюдения в авиакомпании режима труда и отдыха сотрудников.

Предварительный отчет завершается рекомендациями всем авиакомпаниям организовать для пилотов гражданских лайнеров дополнительные занятия по изучению последовательности действий при уходе на второй круг в различных погодных условиях. Окончательный отчет комиссией пока не подготовлен.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.