Фильм "Иван Васильевич меняет профессию": где снимали, в каком доме, интересные факты

Кинолента «Иван Васильевич меняет профессию» давно уже стала нетленной классикой, которую знают практически наизусть не только жители России, но и Украины, Белоруссии и других стран СНГ. Несмотря на огромную популярность, большинству зрителей до сих пор не известны подробности создания этого киношедевра, а также то, где именно снимались отдельные сцены картины.

Кинофильм Леонида Иовича Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»

Где снимали киноленту, будет рассмотрено чуть позже, а сейчас стоит вспомнить о предыстории появления этой картины.

где снимали иван васильевич меняет профессию кремль

Не каждый знает, но написал сценарий Леонид Иович (в соавторстве с Владленом Бахновым) на основе пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова.

Основные сюжетные повороты оригинального произведения Гайдай сохранил, несмотря на то что в нем действие происходило во второй половине тридцатых годов. При этом Леонид Иович ощутимо осовременил «Ивана Васильевича», адаптировав его под реалии семидесятых. Кроме того, великий режиссер поставил в центре сюжета не Ивана Грозного (как это было у Булгакова), а управдома Буншу и, превращенного в Шурика, конструктора "волшебной" машины - инженера Тимофеева.

После проволочек и многочисленных цензурных комиссий, изучавших и корректировавших сценарий, в конце августа 1972 г. начались съемки картины. А через год - 17 сентября, состоялась премьера ленты в кинотеатрах СССР.

Новая комедия Гайдая настолько понравилась зрителям, что за год на большом экране ее просмотрело более шестидесяти миллионов человек. Они сразу же растащили ленту на цитаты, многие из которых до сих пор остаются актуальными, хотя прошло немало лет.

Актерский состав

Когда Леонид Гайдай только начинал писать сценарий кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», место съемок подыскивал и выбирал артистов, на главную роль он прочил Юрия Никулина. Именно для него Леонид Иович тщательно прописывал образ царя-управдома. Однако прочитав сценарий, актер испугался, что столь крамольная, как на то время, кинолента попросту не будет выпущена в прокат. А терять год работы, ему не хотелось. Поэтому, сославшись на занятость в цирке, Юрий Владимирович отказался сниматься, о чем потом очень жалел.

место где снимали иван васильевич меняет профессию

Вместо Никулина на роль Иоанна Грозного пробовались Вицин, Евстегнеев, Лебедев и даже Этуш, который впоследствии сыграл в проекте обокраденного стоматолога Шпака.
В конечном итоге роль царя-управдома досталась уже известному в те годы артисту – Юрию Яковлеву. Его умение одним взглядом изобразить и строгого царя, и жалкого общественника стало решающим аргументом в пользу утверждения актера.

где снимали иван васильевич меняет профессию город

Также были проблемы с выбором исполнителя роли Жоржа Милославского. Поскольку изначально главного героя должен был играть Никулин, то его напарником по путешествию во времени планировалось сделать Андрея Миронова, с которым они уже работали с Гайдаем в «Бриллиантовой руке». Однако когда Иваном Васильевичем оказался Яковлев, пришлось искать ему нового Милославского, поскольку с Андреем Александровичем дуэт у них не получился. Роль находчивого домушника мечтали исполнить такие гениальные артисты советского кино, как Невинный, Юматов, Никоненко и другие. В конечном итоге утвержден был Леонид Куравлев. Поговаривают, что Гайдай выбрал его за умение отлично изображать хамство.

иван васильевич меняет профессию место съемок

Роль вертихвостки Зиночки, досталась Наталье Селезневой не сразу. Хотя она уже снималась в дуэте с Александром Демьяненко у Леонида Иовича в «Операции "Ы"…», артистке пришлось побороться за участие в проекте с Гундаревой и Гвоздиковой. И, как оказалось, не зря. Ведь кроме ошеломительного успеха, актрисе удалось стать иконой стиля для тысяч советских женщин. Наряды для героини Селезневой в картине шил сам Вячеслав Зайцев и многие зрительницы приходили в кинотеатр, чтобы просто полюбоваться на модницу Зиночку и зарисовать фасоны ее элегантных костюмов.

иван васильевич меняет профессию где снимали

Однако знаменитый кутюрье одевал не только сбежавшую с любовником супругу Шурика, но и неформатную жену Ивана Васьевича Бунши – Ульяну Андреевну в исполнении Натальи Крачковской. Будучи любимицей Гайдая, эта артистка без проблем получила заветную роль. Единственным условием знаменитого режиссера стало сохранение актрисой ее пышных форм. Поэтому Наталье Леонидовне во время съемок приходилось сидеть на специальной диете, чтобы не похудеть.

С утверждением остальных актеров проблем не было, поскольку с большинством из них Леонид Иович уже работал ранее. Так в ленту попали А. Демьяненко (Шурик), С. Крамаров (писарь Ивана Грозного), С. Филлипов (посол), М. Пуговкин (разлучник Якин), В. Этуш (обокраденный Шпак) и Н. Маслова (Марфа-царица).

Где снимали локации Древнего Кремля

Получив «добро» на проект, Леонид Гайдай занялся поиском места для натурной съемки. Дело в том, что великий кинорежиссер жаждал, чтобы наравне с декорациями, в кинокартине была показана и настоящая старинная крепость. Вскоре такое место нашлось – это был государственный музей-заповедник под названием «Ростовский кремль», расположенный в Ярославской области. Именно этот музей и стал тем историческим местом, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию». Кремль Ростовский «сыграл» роль резиденции для Ивана Грозного, а также для «и. о. царя» - управдома Бунши.

где снимали кино иван васильевич меняет профессию

Съемочная группа проекта пробыла в Ростове целых семь дней. Все это время они провели в музее-заповеднике, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию» Город надолго запомнил это событие. На память о совместной работе, музею были подарены два костюма стражников и топорики-бердыши из реквизита. И по сей день, работники музея-заповедника встречают в них особо важных посетителей.

Закончив съемки в начале сентября 1972 г., Гайдай с коллегами покинули радушный Ростов, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и вернулись домой.

Съемки на улицах столицы СССР

Большая часть пейзажей в картине, были сняты именно в «стольном граде». Вернувшись сюда из Ростова, где снимали кино «Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Иович Гайдай и его коллеги первым делом засняли «натуру» в Москве (улица Поварская, проспект Калининский и Бородинский мост), пока погода не испортилась.

Так появились следующие сцены ленты: проезд по улицам скорой помощи, милицейского автомобиля и машины Якина; а также погоня сотрудников милиции за переодетым в медика Милославским.

По какому адресу находится дом, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию»

Недалеко от станции метрополитена «Павелецкой» находится улица Новокузнецкая. Именно здесь в 1971 г. был построен многоэтажный жилой дом имеющую необычную зигзагообразную форму и магический номер – 13. Данное здание – место, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Во дворе данного исторического здания произошла ссора между Шуриком и Буншей, пытающимся стереть надпись «дурак» на стене дома.

кинолента иван васильевич меняет профессию
Также в этом же строении находился в семидесятые годы магазин «Радиотехника», где изобретатель машины времени пытался купить детали у спекулянта.

Кстати, специально для картины, невдалеке от этого дома была воздвигнута телефонная будка, ставшая не только полезным приспособлением для жителей дома, но и «павильоном», где снимали «Иван Васильевич меняет профессию».

Город Москва, с высоты птичьего полета, которым любовался «царь и великий князь» стоя на балконе квартиры в доме № 13/1, отснят был не здесь, а совсем в другом месте.

Какая часть Москвы видна с балкона Шурика

К началу семидесятых Новый Арбат приобрел совершенно иной вид и многие москвичи относились скептически к этим переменам. Однако с легкой руки Гайдая, ситуация изменилась в лучшую сторону.

дом где снимали иван васильевич меняет профессию

Дело в том, что с балкона одного из высоток на Новом Арбате была снята панорама Москвы-реки и проспекта Кутузовского, которыми так восхищался Иван Грозный.

Таким образом, сделала этот район столицы весьма известным и популярным картина «Иван Васильевич меняет профессию». Где происходили съемки этих сцен - точно сейчас уже никто не вспомнит. При этом они сыграли важную роль в принятии москвичами изменений внешнего вида Нового Арбата.

Съемки в "Останкино" и "Союзе"

Самые неожиданные места послужили «натурой» при работе над кинолентой «Иван Васильевич меняет профессию». Где снимали отдельные моменты - многим покажется удивительным.

К примеру, роль здания милиции, откуда отправляются, вызванные Шпаком оперативники, "сыграла" московская гостиница «Союз», расположенная недалеко от «Мосфильма». А больницей, откуда отправляется машина скорой помощи, вызванная Ульяной Андреевной – стал телецентр «Останкино».

Работа в павильонах "Мосфильма"

После окончания натурных съемок, Гайдай перешел к павильонным. Все они происходили на студии «Мосфильм». Лучшими художниками-декораторами Москвы были подготовлены шестнадцать объектов для кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию», где снимали добрую половину всех сцен проекта.

Больше всего декораций (десять комплексов) было разработано в качестве интерьеров дома на Новокузнецкой 13/1. Это квартира Шпака; стоматологический кабинет; лифт, где «демоны» замуровали бедного царя; комнаты в «хоромах» Шурика; квартира управдома Бунши; лестничная площадка и еще несколько локаций ленты «Иван Васильевич меняет профессию», где снимали современность.

А вот для интерьеров времен Иоанна Васильевича Грозного понадобилось только шесть декорационных комплексов. Однако все они были сделаны столь мастерски, что многие полагали, что съемки происходили в том же Ростовском кремле, Ярославской области.

Удивительно, но все декоративные комплексы, возведенные для кинокартины, поместились на довольно скромной площади в 1428 кв. м.

Последняя сцена ленты, снятая в Ялте

В середине января 1973 г., когда уже весь материал был отснят - начался монтаж картины и озвучка. К сожалению, в процессе работы оказалось, что необходимо снять еще один эпизод, в котором Зина поет голосом Нины Бродской песню «С любовью встретиться…».

иван васильевич меняет профессию где происходили съемки

Для этой цели в марте Гайдай с группой отправился в Ялту (Крым). Здесь они за 2 дня досняли необходимый материал и, вернувшись в Москву, продолжили монтаж кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию». Где снимали конкретно в Ялте момент с поющей Зиночкой, сегодня уже никто не помнит.

Занимательные факты

  • У Натальи Крачковской в кинокартине было пять париков. Кстати, вопреки всеобщему заблуждению, она не стриглась для сцены с двумя мужьями. Роскошные локоны актрисы спрятали под детскую резиновую шапочку для плаванья, наверх которой был нашит парик. Интересно, что сама актриса едва не погибла на съемках. Перелезая с собственного на балкон квартиры Шурика, она едва не упала, поэтому этот момент не вошел в готовую картину.
  • Дом по адресу: улица Новокузнецкая 13/1 в 2011 г. стал съемочной площадкой для еще одной комедии - «Тот ещё Карлсон» с Михаилом Галустяном в главной роли. Ранее это строение было известно, как место, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Из готовой ленты было вырезано материалов почти на 10 минут. Среди эпизодов, не попавших в кинокартину – сцена поимки Милославского милиционерами на речном трамвайчике, а также момент, когда Иван Грозный стоит у плиты на кухне Шурика и готовит себе обед.
  • В качестве нарядов для царя, царицы и бояр со стражниками, использовались костюмы, оставшиеся после кинокартины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
  • Декорации лестничной площадки, созданные для картины, были использованы в четырехсерийном телевизионном фильме «Большая перемена», снимавшемся на «Мосфильме» в этот же период.
  • Исполнительница роли царицы Марфы – артистка Нина Маслова, перед решающей съемкой, из-за досадного недоразумения, получила в глаз и обзавелась заметным синяком. Именно поэтому в большинстве кадров ее снимаю сбоку. Кстати, параллельно с этим проектом, она в паре с Савелием Крамаровым играла и в «Большой перемене».
  • В сцене, когда у арестованного Ивана Грозно спрашивают место жительства, он отвечает: «Москва, Кремль» (явный намек на правительство СССР). Однако комиссия сочла эту фразу крамольной и заменила на другую - «В палатах».
  • Также при озвучке была изменена одна из реплик переодетого царем Бунши. Принимая посла, в оригинале, управдом говорил «Мир, дружба». По неизвестной причине цензура заставила Гайдая сменить фразу на «Гитлер капут!».
  • Еще одной измененной репликой, стал ответ лже-князя на царском застолье, во время которого управдом хотел знать: «Кто оплачивать будет?». По сценарию Жорж должен был сказать - «Народ». Вот только после правки цензурой его ответ стал неопределенным: «Во всяком случаи: не мы…».
  • Специально для царского банкета, Гайдай на личные средства купил дефицитных деликатесов, чтобы создать царское изобилие на столе. А вот в роли вожделенной заморской баклажанной икры выступала кабачковая.
    где снимали фильм иван васильевич меняет профессию
  • Леонид Гайдай очень верил в приметы. Так своим талисманом он считал кошку черной масти. По этой причине это животное появлялось во многих его комедиях. Данная картина не стала исключением, кошка режиссера играет в ней далеко не последнюю роль.
  • В память о Леониде Гайдае, группа «Агата Кристи» сняла клип на музыкальную композицию «Сказочная тайга». В нем появились все исполнители главных ролей в картине, а также были использованы отдельные кадры из ленты.

Во второй половине девяностых на телеэкраны вышел третий музыкальный кинофильм «Старые песни о главном». В нем по-новому обыгрывался сюжет комедии о царе-управдоме и даже снялись многие актеры, участвовавшие ранее в проекте. Однако данная попытка сыграть на любви к детищу Гайдая, вышла довольно жалкой и не была приняла зрителями. Кроме того, она еще раз подтвердила, что для создания шедевра, в него необходимо вложить душу, как это сделал великий советский режиссер Леонид Иович Гайдай.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.