Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Речь обладает ключевым значением в процессе формирования высших функций нервной системы ребенка. Она служит средством общения с взрослыми, выступает в качестве базы для развития мышления. Речь обеспечивает возможность регуляции и планирования поведения, организации психической жизни ребенка. Она влияет на формирование личности в целом.

Все это обусловило необходимость на самых ранних этапах развития выявлять нарушение речи. Классификация речевых нарушений, предложенная ведущими специалистами, позволяет обнаружить сбои в формировании высших функций и своевременно предпринять необходимые меры.

классификация речевых нарушений

Актуальность вопроса

Современные классификации речевых нарушений направлены на систематизацию аномалий, встречающихся практически у каждого ребенка с разными отклонениями в развитии. Некоторые из них касаются непосредственно процессов произношения. Такие аномалии проявляются в снижении внятности речи и не сопровождаются дополнительными нарушениями.

Другие отклонения связаны с фонематической стороной языка. Они выражены не только дефектами произношения, но и недостаточным овладением звуковым составом слов. Это, в свою очередь, влечет нарушение чтения и письма.

Третья категория аномалий включает в себя коммуникативные отклонения. Они создают препятствия при обучении ребенка в школе и мешают социальной адаптации. Дети, у которых выявляются нарушения речи, относятся к особой категории. У них сохраняется интеллект и слух. Но имеющиеся отклонения негативно отражаются на прочих сторонах психики.

Основные классификации речевых нарушений

Сегодня все отклонения систематизируются двумя способами. Первым формируется клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. В нее включены две группы отклонений. Первая образована нарушениями устной, а вторая – письменной речи. Эти группы, в свою очередь, разделяются на подгруппы.

Вторая классификация – психолого-педагогическая. Ее возникновение обусловлено необходимостью проведения групповой работы. Для логопедического воздействия на коллектив необходимо было найти общие закономерности проявления речевых дефектов при различных формах аномалий.

психолого педагогическая классификация речевых нарушений

Группа устных отклонений

Клиническая классификация речевых нарушений выработана, главным образом, по отношению к первичным аномалиям. Устные отклонения разделяются на:

  1. Расстройство внешнего (фонационного) оформления произносительной стороны.
  2. Внутренний (структурно-семантический) системный или полиморфный сбой.

Фонационные отклонения различаются в зависимости от звена, которое поражено. Это может быть голосообразование, темпоритмическая организация высказывания, интонационно-мелодический, звукопроизносительный элементы. Все расстройства могут выявляться в сочетаниях или изолированно.

Афония/дисфония

Классификация речевых нарушений выделяет несколько видов аномалий. В качестве одной из них выступает расстройство либо отсутствие фонации в связи с патологическими изменениями голосового аппарата. Эта аномалия выражается или отсутствием фонации (афония), или нарушением высоты, тембра и силы голоса (дисфония).

Такое отклонение обуславливается функциональными органическими расстройствами механизма голосообразования периферического или центрального характера. Оно может появиться на любой стадии развития ребенка. Такое нарушение может возникать самостоятельно либо в комплексе с другими расстройствами.

клиническая классификация речевых нарушений

Брадилалия

Она представляет собой патологически замедленный речевой темп. Синонимом термина является понятие "брадифразия". Брадилалия выражается в замедленной артикуляции. Она обуславливается нарушениями в речевых мозговых центрах. По своей природе брадилалия может быть функциональной или органической.

Тахилалия

Это противоположное брадилалии отклонение. Выражается оно в патологически ускоренном темпе речи. Тахилалия также может быть органической или функциональной. При замедленной артикуляции речь становится тягуче растянутой, монотонной, вялой, при ускоренной – стремительной, торопливой, напористой.

Тахилалия может сопровождаться аграмматизмами. Такие явления в некоторых случаях выделяют как самостоятельные аномалии: парафразия, баттаризм. Классификация речевых нарушений объединяет брадилалию и тахилалию под общим названием – расстройства темпа. Они влекут различные последствия. Например, возникает аномалия плавности, мелодико-интонационной выразительности, ритма речи.

классификация речевых нарушений в логопедии

Заикание

Оно представляет собой нарушение темпоритмического аспекта речи. Заикание обуславливается судорожным состоянием мускулатуры артикуляционного аппарата. Это расстройство центрально обусловлено, может быть по природе органическим или функциональным. Как правило, заикание возникает в процессе речевого развития в рамках перехода к фразовому изложению. Оно связано с резко негативной эмоциональной реакцией ребенка на какой-то внешний раздражитель.

Заиканию способствует и недостаточная устойчивость ЦНС, в ряде случаев обусловленная органическим мозговым поражением. Нарушения темпоритмического аспекта речи связаны с судорогами разных участков периферического аппарата – артикуляционного, дыхательного, голосового.

Дислалия

Она представляет собой нарушение произношения звуков при нормальной иннервации аппарата речи и слухе. Выражается дислалия в неправильном фонемном (звуковом) оформлении слов. В частности, ребенок искажает произнесение звуков, смешивает их или заменяет одни другими. Отклонение может обуславливаться неправильным или неполным формированием артикуляторной базы.

Классификация речевых нарушений предусматривает разграничение дислалии на функциональную и механическую. Последняя связана с анатомическими аномалиями артикуляторного аппарата. Функциональная дислалия обуславливается неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического слуха.

Ринолалия

Это отклонение связано с нарушением произношения звуков и тембра голоса. Обуславливается оно анатомо-физиологическими расстройствами. Выражается ринолалия в изменении тембра и искаженном произношении в связи с расстройством нормального участия в голосообразовании носовой полости. Через нее, как и через рот, проходит воздушная струя. Звуки становятся излишне носовыми. Речь в целом монотонна и малоразборчива. Такая форма ринолалии называется открытой.

Закрытый тип отклонения обуславливается нарушениями нормальной проходимости полости носа при аденоидах, опухолях, искривлениях перегородки, воспалительных процессах хронического характера. В этом случае этот отдел частично либо полностью отключается от процесса образования голоса. Речь лишается некоторых обертонов, начинает звучать глухо. Носовые звуки "н", "м" звучат искаженно.

основные классификации речевых нарушений

Дизартрия

Это нарушение произносительного аспекта речи. Оно обуславливается органической недостаточностью в иннервации аппарата. При дизартрии отмечается несформированность звеньев механизма произношения звуков. Вследствие этого возникают артикуляцонно-фонетические и голосовые дефекты. В тяжелом течении расстройства звукопроизносительная сторона отсутствует полностью. Такое состояние именуют анартрией.

При легкой степени дефекты проявляются, главным образом, в артикуляторно-фонетических расстройствах. В этом случае состояние принято называть стертой формой дизартрии. При этом ее следует отличать от дислалии. Дифференциацию расстройств может произвести только специалист. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС при ДЦП. Однако она может появиться на любой стадии развития в связи с нейроинфекцией или иными мозговыми патологиями.

Алалия

Классификация речевых нарушений, связанных со структурно-семантическим оформлением, представлена двумя типами аномалий. Первым является алалия. Она представляет собой отсутствие или недоразвитость речи. Обуславливается такое состояние поражением соответствующих зон коры мозга на внутриутробной или ранней стадии развития. Этот дефект считается одним из самых сложных. Он влечет нарушение операций отбора и программирования на всех стадиях восприятия и воспроизведения высказывания, препятствует формированию системы языковых средств. Управление речевыми операциями нарушено. Это отражается на воспроизведении слогового и звукового состава слов.

Алалия появляется при повреждении речевых участков полушарий мозга (центров Вернике и Брока). В соответствии с этим выделяют сенсорную и моторную аномалию. В последнем случае понимание обращенной к ребенку речи в значительной степени сохранено, но при этом резко нарушена способность воспроизводить слова. Сенсорная алалия сопровождается расстройством восприятия слов окружающих.

Классификация речевых нарушений в логопедии имеет особое значение в ситуациях, когда необходимо дифференцировать первичные дефекты от вторичных. В частности, это касается алалии. Зачастую возникают сложные случаи, при которых возникает проблема дифференциации ее от расстройств речевого развития на фоне нарушений слуха и умственной отсталости.

классификация речевых нарушений детей

Афазия

Этот дефект представляет собой частичную либо полную потерю ранее сформировавшейся речи. Афазия обуславливается локальными поражениями мозга. Это могут быть сосудистые патологии, воспалительные процессы, ЧМТ. Обычно нарушение считается афазией, если оно возникло после достижения 3-х лет. Эта аномалия подразделяется на несколько типов.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В ней используются различные критерии. В качестве ключевых выступают психологические и лингвистические признаки. Среди них во внимание принимаются структурные компоненты системы (грамматический строй, звуковой аспект, словарный запас), соотношение видов деятельности (устной и письменной), а также функциональные стороны.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя две группы расстройств. Первые связаны с отклонением в формировании средств общения, вторые – с дефектами при их применении. Рассмотрим их подробнее.

Расстройство формирования средств коммуникации

Классификация речевых нарушений детей включает в себя две подгруппы таких аномалий:

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие. Оно представляет собой расстройство процессов образования произносительной системы в связи с дефектом восприятия и воспроизведения фонем.
  • Общее недоразвитие. Оно включает в себя разнообразные сложные отклонения. Эти аномалии обуславливают нарушение формирования всех компонентов системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи.

Во второй подгруппе выделяют несколько общих признаков. К ним относят:

  1. Аграмматизмы.
  2. Скудный запас слов.
  3. Позднее начало формирования и развития речи.
  4. Дефекты произношения и фонемообразования.

Выражается ОНР в различной степени. Это может быть полное отсутствие речи, лепетное ее состояние либо ее развернутое присутствие, но с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития.

клинико педагогическая классификация речевых нарушений

Расстройства при применении коммуникативных средств

К этой категории педагогическая классификация речевых нарушений относит заикание. Оно рассматривается как расстройство коммуникативной функции при правильно сформированных средствах общения. На практике может выявляться и комбинированный дефект. В этом случае заикание сопровождается общим речевым недоразвитием.

Уровни ОНР

Психолог Р. Е. Левина выделяет три степени расстройств:

  • На первой отмечается практически или абсолютно полное отсутствие средств общения в 5-6 лет, когда у ребенка без патологии речь в целом сформирована. В словарном запасе присутствуют звуки либо звукоподражательные комплексы. Они, как правило, непонятны окружающим и сопровождаются жестикуляцией.
  • На втором уровне возникают общеупотребительные, но несколько искаженные слова. Намечается различение отдельных грамматических форм. При этом выявляется существенное отставание произносительных возможностей в сравнении со сверстниками.
  • На третьем уровне появляется развернутая фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Общение с окружающими осуществляется только с помощью взрослого.

Классификация речевых нарушений предполагает выделение и четвертого уровня. Он характеризуется легкими лексико-грамматическими расстройствами, затрудняющими овладение письмом в начальной школе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.