Ресивер для акустической системы: описание, функции, настройка

Технологии Электроника

Ресивер для акустической системы представляет собой сердце домашнего кинотеатра. Все кабели, соединения и другие компоненты работают через него. Устройство управляет аудио- и видеосигналами со всех источников и питает по крайней мере пять колонок. Вопрос о том, как выбрать ресивер для акустической системы, может показаться чрезвычайно сложным, но если ответ правильный, то вознаграждение будет огромным. Удачно подобранным AV-приемником приятно пользоваться, и он позволит максимально эффективно использовать колонки и другие компоненты.

Что собой представляет ресивер для акустической системы? Он одновременно выполняет функции многоканального усилителя и процессора объемного звучания. Для самых требовательных колонок и помещений, возможно, эти компоненты лучше будет приобрести отдельно. Но для большинства домашних кинотеатров AV-ресивер будет идеальным.

Современные системы широко используют стандарт HDMI 1.4, который включает функцию HDMI Ethernet, позволяющую устройствам обмениваться между собой данными и подключениями к Интернету, обратный аудиоканал, который дает возможность передавать аудиосигнал назад в AV-ресивер, и микро-разъем. Другими особенностями являются поддержка разрешения 4K и 3D.

Энергоэффективная топология усилителей

В обычном AV-ресивере используется усиление класса AB, которое работает хорошо, но энергии расходует много. Появляются более эффективные альтернативы. Одной из наиболее перспективных является класс D. Аналоговый сигнал превращается в последовательность импульсов и используется для включения и выключения устройств, не позволяя им работать постоянно. Усилители и ресиверы класса G и H не новы, но они набирают популярность. В них применяются различные схемы с релейным переключением и слежением, которые подают на выходные устройства напряжение не больше требуемого, чем нужно в данный момент времени. Производители находят способы, чтобы эти энергосберегающие решения звучали лучше, и ожидается, что в итоге они захватят большую часть рынка.

ресивер для акустической системы

Акустическая система 5.1

Ресивер создает 5.1-канальный звук следующим образом: три динамика спереди, два сзади по бокам, а также отдельный для низкочастотных эффектов. Однако, за исключением моделей начального уровня, большинство из них имеет семь каналов усиления. Сюда входят базовые 5.1 и еще два для режимов объемного расширения. К последним относятся фронтальная высота, фронтальная ширина и тылы. Хотя Yamaha уже некоторое время делает фронтальные высотные каналы присутствия, сегодня можно найти AV-ресиверы, которые получают высотные сигналы Dolby Pro Logic II или Audyssey DSX. Однако для каналов широты единственным вариантом является DSX. По иронии судьбы только тыловые поддерживаются кодеками DTS-ES или Dolby EX. DPLII и DSX – единственные режимы обработки, которые воспроизводят каналы высоты или ширины.

Нужны ли они? Высота добавляет новое измерение в некоторых фильмах, но не музыке. И наоборот, ширина мало что изменяет в фильмах и еще меньше в музыке. Тыловое окружение может быть полезным, если боковых динамиков объемного звучания для перекрытия длинной узкой комнаты недостаточно. Однако дополнительные каналы могут не оправдать затрат и хлопот установки динамиков в комнате.

Низкая громкость, выравнивание и сжатие

Отцы-основатели современного звукового сопровождения фильмов решили, что каждый AV-ресивер, акустическая система должны быть откалиброваны на базовом уровне 85 дБ. Но большинство людей дома устанавливает более низкую громкость. Как показывает практика, когда децибелы падают ниже опорного уровня, человеческий слух естественным образом изменяется. В результате диалоги становится труднее уловить, фоновые звуки исчезают и звуковое поле рушится. Кроме того, вполне вероятно, что источники, подключенные к задней панели ресивера, дают разную входную громкость, что требует постоянной раздражающей ручной корректировки.

Появились технологии, борющиеся с этими проблемами. THX Loudness Plus (часть Select2 Plus и THX Ultra2 Plus), Dolby Volume и Audyssey Dynamic EQ стремятся поддерживать последовательный тональный баланс, воздействие и окружение на более низкой громкости. Dolby Volume и Audyssey Dynamic Volume также имеют возможность выровнять разные уровни сигнала от различных источников или ТВ-шоу и рекламных роликов. Обе технологии способны осуществлять расширенное сжатие динамического диапазона в рамках конкретной программы. Это похоже на более сложную версию режима ночного прослушивания ресиверов прошлых лет (к сожалению, они часто несовместимы с современными кодеками объемного звучания). Системы Audyssey Dynamic EQ и Dynamic Volume построены на основе технологии автоматической настройки и коррекции помещения Audyssey MultEQ/2EQ. При включении динамической громкости всегда активируется динамический эквалайзер. При этом он не привязан к общей громкости, устанавливаемой Dynamic Volume. Все эти технологии значительно улучшают тихое прослушивание. Желательно иметь по крайней мере одну такую систему.

Автоматическая настройка и коррекция помещения – это две удобные функции для новичков, которые, как правило, сопутствуют друг другу. Они могут быть как лицензированными, так и фирменными.

ресивер акустический

Автоматическая настройка

Если мысль о том, чтобы настроить комплект ресивер-акустика наполняет вас страхом, то это можно предоставить автоматике. Такие устройства оборудуются небольшим микрофоном. После размещения ресивера на месте слушателя и активации программы автоматической установки он будет подавать тестовые сигналы и самонастраиваться. Аппаратура определит размеры динамиков, расстояние к ним и другие параметры. Данная функция предназначена для начинающих.

Коррекция помещения

Ресивер акустический также позволяет производить коррекцию помещения с целью исправления басов и других звуковых недостатков. Но следует помнить о том, что эти эквалайзеры не всегда обеспечивают наилучшее звучание. Но всегда можно отключить эквалайзер, если результат коррекции не понравится. Некоторые модели позволяют производить ручную более тонкую настройку.

Многие производители используют собственные установки и системы коррекции помещения, но версии Audyssey наиболее часто лицензируются и считаются одними из лучших. Audyssey MultEQ замеряет отклик динамиков, расположенных в восьми позициях, и объединяет с помощью эквалайзера таким образом, чтобы оптимизировать звучание в широкой зоне прослушивания. 2EQ делает то же самое для трех положений. Для тихого звучания Aaudyssey Dynamic EQ как основу использует Multeq или 2EQ, корректируя АЧХ и баланс окружения при увеличении и уменьшении сигнала. Коррекция помещения, конечно, может быть полезна, но она не заменит правильного размещения акустических систем и другие базовые установки. Программа лицензирована для использования в Denon, Integra, Marantz, Onkyo, NAD и др. Еще одной лицензированной системой автоматической установки и коррекции помещения является Trinnov, применяемая в ресиверах Sherwood и процессорах окружающего звука Audio Design Associates.

домашний ресивер

Сертификация THX

ТНХ-сертифицированный ресивер с акустикой имеет достаточную мощность для работы с THX-сертифицированными динамиками для номинального уровня звука в помещениях определенного размера. Эти приемники также поддерживают режим кинотеатра, который включает, среди прочего, схему подавления чрезмерно ярких саундтреков к фильмам Re-EQ. THX участвовала в создании 7.1-канальной версии Dolby Digital, но большинство функций представляют собой оверлей для существующих кодеков объемного звука. Стандарт выгодно использовать в контексте полностью THX-сертифицированных систем. Другими словами, с сертифицированным ресивером и динамиками можно получить все преимущества совместимости и интеграции.

Dolby и DTS-декодирование объемного звука

Объемный звук в лучшем случае является результатом дискретного процесса кодирования-декодирования (т. н. кодека). Он включен в программное обеспечение и декодируется аппаратно в домашних условиях, без создания ложных или производных каналов, полученных из других. Форматы Dolby и DTS являются основой технологии домашнего кинотеатра.

усилители и ресиверы

DTS-HD Master Audio, Dolby TrueHD

Данные стандарты обеспечивают гораздо более эффективное хранение данных, чем несжатые PCM. Они реконструируют мастер-саундтрек бит за битом. При этом пользователь получает именно то, что закодировал инженер. Поклонникам Blue-ray эти кодеки будут нужны в любом из их плейеров или AV-приемнике. Если домашний ресивер может получать сигнал PCM с высоким разрешением через HDMI, то ему не нужно иметь систему декодирования без потерь. Декодирование не является лучшим решением, потому что оно не позволяет услышать так называемое вторичное аудио, такое как комментарии или окна с бонус-изображениями, которые можно вызвать во время основной программы.

Аудио DTS-HD, Dolby Digital Plus

Это так называемые форматы сжатия с потерями, потому что в процессе кодирования-декодирования они опускают некоторые данные, которые во время воспроизведения становятся недоступными. Но это делается более разумно (а иногда и на более высоких скоростях передачи данных), чем в старых Dolby Digital 5.1 и DTS, и в результате получается чистое и качественное звучание.

новые ресиверы

Dolby EX и DTS-ES Discrete/Matrix

Это улучшенные версии DTS и DD 5.1 с тыловым объемным звучанием. Dolby EX – это 6.1-канальное подключение акустики к ресиверу, хотя здесь, как правило, один канал разделяется между двумя системами. Он декодирует обратно-тыловой объемный звук, что не позволяет назвать его полностью дискретным. DTS-ES действует подобным образом, хотя в данном случае задний тыловой является действительно самостоятельным. Эти кодеки используются в некоторых релизах на DVD и Blu-ray.

DTS и DD 5.1

Это базовые кодеки сжатия аудио с потерями, которые используются в DTV-вещании, почти в каждом DVD и некоторых дисках Blu-ray. Появившись в середине 90-х, они пришли на смену аналоговому Dolby Surround. Они в цифровом формате отдельно и независимо кодируют каждый канал, используя перцептивный метод избирательного пропуска данных, считающихся наименее значимыми или маскируемых другими звуками.

Dolby ProLogic IIx и IIz

Это частично режим декодирования объемного звука (работает на аналоговом Dolby Surround, закодированном в двухканальных саундтреках, режима объемного расширения любого 2-канального источника. Он включает варианты для музыки, фильмов, игр и редко используемых эмуляций оригинального Dolby ProLogic. Музыкальный режим DPLII – это надежный способ подключения двухканального источника к системе 5.1 с сохранением оригинального стереоэффекта. Но многим он не заменит чистое стерео. Его 7.1-канальная версия (с тыловым окружением) – это Dolby ProLogic IIx, способный вывести из 5.1 7.1. Его 9.1-канальная версия (с тыловыми и высотными сигналами) получила название Dolby ProLogic IIz.

Circle Surround, DTS Neo:6, Neural Surround являются конкурентами семьи DPLII. Они расширяют стерео до окружающего звучания, используя различные подходы.

av ресивер yamaha rx

Универсальные режимы DSP

«Зал», «стадион» и т. д. не представляют большой ценности для большинства пользователей и при неосторожном использовании могут ввести в заблуждение. Эти режимы редко добавляют подлинный реализм и могут значительно снизить качество звучания аудиосистемы.

Основной усилитель: 7.1 или 5.1?

Несмотря на распространение дополнительных каналов окружающего звучания, необходимости использовать подключение акустики к ресиверу по схеме 7.1 нет. Можно просто отключить последние два в меню управления и наслаждаться дополнительной динамикой остальных пяти. В некоторых моделях есть возможность перепрофилировать тыловой канал для усиления передней левой и правой колонок или для питания второй зоны.

Обманчивые технические характеристики

Спецификации ресиверов полны недостоверной информации. Они вводят в заблуждение, когда публикуемые цифры касаются только одного или двух каналов, что выглядит лучше, чем общая ситуация. При сравнении характеристик следует искать фразу «все каналы». Кроме того, для определения характеристик системы может использоваться либо весь диапазон частот, либо только 1 кГц. Длительность тестового сигнала также оказывает большое влияние на выходную мощность. Самым сложным испытанием на сегодняшний день является непрерывная подача тонов. Многие производители утверждают, что аудиоматериал не содержит непрерывных тонов на всех каналах одновременно, поэтому они иногда используют сигналы длительностью несколько миллисекунд как более реальный тест. К сожалению, существует множество версий таких измерений, часто называемыми пиковой или динамической мощностью, что делает сравнения бессмысленными. Небольшие различия в суммарных гармонических искажениях (THD) могут быть неслышными. И хотя производители любят рекламировать эту характеристику, у большинства продуктов на рынке в этом плане все хорошо. Лучшим советом будет знакомство с результатами тестирования, позволяющими определить, какой реальной мощностью обладает комплект ресивер-акустика.

Какая мощность необходима?

Чтобы ресивер для акустической системы соответствовал колонкам, следует ознакомиться с их спецификациями и узнать рекомендуемую мощность усилителя и номинальное сопротивление. Динамики с импедансом 6 Ом или менее представляют собой более сложную нагрузку, чем 8-омные, так как они требуют больше тока. Это означает, что AV-ресивер будет больше нагреваться. Количество ватт для динамика сопротивлением 4 Ом почти всегда выше, чем у 8-омного, однако действительная номинальная нагрузка колонок может не соответствовать 4 Ом, независимо от того, с какими спецификациями они продаются. Нужно помнить о том, что сопротивление изменяется с частотой и указанное на динамике номинальное значение о многом умалчивает. Усилители и ресиверы должны обеспечить желаемую громкость без искажения звучания или перегрузки. Нужно учесть размер помещения, расстояние до акустической системы и чувствительность колонок. Именно здесь сертификации THX, рекомендации производителя динамиков и надежный продавец могут быть большим подспорьем. Если используются 5 и более мощных колонок, то может понадобиться более качественный источник сигнала, чем имеющийся в ресивере. Вероятно, понадобится хороший многоканальный усилитель.

как выбрать ресивер для акустической системы

Кросс-преобразование в HDMI

Многие новые ресиверы сегодня позволяют конвертировать все входные сигналы для их вывода по HDMI, чтобы подключить к дисплею только один кабель. Это, конечно, желательное удобство, но его производительность может быть сомнительной. Некоторые устройства делают это лучше, чем другие, и мелким шрифтом в инструкции по эксплуатации ТНХ-сертифицированных AV-ресиверов часто написано, что такое преобразование делать не рекомендуется.

Разъем HDMI: ключевой интерфейс

HDMI – это наиболее универсальный интерфейс в современных системах домашнего кинотеатра. Если AVR и источники сигнала поддерживают его, то это может намного упростить их подключение.

Когда этот стандарт только появился, имелись проблемы с совместимость компонентов. Но при их слаженности новые ресиверы с HDMI выигрывают по двум причинам. Во-первых, HDMI является носителем как аудио, так и видео, что уменьшает общую путаницу кабелей. Во-вторых, многие ресиверы направляют все входящие сигналы на один выход для простого однокабельного подключение к дисплею. Интерфейс HDMI 1.4 включает поддержку 3D, Ethernet, канал возврата аудио и микро-разъем.

Ресивер акустический с HDMI 1.3 (или выше) способен обрабатывать многоканальные PCM высокого разрешения и позволяет декодировать кодеки без потерь. Данный стандарт необходим для работы с Blu-ray-плеерами. Интерфейс HDMI 1.3 поддерживает кодеки окружающего звучания как родные потоки. Старые версии стандарта способны передавать некоторые из них, но только 1.3 и выше дают возможность работать с большинством, включая DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD.

РСМ через HDMI

Почему важно, чтобы ресивер для акустической системы мог обрабатывать многоканальные, высокого разрешения PCM-данные через порты HDMI? Во-первых, потому что многие Blu-ray-диски предлагают многоканальные саундтреки в формате РСМ. Во-вторых, потому что многие фильмы на Blu-ray-плееры могут конвертировать Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio в несжатый аудиоформат для вывода по HDMI. Аудио без потерь можно получить даже если AVR не обеспечивает декодирование новых кодеков. Кроме того, это позволяет плееру добавлять дополнительные звуковые дорожки.

Устаревшие порты

Компонентное видео, подобно HDMI, является формой подключения ТВЧ. Служит для передачи только аналогового видео высокого качества. Если AV-ресивер имеет только один HDMI-выход, данное соединение позволит подключить второй монитор или решить проблемы с совместимостью. Представляет собой разъемы красного, зеленого и синего цвета, которые есть на старых телевизорах и DVD-плеерах.

S-Видео – аналоговый видеоразъем, в котором яркость и цветовой сигналы разделены во избежание перекрестных цветовых искажений. Имел значение до появления HD, но сегодня не является необходимым. S-видео не поддерживает высокую четкость и в современных ресиверах начинает исчезать.

Композитное видео использует желтый разъем, и оно также не поддерживает высокую четкость. Композитное и S-видео применяется в плеерах Laserdisc, видеомагнитофонах, аналоговых приставках кабельного ТВ и других допотопных источниках сигнала. От такого оборудования лучше избавиться настолько быстро, насколько это возможно.

Цифровые коаксиальный и оптический разъемы

После HDMI следующий лучший выбор – цифровое соединение, использующее коаксиальный или оптический кабель. Существуют различные мнения, какой из них лучше, но они приблизительно эквивалентны. Коаксиальные и оптические цифровые выходы имеются на DVD и CD-проигрывателях компакт-дисков и в различных приставках. Однако ни коаксиальное, ни оптическое цифровое соединения несовместимы со следующими поколениями аудио высокого разрешения. Однако они способны передавать сигналы стандартов Dolby Digital и DTS.

Аналоговый вход и выход

В число источников с аналоговыми разъемами систем 7.1 или 5.1 входят Blu-ray-плееры, SACD, DVD-Audio и очень древние DVD-проигрыватели. Они могут обходить бас-контроль приемника и другие настройки, поэтому необходимо задействовать HDMI везде, где только возможно.

Выходы предусилителя могут быть полезными, если требуется обновить аудиосистему и использовать домашний ресивер в качестве процессора объемного звучания, наряду с усилителем большей мощности для всех или некоторых каналов. Сюда также входит подключение сабвуфера.

Кассетным стойкам и другим источникам аналогового сигнала могут потребоваться разъемы для стерео. Проигрыватель требует специального входа, иначе нужно будет подключить внешний фонокорректор.

Многозонность

Большинство моделей ресиверов поддерживают многозонность, т. е. способны обслуживать более одной комнаты и несколько источников входного сигнала. Многозонное видео обычно реализуется в виде композитного или S-видео стандартного разрешения. Многозонное аудио, как правило, представлено аналоговым стерео. Многозонность больше ориентирована на удобство, чем на высокое качество. В некоторых устройствах имеется также второй пульт дистанционного управления.

AV-ресивер Yamaha RX, например, имеет систему интеллектуального распределения каналов усиления в зависимости от выбранных в данный момент функций. Например, при отключенной второй зоне все 7.1 каналов будут использоваться в основной. При включении второй зоны питание двух тыловых будет направлено на ее два динамика, а главная останется с системой 5.1. Благодаря этому отпадает необходимость вручную переключать кабели на задней панели ресивера.

Ethernet

Ресивер с акустикой с помощью кабеля Ethernet может подключаться к маршрутизатору, чтобы получить доступ к интернет-радио, музыке, фотографиям и видео с ПК. Некоторые сетевые подключения сертифицированы альянсом цифровых сетей для дома DLNA, а другие – Windows. А могут обходиться и без лицензий. Если музыкальная библиотека записана на жестком диске, то такое подключение становится просто необходимым. Кроме того, необходимо регулярное обновление прошивки, и Ethernet-разъемы позволяют делать это онлайн, что лучше других методов. Конечно, Wi-Fi подключение может быть даже более удобным, но для потоковой передачи мультимедиа оно гораздо менее надежно.

Дополнительные интерфейсы

  • Большинство AV-ресиверов имеет док-разъем для подключения iPod. Можно приобрести универсальную док-станцию, подключаемую к любому аналоговому входу. Некоторые приемники обеспечивают прямое подключение.
  • AV-ресивер Yamaha RX поддерживает систему AirPlay, обеспечивающей беспроводный прием потоковой музыки из iPod, iPhone или iPad, а также с iTunes на компьютерах Mac или PC. Это позволяет прослушивать музыку с мобильных устройств или домашнего кинотеатра. Кроме того, можно просматривать метаданные, такие как название композиции, исполнителя и обложку альбома.
  • USB полезен для подключения накопителей на жестких магнитных дисках или флэш-памяти. Также выпускаются Bluetooth-ресиверы для акустических систем.
  • К дополнительным портам относятся разъем для подключения инфракрасного приемника, который позволяет управлять ресивером, когда он скрыт в шкафу.
  • 12-вольтовый триггер активирует другие устройства, такие как проекторы, моторизированные экраны и шторы.
  • RS-232 служит для замены программного обеспечения или подключения сторонних систем управления.

Пульт дистанционного управления

Еще одной проблемой является удаленное управление. Если не планируется приобретение универсального пульта, необходимо иметь что-то с кнопками, хорошо различимое по форме и цвету. Многие пульты могут обучаться или имеют запрограммированные библиотеки команд. Они могут управлять другими устройствами, такими как HDTV и проигрыватели дисков. Также, если просмотр фильмов производится в затемненном помещении, пульт, способный по команде включить свет, станет находкой.

Хороший ресивер станет источником постоянного удовлетворения на многие годы.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать
Похожие статьи