Проект 20385: особенности конструкции и назначение

Проект 20385 тожественно анонсировался к закладке в феврале 2012 года. Под этим мероприятием подразумевается разработка корабля под звучным названием «Гремящий» и его модификации. Событие состоялось на судостроительной верфи в Санкт-Петербурге. Уникальным это действие можно назвать в связи с одновременной закладкой двух боевых надводных судов.

проект 20385

Общая информация

В торжественной церемонии принимали участие высокопоставленные лица страны и генералы Вооруженных сил. Сам проект 20385 ориентирован на возведение фрегатов и корабельных корветов, оснащенных современным вооружением и адекватной защитой.

Данная разработка представляет собой не просто усовершенствованную вариацию проекта 20380, но и внедрение абсолютно новых решений. Стоит отметить, что петербургская "Северная верфь" имеет контракты на поставку четырех кораблей предыдущего формата, два из которых уже построены. Аналогичный корабль этой серии достраивается на Амурском судостроительном комбинате. Обновленный проект прогнозированно должен стать сильнее в ударном плане, включая системы ПВО.

Предназначение

Корабли проекта 20385 – это многоцелевые корветы, предназначенные для обнаружения и ликвидации подводных и надводных судов противника. Кроме того, они способны решать различные боевые задачи в прибрежной зоне, а также служат для высадки десанта. На борту имеется артиллерийское, ракетное, противолодочное вооружение и усовершенствованные радиолокационные станции. Предусмотрена установка гидроакустических систем.

Новаторским решением стала возможность размещения на судне небольшой величины специального ангара, в котором может поместиться вертолет Ка-27. Это еще больше увеличивает вероятность обнаружения вражеских подводных лодок и расширяет боевые возможности судна. Особенность проекта российских корветов 20385 заключается в том, что они построены с использованием новейших технологий, снижающих их радиолокационное выявление.

Дополнительную прочность и защиту обеспечивает использование композитных материалов, которые разработаны мировым лидером в этой сфере – питерским ФГУП «Прометей». Свою практичность и надежность компоненты доказали еще при строительстве проекта 20380.

гремящий проекта 20385

Особенности разработки и строительства

Рассматриваемые корабли разработаны конструкторским бюро «Алмаз». После завершения строительства суда предположительно будут отправлены на Северный флот. Как утверждают специалисты, проект 20385 – более серьезная единица, чем предшественники. Прежде всего, это касается усовершенствования тактико-технических характеристик, вооружения, боевых возможностей, модернизированного энергетического агрегата и навигационных систем.

Предполагается, что питерские производители возведут для ВМФ России десять корветов по данному проекту. Представители Флота заявляют, что потребность в таких кораблях составляет не менее двадцати единиц. Они позволят усилить армию и решить проблему по защите ближней морской зоны. Комбинат «Северная верфь» заключил соглашение с ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» на изготовление деталей из полимерных композиционных материалов. Сумма контракта составила свыше четырехсот миллионов рублей.

корабли проекта 20385

Параметры технического плана

Проект 20385, фото которого представлено выше, обладает такими тактико-техническими характеристиками

  • В длину корвет имеет 104 метра, в ширину - 13.
  • Показатель водоизмещения – 2200 тонн.
  • Предельная скорость хода – двадцать семь узлов.
  • Максимальная дистанция плавания – 5600 километров.
  • Автономность корабля – не менее пятнадцати суток.
  • Состав экипажа – 99 человек.
  • Силовая система – пара дизельных агрегатов типа 1ДДА-12000.

Корветы проекта 20385 с усиленным вооружением оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр», зенитно-ракетной установкой «Редут», радиолокационными и акустическими станциями. Из артиллерийского вооружения на корабле имеется стомиллиметровая установка А-190-01, пара зенитных пулеметов АК-630-М (калибром 30 мм). Предусмотрено противолодочное вооружение типа «Пакет», а также вертолет Ка-27.

Надстройка

У рассматриваемого боевого корабля надстройка выполнена из негорючих композиционных материалов, включающих в себя многослойный стеклопластик и компоненты на базе углеродистого волокна. Такое решение (технология «стел-с») позволяет добиться малого радиолокационного обнаружения.

На корме расположен ангар со специальной площадкой для вертолета Ка-27 противолодочного типа с запасом горючего порядка двадцати тонн. Корветы проекта 20380, 20385 отличаются между собой в пользу последнего. Модернизация и лучшее оснащение позволили реализовать практически все моменты, требуемые заказчиком, начиная от общекорабельных систем, заканчивая вооружением.

 проекта российских корветов 20385

Корпус

Стальной гладкопалубный корпус корабля имеет принципиально новое конструкционное исполнение. Измененные обводы на четверть снижают сопротивление воды при движении корвета на предельной скорости. Кроме того, подобное решение позволяет уменьшить нагрузки на основную энергетическую установку.

Обновленная версия подводной части корпуса судна дает возможность использовать силовой агрегат с меньшей массой, что позволяет освободить около двадцати процентов водоизмещения. Следовательно, можно дополнительно усилить боевое оснащение корвета. Еще одним моментом в плане эффективности нового корпуса и облегчения водоизмещения, является увеличение скорости корабля на 1,5-2 узла.

Основная силовая система

Изначально предполагалось оборудовать проект 20385 немецкими двигателями MTU. Но в связи с программой импортозамещения разработали отечественные моторы специально для этих корветов. Главный энергетический блок представляет собой пару дизельных агрегатов ДДА-12000, разработанных специалистами Коломенского завода и ОА «Звезда».

Каждый двигатель состоит из двух моторов 16-Д49 и редуктора реверсного типа. Агрегаты оснащены микропроцессорным блоком контроля и управления. Основные параметры:

  • Ресурс работы – до пятидесяти тысяч часов.
  • Расчетная дальность хода при средней скорости 14 узлов – четыре тысячи миль.
  • Поршневая головка – изготовлена из жаростойкой стали ЭИ-415.
  • Основание двигателей – алюминиевый сплав АК-6.
  • Мощность каждого дизель-генератора – 630 киловатт.
  • Потребляемый ток – 380 В (50 Гц).

Установки ДДА обеспечивают на реверсных режимах высокий процент мощности при минимальных расходах ГСМ, а снижение шума ГЭУ дает возможность снизить гидроакустическую заметность судна.

корветы проекта 20385 гремящий и проворный

Основной боекомплект

Корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» оснащены следующим вооружением:

  1. Противокорабельная установка. Представляет собой два боевых комплекса с четырьмя контейнерами и восемь противокорабельных ракет с дальностью поражения до 260 километров. Пусковые контейнеры расположены в средней части корпуса продольно диаметральной площадке.
  2. ЗРК. Зенитное оружие включает в себя комплекс «Редут» с тремя модулями по четыре ячейки, переносные ЗРК «Игла», пару шестиствольных зенитных установок (калибра 30 мм) на корме.
  3. Противоторпедная защита «Пакет-Н». Сюда входит два 330 миллиметровых приспособления, размещенных в лацпортах каждого борта, система «Рубеж».
  4. Вертолет противолодочный Ка-27.
  5. Оружие ближнего боя – два гранатомета и пара пулеметных установок.
  6. Артиллерия – 100 миллиметровая артустановка А-190, имеющая максимальную скорострельность до восьмидесяти залпов в минуту. Управление комплексом осуществляется при помощи системы «Пума».

Торпеды, запускаемые с корабля, могут поражать как встречные подводные ракеты противника, так и подводные лодки.

Радиотехническое оснащение

В этом плане корветы оборудованы целым рядом систем, а именно:

  1. БИУС «Сигма».
  2. Станция общего обнаружения «Фуркэ-2».
  3. Наводящим комплексом «Монумент А».
  4. Гидроакустическим оборудованием типа «Заря» и «Минотавр».
  5. Автоматизированный узел связи «Рубероид».
  6. ОГАС «Анапа-М».

Все эти комплексы снижают вероятность поражения корабля в три раза, работают в диапазоне от 64 до 2000 МГц, могут обнаруживать одновременно более двухсот пятидесяти целей. Противостоять системам противника позволяют четыре пусковые установки, выстреливаемые комплектом помех «Смелый». Навигация вертолета осуществляется посредством антенных постов на крыше ангара (ОСП-20380).

проекта 20385 с усиленным вооружением

Мореходность и живучесть

Корвет «Гремящий» проекта 20385 имеет улучшенную мореходность по сравнению с аналогичными судами, при одинаковых ограничениях в случае поперечной качки. Это позволяет использовать оружие при шторме до пяти баллов.

Особый упор при проектировании корабля был сделан на боевую живучесть машины. Конструкторы внедрили новейшие разработки в плане защиты от радиолокационной заметности. Для этого использованы инновационные архитектурные решения и специальные материалы, имеющие высокие радиопоглощающие качества.

Средний показатель круговой эффективности площади рассеивания снизился по сравнению с аналогами почти в три раза. На некоторых моделях этой серии реализовано обеспечение эксплуатационной живучести путем внедрения комплекса мероприятий конструктивной защиты от оружия противника.

Модификации

В категории рассматриваемых кораблей можно выделить несколько основных модификаций:

  1. Проект пограничного сторожевого корабля – 20380П.
  2. Экспортная версия 20382. Основное отличие этой модели от базового корабля заключается в оснащении упрощенным вооружением и возможностью смены боекомплекта на зарубежные аналоги.
  3. Проект 20385 – корвет «Проворный» для Черного моря. Имеет усовершенствованное вооружение и улучшенную защиту.
  4. 20386 – модернизированный вариант предыдущего проекта с возможностью установки боевых комплексов типа «Горизонт».

проект 20385 корвет проворный для черного моря

В заключение

Стоит отметить, что из всех разработок проекта 20385 по намеченному плану продолжается постройка только корвета «Гремящий». Остальные корабли («Проворный», «Способный», «Ретивый», «Строгий») будут возводиться по усовершенствованному нормативному документу под индексом 20380. Это связано с дороговизной судов, в большей степени из-за наличия на них не всегда технически обоснованного вооружения. Как утверждают конструкторы, изменения в планировании монтажа немецких силовых установок на отечественные аналоги не повлияли на график выполнения работ. Все корветы предполагают спустить на воду в намеченные сроки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.