Антитела к двуспиральной ДНК - особенности, нормы и расшифровки

Anti-dsDNA (антиДНК) или антитела двухцепочечной ДНК относятся к неоднородной группе антител против ДНК двухспиральной, а также являются лабораторными маркерами СКВ (системная красная волчанка).

Аутоантителами против ДНК, которые расположены внутри ядра, называют антитела к двуспиральной ДНК. Точной причины их появления в крови установлено не было.

Что такое антитела?

антитела к двуспиральной днк норма

Иммунной системой человека производятся антитела, так называемые специальные белки, борющиеся с различными паразитами, вирусами, грибками, бактериями, то есть с инородными элементами на генетическом уровне. В задачу любых антител входит уничтожать инородный материал и не трогать клетки родные, что называется механизмом аутотолерантности.

Бывают случаи, когда ответ иммунной системы направляется против собственных тканей и клеток, а не инородных. Тогда имеет место развитие аутоиммунной болезни, а антитела, вырабатываемые против своих же клеток и их компонентов, специалисты называют аутоиммунными.

Если случается серьезная "поломка" иммунитета, повышается уровень аутоантител, чего становится вполне достаточно для постановки пациенту диагноза.

Антитела к двуспиральной ДНК – это не одно антитело, а целый их комплекс, мишенью которого является ДНК ядра клетки.

Анализ на антитела является высокочувствительным при диагностике СКВ, то есть, при положительном результате можно говорить о подтверждении диагноза. В 70-80% случаев больные выявляются именно этим анализом. Однако в связи с недостаточной чувствительностью исследования требуется большая осторожность при чтении результатов анализа, поскольку, если результат отрицателен, то далеко не факт, что у пациента нет СКВ.

Данные анализы чаще всего назначаются ревматологом. Но может быть выписано направление и терапевтом, и нефрологом, и дерматологом. Все будет зависеть от того, к какому специалисту обратился пациент изначально. Иммунологическая лаборатория - это то место, где проводят исследование на антитела. Специальная подготовка к анализу не нужна.

СКВ - системная красная волчанка

антитела к нативной двуспиральной днк

СКВ является тяжелым аутоиммунным заболеванием, поражающем одновременно несколько систем и органов (системы головного мозга, кожи, почек, суставов, сосудов и сердца). Одновременное присутствие симптомов у всех органов не обязательно. Проявления волчанки достаточно разнообразны: у одного человека будут преобладать кожные симптомы, у другого, например, – почечные.

Антитела к нативной двуспиральной ДНК помогут выявить данное заболевание.

Факторы риска развития системной красной волчанки

• Изменения гормонального фона (роды, беременность, менструации), которые вызывают пролактин и эстроген, чем объясняется большая частота, 90%, заболеваний, среди женского населения.
  • Предрасположенность на генетическом уровне, которую подтверждает наличие у родственников пациентов, больных СКВ низкого уровня некоторых антигенов системы HLA и аутоантител.
  • Лекарственные средства – "Метилдопа", "Прокаинамид", "Гидралазин".
  • Вирусная инфекция, запускающая аутоиммунные процессы.
  • Солнечное облучение (ультрафиолетовые лучи приводят клетки кожи к апоптозу, оголяют ДНК, и она становится видима иммунной системе).

Анализ антител к двуспиральной ДНК очень информативен.

Симптоматика СКВ

антитела к двуспиральной днк

Общими признаками проявления можно назвать увеличение лимфоузлов, усталость и слабость, повышение температуры тела, снижение веса, боль в суставах и мышцах.

• Люпус нефрит или поражение почек (функции почек снижены и присутствует триада лабораторных симптомов).
  • Артралгия и артрит, вызывающие воспаления и болезненные ощущения в суставах запястий, кистей, рентгеновский снимок которых покажет снижение плотности кости вокруг сустава (периартикулярный остеопороз), однако эрозий не будет.
  • Серозит, то есть воспаление серозной оболочки легких и сердца (плеврит, перикардит).
  • Фоточувствительность, вызывающая ухудшение симптомов после пребывания на солнце.
  • Высыпания, в том числе и на лице, бабочкообразная сыпь. Антитела к двуспиральной ДНК будут обнаружены обязательно.
  • Синдром нефритический - 45-65%.
  • Микрогематурия - наличие 80% эритроцитов в осадке мочи.
  • Протеинурия, связана с потерей белка вместе с мочой в объеме больше 0,5 г/с, то есть 100%.
  • Очень редко появление в моче значительного количества лейкоцитов (пиурия), особенно в отсутствие инфекций мочевыводящих путей.
  • На сетчатке образуются ватообразные очаги, также отекает сосочек зрительного нерва.
  • Наличие острого люпус пневмонита, поражения легких, ассоциации кашля и лихорадки с пятнистым альвеолярным инфильтратом.
  • Проявления нейропсихических состояний, начиная от депрессий и заканчивая эпилептиформными пароксизмами, психозами и нарушениями зрения.
    анализ крови антитела к двуспиральной днк

При выявлении у пациента с СКВ антител к двуспиральной ДНК требуется повторный контроль через 1-3-6-12 месяцев. Это зависит от тяжести болезни. У этих пациентов повышается риск развития поражения почек, потому что комплексы антиДНК с комплексами иммунными ведут к повреждению почек.

Анализ на антиДНК

Это анализ необходим:

• Чтобы спрогнозировать успешность лечения.
  • Когда подозревают наличествующее системное аутоиммунное заболевание.
  • Когда результат ENA антител, исследования антител антинуклеарных положительный.
  • Когда присутствуют симптомы СКВ.
  • Когда подозревают наличие системной болезни, в особенности СКВ.
  • Для дифференциальной диагностики суставного синдрома.
  • Когда положителен результат анализа на антиядерные антитела.
  • Для прогнозирования развития поражения почек.
  • Для контроля протекания СКВ.

Что с человеком происходит, когда у него повышены антитела к двуспиральной ДНК?

Симптоматика для проведения определения антиДНК

• Увеличивается температура тела, лимфатические узлы, снижается вес, появляется усталость.
  • При артрите, воспалении сустава, проявляемом отечностью, болью, повышением температуры на этом участке, покраснением кожи и нарушением подвижности.
  • При появлении атипичных психических и неврологических симптомов.
  • При плеврите или перикардите неясного происхождения.
  • При синдроме Рейно, то есть периодическом изменении цвета пальцев кистей и стоп (покраснение, бледность, посинение), нарушением их чувствительности и болями.
  • При заболеваниях почек, имеющих иммунный генез или изменениях результатов анализа мочи (гематурия, протеинурия).
  • При кожных симптомах – утолщении кожи, сыпи, особенно после солнечных ванн.
  • При гемолитической анемии, разрушении эритроцитов при повышении уровня билирубина в моче и крови.
  • При нейтропении, сниженном количестве нейтрофилов в лейкоцитарной формуле.
  • При тромбоцитопении, снижении числа тромбоцитов в крови.

антитела к двуспиральной днк повышены

Антитела к двуспиральной ДНК: норма

В норме результат анализа должен быть отрицателен, а концентрация 0-25 МЕ/мл.

Если результат положителен, можно говорить о: первичном билиарном циррозе; СКВ; инфекционном мононуклеозе; эффективности лечения (СКВ в стадии ремиссии); хроническом гепатите С и В; синдроме Шегрена; смешанном заболевании соединительной ткани.

ДНК двуспиральная и антитела (IgG и IgM иммуноглобулины) образуют иммунный комплекс. Он и обуславливает определенную симптоматику, характерную для СКВ.

Если результат отрицателен, говорят о лекарственной волчанке или об отсутствии СКВ.

Что влияет на результат анализа?

• Высокие показатели антиДНК ассоциируются с люпус нефритом, обострением заболевания или отсутствием контроля за болезнью.
  • Низкие показатели антиДНК ассоциируются с эффективностью проводимой терапии и достижением стадии ремиссии заболевания.
  • АнтиДНК является специфическим показателем СКВ, но может наблюдаться также и при других болезнях (аутоиммунных, хроническом гепатите С и В).
  • Если антиДНК отсутствует, это не исключает диагноз СКВ.
  • Обнаружение антиДНК у больного без каких-либо симптомов и прочих критериев этой болезни не трактуют в пользу постановки диагноза СКВ.

Важные замечания

Анализ крови на антитела к двуспиральной ДНК проводится вместе с нижеприведенными исследованиями:

• бета-2-микроглобулином;
  • общим анализом крови;
  • антицентромерными антителами;
  • общим анализом мочи;
  • антигистоновыми антителами;

повышены антитела к двуспиральной

• печеночными пробами (щелочная фосфатаза, билирубин, ГГТ, АСТ, АЛТ);
  • ревмопробами (АСЛО, С-реактивный белок, ревматоидный фактор, скорость оседания эритроцитов);
  • антителами к цитруллиновому пептиду (АЦЦП);
  • антинуклеарными антителами (ANA). Являются самыми хорошо изученными аутоантителами наряду с ревматоидным фактором. Были открыты в 1957 г., и одновременно исследователи доказали связь с СКВ. При этом антитела к двуспиральной ДНК повышены;
  • anti-SSB и anti-SSA антителами;
  • anti-SCL-70 антителами;
  • anti-nRNP антителами;
  • anti-Sm антителами;
  • anti-sp100 антителами.

Два факта об антиДНК

Кроме того, антиДНК появляется в крови в связи со следующими причинами:

• миеломной болезни;
  • СКВ, критерием диагноза которой является получение положительного результата исследования;
  • правовирусной инфекции;
  • первичном билиарном циррозе;
  • системной склеродермией;
  • вирусном гепатите С;
  • вирусном гепатите В.

Поэтому кровь на антитела к двуспиральной ДНК берут довольно часто.

ничего не понятно.есть-не факт что болеешь.нет-не факт что не болеешьппц