Предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ и ее эффективность

Предметно-развивающая среда в средней группе организуется в четком соответствии с новыми федеральными государственными стандартами второго поколения, используемыми в дошкольных образовательных учреждениях. Исследуем особенности этого процесса, а также его эффективность для воспитания подрастающего поколения нашей страны.

предметно развивающая среда в средней группе

Области применения

Предметно-развивающая среда в средней группе подразумевает использование пяти образовательных областей:

  • речевой;
  • познавательной;
  • оздоровительной;
  • художественной и эстетической;
  • социальной и коммуникативной.

Принципы построения

Ее построение предполагает учет определенных правил и приемов. Предметно-развивающая среда средней группы детского сада выстраивается с использованием принципа дистанции, активности, творчества, самостоятельности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости, психических факторов.

Данный процесс направлен на создание эмоционального благополучия каждого представителя детского сада.

Предметно-развивающая среда в средней группе предполагает сочетание классических и инновационных элементов в эстетической организации образовательной и воспитательной среды.

предметно развивающая среда средней группы по фгос

Направления деятельности

Какие направления могут быть включены в подобную работу? Проект предметно-развивающей среды в средней группе предполагает организацию деятельности по определенным блокам.

Художественно-эстетическое направление предполагает создание в детском саду «Творческой мастерской», в рамках которой ребята смогут демонстрировать свои поделки, аппликации. Подобная организация предметно-развивающей среды в средней группе способствует формированию у дошкольников творческой деятельности, дает идеи для новых интересных работ.

В рамках «Творческой мастерской» воспитатели предлагают пошаговые инструкции по изготовлению различных оригинальных поделок, воспользовавшись которыми дошкольники могут совершенствовать свою продуктивную деятельность.

Подобный центр обладает оборудованием и материалами, необходимыми для творческой и художественной деятельности малышей:

  • трафаретами, салфетками, ножницами, карандашами;
  • клеем, кисточками, картоном, бумагой, пластилином;
  • дидактическими играми.

Создание предметно-развивающей среды в средней группе такого типа предоставляет отличную возможность ранней диагностики одаренных и талантливых детей.

Ребенок по своему желанию может взять из шкафа, в котором размещаются все материалы и приспособления, необходимые для творчества бумагу, карандаши и воплотить в реальность свои творческие замыслы, оригинальные идеи, фантазию.

Эта развивающая предметно-пространственная среда средней группы доступна каждому ребенку, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Особенности речевого развития

На базе ДОУ организуется центр «Мир книги», который представляет собой отдельный книжный уголок. Когда составляется план предметно-развивающей среды, средняя группа рассматривается как первый этап подготовки к обучению в школе. Книги с произведениями детских писателей, русские народные сказки подбираются для этого центра так, чтобы в них было максимальное количество красочных и ярких иллюстраций.

Помимо книг в этой небольшой библиотеке воспитатели размещают фотографии детских авторов, чтобы дети их зрительно запоминали, а также некоторую информацию об их жизни и творчестве.

Такая предметно-развивающая среда в средней группе допускает и наличие дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

план предметно развивающей среды средняя группа

Формирование грамотности

Центр «Грамотность» предполагает комплектование дидактических игр, позволяющих воспитателю развивать речь детей. Здесь можно увидеть разнообразные сюжетные картинки, зеркала, мягкие игрушки. Такая предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС является оптимальной для формирования у дошкольников навыков составления предложений, небольшого рассказа, умений вести дискуссию, отвечать на вопросы.

Познавательное развитие

Предполагается учет индивидуальных и возрастных характеристик детей, их эмоционального опыта, уровня умственного развития. Подобная предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ направлена на формирование у подрастающего поколения представлений о целостности мира. В ходе разнообразных видов деятельности малыши получают новые знания, учатся их анализировать, применять в повседневной жизни.

создание предметно развивающей среды в средней группе

Центр «Экология»

В любой средней группе детского сада есть свой живой уголок. В нем могут находиться:

  • различные виды комнатных цветов;
  • черепашки, попугайчики, хомяки;
  • предметы ухода - лейки, перчатки, грабельки, совочки, лопатки, фартуки, пульверизаторы.

Подобная предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к объектам живой природы.

Если в младшей группе дети выступали в качестве пассивных наблюдателей за действиями педагога, то в средней группе наставник активно привлекает малышей к уходу за живыми растениями.

Проводимый анализ предметно-развивающей среды в средней группе подтверждает важность экологического воспитания в ДОУ.

проект предметно развивающей среды в средней группе

Экспериментальная деятельность

Ребята создают в холодное время года настоящий мини-огород. Кроме комнатных растений, за которыми они ухаживают - поливают, пропалывают, пересаживают, моют, в живом уголке располагаются и разнообразные дидактические материалы, связанные с экологией.

Например, картинки «Растительный и животный мир», «Времена года», муляжи фруктов и овощей, коллекции природных материалов формируют у дошкольников представление об объектах живой природы. Среди основных элементов экологического уголка в средней группе необходимо отметить календарь погоды и природы. Он предполагает отметку о температуре воздуха, наличии ветра, атмосферных осадков в разные времена года.

Вместе с родителями и воспитателем ребята занимаются сбором гербария, камней, семян. Во время занятий в живом уголке они получают навыки работы с лупами, микроскопами, мерными стаканчиками, колбами, часами, лейками.

При проведении исследовательской деятельности, направленной на выращивание определенных растений в мини-огороде, ребята учатся оформлять специальные дневники наблюдений, анализировать полученные результаты, делать выводы по проведенной работе.

Условия, созданные для познавательной деятельности дошкольников в средней группе, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Воспитатель реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, выстраивает для своих подопечных индивидуальные образовательные траектории развития. Малыши превращаются под руководством своего наставника в настоящих исследователей, умеющих понять и объяснить суть проведенных ими опытов и экспериментов.

анализ предметно развивающей среды в средней группе

Центр «Математика»

Игротека, которая создается в средней группе, направлена на развитие у дошкольников логического мышления. В таком центре есть знаковый материал: наборы карточек для сравнения цифр, магнитная доска, кубики с геометрическими фигурами и числами, мозаики и наборы пазлов. Кроме того, подбирается в такой математический уголок масса разнообразных игр, способствующих развитию мелкой моторики пальцев у детей.

Например, с помощью игры «Разрезной квадрат» Никитина, а также логических блоков Дьенеша воспитатель стимулирует развитие логического мышления, формирует у своих подопечных первичное представление о геометрических фигурах.

Благодаря игровой деятельности создается целостная насыщенная среда, предполагающая выделение достаточного пространства для деятельности.

Именно во время ролевых игр происходит формирование целенаправленного развития детей, их познавательного интереса к элементарной математике, повышается усидчивость и сосредоточенность дошкольников.

Каждый ребенок выбирает то направление деятельности, которое его больше всего привлекает. Подобный личностно-ориентированный подход в полной мере удовлетворяет те требования федеральных образовательных стандартов второго поколения, которые были введены в дошкольную систему.

Нравственно-патриотическое воспитание

Учитывая тот факт, что одним из направлений, указанных в ФГОС для ДОУ, является именно формирование бережного отношения дошкольников к своему народу, традициям, для реализации данной задачи в средней дошкольной группе используются специальные программы патриотической направленности. В отдельном месте в группе размещается символика страны: флаг, герб РФ, а также герб региона, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Здесь же находятся иллюстрационные материалы, благодаря которым ребята смогут познакомиться с разными уголками своей страны.

Особое внимание во время занятий, независимо от направления деятельности, воспитатель уделяет именно гражданско-патриотическому развитию своих воспитанников, формированию у дошкольников терпимого отношения к представителям других национальностей и религий.

организация предметно развивающей среды в средней группе

Краеведческая деятельность

Среди направлений деятельности, которые считаются в новых образовательных стандартах, разработанных для дошкольных учреждений, обязательными, особое место отводится региональному компоненту.

В группах ребята вместе со своими воспитателями создают специальные краеведческие уголки, в которых размещают информацию о природе, традициях, исторических местах родного края.

Заручившись активной поддержкой родителей, педагог вместе с ребятами периодически оформляет фотовыставки, посвященные семейным традициям, совместному отдыху.

Строительный центр

Суть его заключается в выделении определенного пространства для индивидуальной либо коллективной деятельности дошкольников, направленной на сбор из отдельных деталей разнообразных сооружений. Благодаря тому, что во время игры ребята самостоятельно придумывают схемы и модели домов, детских игровых площадок, автостоянок, не только формируется воображение, но и развивается логическое мышление.

Музыкально-театрализованное направление

В качестве важного и обязательного объекта развивающей среды, которая должна быть сформирована в средней группе детского сада, выделяют театрализованную деятельность. С ее помощью воспитателю удается сплотить детей одной оригинальной идеей. Чувствуя себя настоящими актерами, малыши раскрепощаются, демонстрируют окружающим такие грани характера, о которых никто даже не догадывался.

В группе размещают мобильную ширму, продумывают настоящее театральное представление, в котором у каждого малыша будет своя собственная роль.

Заключение

Для реализации социального заказа, указанного в федеральных образовательных стандартах второго поколения, в дошкольных учреждениях создают специальную предметно-развивающую среду. Обстановка, создаваемая в ДОУ, является одним из основных факторов, влияющих на становление личности дошкольника.

Именно поэтому в наше время вопрос об организации полноценной предметно-пространственной развивающей среды в средней группе дошкольных учреждений считается достаточно важным и актуальным.

Под образовательной средой подразумевают сумму тех условий, которые направлены на полноценное развитие, воспитание, образование подрастающего поколения.

Специальные материалы, оборудование, дополнительный инвентарь, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях, должны в полной мере учитывать возрастные особенности детей, способствовать укреплению их психического и физического здоровья.

ФГОС нового поколения предполагают такое построение воспитательной и образовательной программы в средних группах детских садов, при которых используется принцип интеграции различных образовательных областей с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Педагоги-практики стараются применять в своей работе инновационные методики, приемы воспитания и обучения, чтобы в полном объеме выполнять те основные задачи, которые ставит перед ними министерство образования Российской Федерации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.