Рокский тоннель: открытие, эксплуатация, реконструкция

Рокский тоннель, открытие которого состоялось дважды за период его существования, после строительства и после реконструкции, снова пропускает автотранспорт под горой Сохс. Почти четырехкилометровая прямая нитка подземного шоссе связывает Северную и Южную Осетию.

История. Дорога в горах

Впервые упоминание о необходимости перевальной дороги через Главный Кавказский хребет появилось в середине XIX века. Горцы требовали от наместника Кавказа начать строительство «арбной» дороги. Уже тогда была острая необходимость в транспортном соединении двух частей Осетии. И уже тогда бюрократическая машина отклоняла проект по разным причинам.

Рокский тоннель открытие
В течение века вопрос строительства «колесной» дороги неоднократно поднимался перед властями региона. В обсуждении активную позицию занимала Грузия, которая категорически не желала прокладки пути из-за боязни потерять Цхинвал (дорога выходила бы прямо к городу), а вместе с ним и естественную защиту в виде перевала.

В 1930 году встал вопрос об объединении обеих частей Осетии и присоединении их к социалистической Грузии. Вопрос Сталина: «Как вы хотите объединить их, если между ними дороги нет?», - казалось, сдвинул дело с мертвой точки.

Рутен Гаглоев, приступая к строительству, производит первый взрыв. Этот торжественный момент означал, что мечта жителей Осетии, наконец, осуществится. Одновременно с начатыми работами разрабатывалась и проектная документация. Стоимость дороги оказалась неимоверно высокой. Возникло предложение остановить нерентабельную стройку и вложить деньги в строительство железнодорожного полотна от Алагира до Гори, то есть в Грузию. Это решение на 40 лет «заморозило» работы на перевале.

Рокский тоннель. Открытие после строительства

В начале 70-х годов Л. И. Брежнев внял убеждениям властей Северной Осетии в необходимости дороги через перевал «для оперативных перемещений военных частей». И, несмотря на протесты грузинской стороны: «Зачем еще одна дорога, если есть Военно-грузинская?», проект был разработан. Н. В. Нагаевский, взяв за основу первоначальную документацию Р. Гаглоева, вынужден был снизить стоимость в ущерб качеству и безопасности, то есть пройти через лавиноопасный район.

Для принятия многострадального проекта даже пошли на небольшую хитрость. При стоимости объекта более 100 млн рублей (а рассчитанная стоимость была 120) проект утверждался на заседании Политбюро. Учитывая, что есть активные противники дороги, стройку разбили на две части: первая – дорога и тоннель, вторая – лавинозащитные сооружения. В таком виде проект был утвержден председателем правительства А. Н. Косыгиным. В 1975 году, наконец, приступили к прокладке тоннеля, который строился одновременно со всей Транскавказской магистралью.

Прокладка тоннеля велась с применением буровзрывных работ. Проход начали с двух сторон навстречу друг другу. Опережая график, строители завершили проход через скалу и соединились 4 ноября 1981 года, так образовался Рокский тоннель. Открытие временного рабочего пути для строительной техники состоялось уже на другой день. Через три года тоннель начал пропускать поток автомобилей. А устранением недоделок занимались еще долгое время.

Эксплуатация тоннеля

Рокский перевал считался одним из самых неблагополучных участков Транскама. Его постоянно перекрывали из-за схода снежных лавин и камнепадов. Выделяемые на ремонт деньги шли только на замену асфальтового покрытия и устранение протечек. Работы вели специалисты Владикавказской дорожной организации. Капитального ремонта не было ни разу.

Рокский тоннель
Деньги, в связи с известными событиями в регионе, поступали неравномерно. Некоторое время Рокский тоннель был бесхозным сооружением. В 1999 году его взял на баланс Минтранс РФ и сразу приступил к обследованию состояния. После осложнения международных отношений с Грузией перевал стал частью пограничного перехода.

В 2007 году стало ясно, что необходим капитальный ремонт сооружения, за 25 лет эксплуатации он был совершенно изношен. Металл был корродирован, гидроизоляция нарушена, вентиляция совсем не работала. Закрыть движение через перевал на несколько лет не представлялось возможным. Поэтому было принято решение, что в тоннеле вводится реверсивное движение транспорта. Водители машин отнеслись с пониманием, так как ездить по старой дороге стало очень опасно.

Возможно, решение о реконструкции было ускорено событиями августа 2008 года. Через этот тоннель в Осетию оперативно вошла армия РФ для предотвращения масштабных военных действий со стороны Грузии.

Реконструкция тоннеля

Работы начались в конце 2010 года, их завершение предполагалось через 5 лет. На деле, прилагая большие усилия, строители закончили работать на год раньше. 5 ноября 2014 года под горой Сохс торжественно были запущены машины по новому тоннелю.

Рокский тоннель фото
На первом этапе была реконструирована техническая штольня, ее сечение увеличили вдвое, до 26 м2. Там были смонтированы современные инженерные коммуникации.

Вторым этапом был ремонт самого тоннеля. Его сечение также увеличили, трассу выпрямили. Параллельно делали гидроизоляцию и отделку. В строительстве участвовала современная мощная техника.

После реконструкции

Сегодня это самый современный и безопасный участок Транскама. Строители также предусмотрели аварийные съезды в Рокском тоннеле. Открытие после реконструкции дало возможность увеличить поток транспорта на этом участке. Бетонное покрытие, как на аэродроме, качественные системы дренажа и гидроизоляции, отличные вентиляция и освещение. Теперь в тоннеле могут свободно разъехаться даже большегрузы.

длина Рокского тоннеля
По всей длине Рокского тоннеля установлены камеры видеонаблюдения, яркая разметка облегчает движение транспорта. Качество работы обеспечивали компании, которые строили олимпийские объекты в Сочи.

«Коридором дружбы» назвали Рокский тоннель (фото после реконструкции можно увидеть выше) сотрудники Росавтодора. Но жители Осетии считают его «Дорогой жизни».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.