Михаил Кричман: стиль рождается в тандеме режиссер-оператор

Фильмография постоянного творческого соратника известного русского режиссера Андрея Звягинцева впечатляет. Неудивительно, что российский кинооператор Кричман Михаил Владимирович является одним из немногих отечественных кинодеятелей, востребованных не только в национальном кинематографе, но и за рубежом. Одной из первых значимых работ мастера съемки стал проект Звягинцева «Черная комната», после вышли в прокат «Возвращение», «Небо. Самолет. Девушка» В. Сторожевой и «Бедные родственники» П. Лунгина. Кроме совместных проектов с отечественными режиссерами, послужной список Михаила содержит ленты «Фрёкен Юлия» Лив Ульман и «Скрижали судьбы» Джима Шеридана. Кричман Михаил восхищается работами Куросавы и Ким Ки Дука, стараясь наследовать их самобытный подход к мизансценированию и достижению гармонии в кинокадре.

кричман

Становление мастера

Оператор Михаил Кричман определился в своих профессиональных пристрастиях не сразу. Уроженец столицы, окончив среднюю школу, поступил в Академию печати, в то время - Полиграфический институт, выбрав специальность «инженер-технолог». Вероятно, на выбор учебного учреждения повлияло то, что родители будущего киноремесленника были полиграфистами. Успешно закончив два курса дневного отделения, Кричман переходит на заочное. Он решает поправить свое финансовое состояние и заняться бизнесом. В этот сумбурный период происходит судьбоносная встреча Михаила с человеком, закончившим операторский факультет. Михаил предлагает ему свою помощь и вскоре неожиданно для всех Кричман получает приглашение принять участие в съемках рекламного ролика. В этот раз в процессе съемок он лишь переводил фокус. В результате он оказывается в монтажной студии, располагавшейся в гостинице «Орленок». Начав работать монтажером, Михаил Кричман проводил на студии дни и ночи, стал учиться новой профессии у мастеров своего дела. Вскоре он уже монтировал передачи для отечественного телевидения, снимал документальное кино и музыкальное видео с Е. Сердюковским и с А. Новоселовым. Он самостоятельно устранял пробелы в знаниях, черпая техническую информацию из тематических печатных изданий и учебных видео.

бедные родственники фильм 2005

Стиль рождается в тандеме

Значимой вехой в творческом становлении оператора считается его знакомство с Андреем Звягинцевым. Режиссер приглашает Кричмана Михаила в работу над созданием его новеллы для проекта «Черная комната» на "Рен-ТВ". Вся программа включала в себя восемь независимых новелл, три из которых снимал Звягинцев. Изначально Кричман должен был снять лишь одну, однако после принимал участие в создании всех трех. После просмотра материала продюсер Д. Лесневский предлагает снять Звягинцеву полнометражную ленту с рабочим вариантом названия «Ты», которое впоследствии трансформировалось в «Отец», а в прокат картина вышла как «Возвращение».

кричман михаил владимирович

В поиске неожиданного ракурса

После плодотворного сотрудничества со Звягинцевым Михаил участвует в съемках ленты «Бедные родственники». Фильм 2005 года является проектом совместного производства России и Франции, срежиссированым Павлом Лунгиным. Картина, хоть и получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр 2005», подвергалась острой критике. Рецензоры характеризовали киноленту как попытку создания национального гротеска с претензией на перекличку с гоголевскими «Мертвыми душами». Более всего нападкам подверглось авторское прочтение истории, Лунгина обвиняли в том, что он превратил грустную трагикомедию в нелепый дивертисмент эстрадного пошиба.

При всей критике фильма операторская работа Кричмана была удостоена похвалы. «Бедные родственники» (фильм 2005) были спасены манерой съемки Михаила, в которой, по признанию искусствоведов, камера была динамичной даже в те моменты, когда оставалась статичной. Все оценили неустанные поиски оператором неожиданных ракурсов. Также зрители отметили отсутствие удручающего обилия видеоинформации, от которого порой страдает отечественное кино.

Кино большого стиля

Буквально через год Кричман Михаил снимает новый проект Звягинцева под названием «Изгнание». Благодаря усилиям творческого тандема картина была воспринята кинообщественностью как большое кино, причем не в плане грандиозных спецэффектов и значимой суммы бюджета, а в смысле кинематографического стиля. Успешность фильма во многом зависела от работы оператора, и Кричман превзошел сам себя. Его камера неустанно работает в невротическом ключе, выдавая магическое, смыслообразующее изображение. Благодаря чему меланхолическая, многослойная по структуре лента, выстроенная на аффектах, прекрасно вербализируется.

михаил кричман оператор

Авторский почерк

Отличительной особенностью, проявлением самобытности в работе оператора считается его нелюбовь ко всяческим техническим ухищрениям, особенно кранам. По словам Кричмана, они его «зажимают». Оператор уверен, что каждое движение камеры должно быть строго оправдано драматургически. Он категорически против полетов камеры ради красоты. По заявлению оператора, он предпочтет встать на землю и снять статику или же сделает движение, используя тележку. Поэтому любимыми техническими приемами Михаила, несмотря на неумолимый НТП, остаются ручная камера, длинные, затянутые кадры и «взгляд Бога».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.