Справочно-правовая система - это особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов

Развитие Интернета, облачных технологий и удешевление услуг хостинга заметно повлияли на распространение различных баз данных, как онлайн, так и автономных. К ним можно отнести и популярные ныне справочно-правовые системы. Это онлайн- и оффлайн-базы данных, в которых содержатся подробные сведения об указах, законах, постановлениях и прочая информация, которую могут использовать в повседневной работе различные ведомства и предприятия.

Реализация справочной системы

Во времена до изобретения Интернета сведения об изменениях в законах, постановления и указы публиковались в печатных изданиях. С развитием сферы электронных носителей — компакт-дисков, появилась возможность использовать оффлайн-версии справочников на своем компьютере. Правда, для поддержания актуальности нужно было каждый раз выпускать новые носители.

Затем пришёл Интернет и внёс свою лепту. Теперь можно, не выходя из дома, узнать, что изменилось в той или иной сфере законодательства, а также выяснить, каким документ был до этого. Причём информация всегда будет актуальной.

Принципы работы

Современная справочно-правовая система — это не только набор полезных данных. Это удобный рубрикатор, поиск и дружелюбный интерфейс. Все устроено таким образом, чтобы пользователь, пользующийся системой, мог в короткие сроки найти любую интересующую его информацию. При этом она должна быть достоверной и актуальной.

Характеристики справочно-правовой системы

Из свойств любой справочной системы можно выделить:

  • Функциональность. Система позволяет быстро найти необходимую информацию.
  • Удобство. Не нужно переворачивать тонны книг, все доступно через поиск и каталог.
  • Актуальность. С развитием Интернета разработчикам достаточно обновить все на одном центральном сервере, чтобы вся информация стала актуальной.
  • Автономность. Возможность использовать оффлайн-версию, например, для длительных поездок в регионы с плохим Интернетом.

Данный список характеристик справочно-правовой системы не полон и может различаться в разных реализациях.

Отечественные продукты

Российские справочно-правовые системы представлены тремя основными продуктами: это "Гарант", "КонсультантПлюс" и "Кодекс". Стоит подробнее рассмотреть каждую из них, чтобы узнать плюсы и минусы.

справочно правовая система это

"КонсультантПлюс"

Справочно-правовая система "Консультант Плюс" впервые заявила о себе в 1992 году. История её создания тесно переплетается с системой "Гарант". Именно так назывался первый образец продукта, который увидел мир в 1990 году. Над ним работали двое выпускников МГУ — Д. Новиков и Д. Першеев. В ходе разработки, как это часто бывает, между партнёрами возникли разногласия. Першеев хотел увеличить конечную цену ПО и расширить её функционал. Новиков же предлагал углубиться в распространение, доступность продукта. В итоге первому достался "Гарант" и все первичные наработки, а второму пришлось начать все с нуля. Так и зародился "Консультант Плюс".

Несмотря на то что "Гарант" был практически готов, "Консультант" сразу же быстрыми темпами начал обходить конкурента. Возможно, дело было в правильной политике распространения продукта и его продвижении, в то время как "Гарант" делал акцент на технологичности и «плюшках».

На сегодняшний день справочно-правовая система "Консультант Плюс" занимает большую часть рынка по предоставлению информационных услуг в этом секторе.

Описание

По состоянию на начало 2017 года в базах данных "Консультанта" содержится более 102 миллионов документов. Основные пользователи справочно-правовой системы — это студенты, преподаватели, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и юристы.

гарант справочно правовая система

Основные разделы, в которых можно получить информацию выглядят так:

  • законодательство;
  • комментарии законодательства;
  • формы документов;
  • судебная практика;
  • консультации для различных сфер;
  • международные правовые акты;
  • технические нормы и правила.

Интересной особенностью системы является то, что каждый пункт разделен на так называемые «информационные банки». Это даёт системе справочной правовой информации "КонсультантПлюс" особую гибкость и модульность. То есть имеется возможность использовать для конкретной задачи именно те документы, которые подходят. Таким образом разработчики могут комплектовать различные сферы своими собственными «дистрибутивами» - бухгалтерскими, юридическими, бюджетными, строительными, медицинскими и т. д.

Взаимодействие системы "КонсультантПлюс" с пользователем

Использование справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" происходит в довольно простом режиме. Основным элементом навигации служит поиск в базе данных. С найденными документами можно производить множество различных действий, например, сохранить, распечатать или отправить по электронной почте.

справочно правовая система консультант плюс

Стоимость системы

Интернет-версия системы даёт возможность пользоваться ограниченным набором документов бесплатно.

Приложения, доступные на мобильных платформах, также предоставляют некоммерческий доступ к большинству документов. Есть возможность кэширования, которое позволяет использовать продукт в режиме оффлайн.

Отдельно можно выделить приложение "КонсультантПлюс: Студент", которое оснащается не только доступом к правовой информации, но и имеет несколько учебников, которые помогут учащимся разобраться в терминах изучаемой науки.

Особенности и возможности

Подытожив, можно выделить основной функционал и необычные «плюшки» электронно-справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

Интересная функция «Документы на контроле» позволит поставить нужный документ в режим мониторинга. Как только законодательство изменит что-то в нем или вовсе удалит его, пользователь тут же будет оповещён об этом.

Беглому осмотру любого документа для понимания его необходимости в определённой ситуации способствует оглавление, сформированное из ссылок для быстрого перехода.

Внедрение своих комментариев или пометок в тексте документа поможет быстро найти важное место позднее. Также можно создавать свою собственную подборку документов, актов и образцов форм в отдельной папке.

"Гарант"

Так как справочно-правовая система "Гарант", по сути, и есть "КонсультантПлюс", то история её появления была описана выше. Ее влияние на рынке немного меньше чем у "Консультанта", однако все же она имеет свою аудиторию.

Структура программного комплекса

Справочно-правовая система "Гарант", так же как и "КП", разделена на информационные блоки. Это экземпляры баз данных, сформированных по общему принципу. Из таких блоков формируется один целый продукт, который ориентирован на конкретного пользователя.

характеристики справочно правовой системы

Система имеет несколько вариантов обновления и доступа. То есть её могут применять на предприятии для комплекса машин или же локально, обновлять как посредством сети Интернет, так и с помощью электронных накопителей.

Имеется отдельный продукт, который выпускается в сотрудничестве с компанией 1С — "1С:Гарант Правовая Поддержка".

Особенности и возможности

Справочно-правовая система "Гарант" имеет современный удобный интерфейс. Даже неподготовленный пользователь интуитивно сможет хотя бы примерно понять, как работает продукт.

Поиск устаревших документов позволит найти законы, постановления и указы, существовавшие когда-либо. При этом все ссылки, комментарии и заметки также будут полагаться на тот же временной отрезок.

системы справочной правовой информации

В "Гаранте" поддерживается возможность создания интерфейса «под себя». То есть пользователь может придать внешнему виду системы особый вид, удобный для него.

Для того чтобы отследить деятельность пользователя, существует механизм истории выполненных действий - нечто, похожее на журнал в браузерах. В этой среде сохраняются запросы в поиск, найденные и просмотренные документы, которые потом легко поднять и проанализировать.

В сетевых версиях компьютерной справочно-правовой системы "Гарант" есть возможность создавать особые папки с избранными документами. Их можно настроить так, чтобы было удобно делиться данными с другими пользователями, разграничив доступ.

"Кодекс"

Кроме основных справочных правовых систем существует ещё одна, которая не так известна, как первые две, но все же достойна внимания. Называется она "Кодекс". Это справочно-правовая система, появившаяся ещё в 1991 году на платформах DOS. С выходом Windows 95 "Кодекс" перебрался на эту операционную систему.

 основные справочные правовые системы

Как и две её «сестры», она представляет собой огромный комплекс документов, нормативных актов и законопроектов.

В системе также реализован модульный подход, то есть можно подключать тот или иной комплект нужных документов и баз.

Поиск в комплексе многоуровневый, разделен на специфики — можно искать по ситуации, в интеллектуальном режиме или по отдельным атрибутам.

использование справочных правовых систем

Сравнение справочно-правовых систем

На самом деле сравнивать такие программные комплексы - все равно что проводить аналогии между семействами операционных систем Linux и Windows. Так как все они обладают модульностью, возможностью выбора конкретных категорий документов и разделов, то выбирать приходится между удобством использования и поддержкой.

Между тем распределение среди трёх представленных систем по объёму пользователей выглядит так: первое место занимает "КонсультантПлюс", за ним идёт "Гарант", ну а затем — "Кодекс".

Судя по отзывам, некоторые пользователи отмечают, что удобство "Гаранта" выше на порядок, другие говорят, что обновление документов в "Консультанте" происходит оперативней.

Отмечается и подход к ресурсам системы. "Гарант", по заявлениям пользователей, гораздо менее производителен на слабых машинах.

В общем, провести какую-либо параллель между системами вряд ли получится. Сколько людей, столько и мнений, кто-то привык к старым интерфейсам, кому-то не так важно, как быстро производится актуализация документов... То есть выбор конкретной системы должен быть оправдан текущими обстоятельствами и условиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.