Жан-Франсуа Шампольон: биография, книги

Величайшие музеи мира полны древних артефактов, добытых великими археологами, историками и завоевателями прошлого. Археологическая наука в современном понимании сложилась в России и Европе в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Пробуждение интереса к древности было вызвано строительством великих европейских империй, которые хотели подчеркнуть свое величие через обладание предметами древних цивилизаций. В свою очередь интерес к прошлому требовал и владения древними языками, которые нуждались в расшифровке и реконструкции. Именно этим и прославился великий французский историк, филолог и основоположник научной египтологии Жан-Франсуа Шампольон.

жан франсуа шампольон

Становление науки

Египтология как научная дисциплина сформировалась в XlX веке на стыке двух дисциплин - археологии и филологии. В то время как археология добывает и изучает артефакты материальной культуры, филология сосредоточена на объектах нематериальной культуры, языке и иероглифах Египта, которые были расшифрованы в первой четверти девятнадцатого столетия французским ученым.

Долгое время письмо египетской цивилизации оставалось загадкой для европейцев. Однако с выходом в свет книги Жана-Франсуа Шампольона, посвященной переводу так называемого Розеттского камня, завеса тайны приоткрылась. Этот момент считается ключевым в формировании египтологии как самостоятельного направления в гуманитарном дискурсе.

египетский алфавит

Египетское письмо. Дешифровка

Несмотря на то что в египтологии не существует такого понятия, как египетский алфавит, письменность древней страны тем не менее довольно долго не удавалось расшифровать.

Даже при том, что с момента первого прочтения египетского текста прошло почти два века, до сих пор не все пиктограммы удалось каталогизировать. Иероглифы Египта представляют собой пиктограммы, каждая из которых может обозначать несколько разных слов. Например, иероглиф "солнце" может обозначать как собственно светило, так и время суток, в которое солнце видно на небе, то есть день.

Однако есть и признаки, которые позволяют решительно отделить древнеегипетскую письменность от пиктографии - наличие специальных значков, указывающих на то, как должен произноситься тот или иной иероглиф.

Таким образом, египетские письмена сочетают в себе признаки иероглифического, силлабического и идеографического письма. Такая сложная схема создавала определенные трудности в деле дешифровки надписей.

иероглифы египта

Жан-Франсуа Шампольон. Биография

Будущий гений филологии родился на юге Франции, в городке Фижаке, спустя год после начала Великой французской революции. Он был седьмым сыном своих обеспеченных и аристократичных родителей, предки которых владели замком на альпийских склонах.

Уже в раннем возрасте Жан-Франсуа проявил склонность к изучению языков, которую заприметил его старший брат (он же и поддержал его в этом начинании). К девяти годам юный гений уже свободно владел латынью и древнегреческим, декламировал древних поэтов и переводил их стихи на французский.

В возрасте восьми лет мальчика отдали в муниципальную школу Фижака, где у него начались сложности с учителями, вызванные нежеланием юного Жана-Франсуа Шампольона следовать общепринятым правилам. Кроме того, проявилась и его неспособность к математическим наукам, о которой он сожалел до конца жизни.

шампольон жан франсуа биография

Отрочество гения

В возрасте четырнадцати лет будущий ученый поступил в привилегированный лицей, открытый в рамках осуществления реформы образования. Здесь Жан-Франсуа столкнулся с еще более очевидными трудностями - военной дисциплиной и тотальным контролем, а также невозможностью сосредоточиться на изучении древних языков.

Первое время в лицее Шампольон даже думал о побеге, о чем и сообщал своему брату в личных письмах, ведь вместо занятий любимыми предметами ему приходилось тратить время на математику и химию. Однако вскоре руководство школы пошло навстречу юному дарованию и позволило заняться изучением языков. Это значило, что теперь ученик мог заниматься филологией не в ночное время, втайне от учителей, а посвятить ей дневные часы.

шампольон жан франсуа книги

Погружение в среду

По приезде в Париж молодой Жан-Франсуа Шампольон испытал печальное разочарование при виде шумных тесных улиц, заполненных толпами бедняков. Однако интеллектуальная среда столицы одного из ведущих государств Европы пришлась молодому человеку по душе.

Именно в столице, еще будучи студентом, он получил возможность заняться изучением арабского и коптского языков, которые были распространены в то время в Египте. По прошествии всего лишь года пребывания в Париже будущий основатель египтологии приготовил к публикации труд, посвященный Египту.

Личная жизнь и Розеттский камень

Среди европейских ученых ходила легенда, что не было в европейских библиотеках такой рукописи на коптском языке, которую упустил бы из виду Шампольон. Однако, несмотря на колоссальную интеллектуальную нагрузку, молодому исследователю удавалось выкраивать время и на романтические увлечения. Из его писем, адресованных брату, известно как минимум о двух романах, случившихся во время его пребывания в Париже.

Однако из тех же писем становится известно, что начиная с 1809 года ученый проявляет интерес к розеттской письменности. И довольно скоро ему удается удовлетворить этот интерес, оказавшись в доме легендарного французского коллекционера де Терсана, имевшего точный полный список с Розеттского камня.

Заинтересованный египетским алфавитом, Шампольон сразу же высказал несколько замечаний к существовавшим на тот момент теориям о чтении древнеегипетского языка, но поначалу к его критике не отнеслись серьезно.

Возвращение в Гренобль

Ко времени окончания парижского университета Шампольон был уже молодым ученым, имевшим определенные заслуги и репутацию. И нет ничего удивительного в том, что как только в Гренобле открылся новый университет, молодого человека пригласили преподавать в нем в качестве профессора.

Шампольон незамедлительно принял приглашение. Однако жизнь в Гренобле была сопряжена с некоторыми трудностями, среди которых было как чрезвычайно низкое жалование, вдвое меньшее по сравнению с его парижской стипендией, так и недоверие к молодому "выскочке" со стороны новых коллег.

Однако вскоре его брату удалось найти покровительство у директора городской библиотеки - Гаспара Дюбуа-Фонтанеля, который добился назначения для молодого специалиста именного жалования, превышавшего две тысячи франков.

основатель египтологии

Увлечение иероглификой

В 1821 году уже состоявшийся ученый вновь переезжает в Париж, чтобы все свое время и силы посвятить расшифровке египетского алфавита. К тому времени в Англии уже вышла книга скандально известного филолога Томаса Юнга, посвященная египетским лексемам и их переводам на европейские языки. Впрочем, подавляющее большинство значений, как позже выяснилось, оказались неправильными.

Через месяц после прибытия в Париж Шампольон выступил в Академии надписей с докладом, в котором кратко пересказывалась логика расшифровки древних текстов, записанных на Розеттском камне.

Предполагалось провести частотный анализ употребления различных знаков египетского письма и сравнить их с текстом, написанным на других языках на том же камне. Таким образом, занимаясь дешифровкой и сравнением различных надписей, Шампольон сумел не только идентифицировать различные иероглифы, первым из которых был знак Тота, но и доказать, что алфавитное иероглифическое письмо существовало в Древнем Египте задолго до греческого завоевания страны пирамид в 332 году до нашей эры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.