Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник: биография и творчество

Автор, изложивший историю России в лицах, Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник "галантного" века, и чисто внешне он сам представлял из себя лицо "необщего выражения": выразительное, страстное, чуть жёлчное. Живописец дар имел редчайший, все реалии восемнадцатого века запечатлел для изучения их самыми далёкими потомками. Перед нами художник Левицкий раскрывает эпоху во всей красе: лица царей и царедворцев, философов и светских львов, холодных красавиц и писателей, промышленников и дипломатов, аристократов и купцов, чиновников и военных, родителей и их детей, и эти портреты способны рассказать достовернее всяких слов о том прошлом, которое давно миновало и не вернётся никогда.

левицкий художник

Живописец истории

Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок - это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое - со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.

Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела - расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.

портреты художника левицкого

Биография

Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Отец, Григорий Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером.

Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры.

Дар

Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.

Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.

д левицкий художник

Начало мастерства

По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно.

В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова. Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя. Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда.

художник д г левицкий

Первая оттепель

Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых - сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.

И это, скорее всего, самый большой диссонанс - зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани - оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.

портреты знаменитостей художника левицкого

Девицы

В 1770 году Левицкий получил золотую медаль от Академии художеств за портрет архитектора Кокоринова, который представил на выставку, организованную там. Участвовали знаменитости - Лосенко, Гроот, но Левицкому безоговорочно отдали первое место за совершенство формы и духовную наполненность. Именно поэтому в 1773-м художник получил заказ от самой императрицы и написал портреты девиц - воспитанниц Смольного института. Это была первая и пока единственная школа для девочек. Ранее дворянки учились у гувернанток, а бедные совсем не учились. Это была благая инициатива имератрицы - открыть институт благородных девиц в Смольном монастыре.

Во всех портретах дарование художника развернулось насколько возможно. Левицкий показал себя не только превосходным психологом, но и отличным декоративистом. Портреты были выполнены как парадные аллегорические картины: воспитанница Борщова олицетворяла театр, Молчанова - науки, Алымова - музыку и так далее. Весь восемнадцатый век в его эстетической системе отразился в этих портретах.

дмитрий левицкий художник

Масонство

Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно. А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен.

Против издателя "Трутня" Николая Новикова заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость. Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало. А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп.

Когда теряется радость

Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом. Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день. Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие.

Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути - народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело. Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным.

портреты знаменитостей художника д г левицкого

Стиль

Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность. А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона. Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого!

Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству. К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально. Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета.

Вместе с эпохой

Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно - Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.

Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века - от начала 1800-х он - оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.