Этническая культура

Этническая и национальная культура – понятия различные. Первое входит в структуру второго. Другими словами, культура развитой нации всегда включает в себя этническую составляющую – культуру одной или нескольких народностей, сформировавших ее (нацию). В этом компоненте отражен многовековой опыт жизни и рационального устройства и ведения хозяйства в соответствии с данными природно-климатическими условиями.

Этническая культура проявляется в особенностях фольклора, пищи, одежды, народной медицины и промыслов и прочих сферах жизни. В большей мере сохранены ее черты в деревнях, нежели в городах. Этническая культура – это самый древний культурный слой. Именно она несет в себе все традиции предков.

Этническая культура ориентирована на сохранение привязанности к прошлому, наделена преемственностью и консерватизмом. Отдельные ее элементы указывают на самобытность народа. Например, к таким символам можно отнести сарафан и самовар у русских, спагетти у итальянцев, клетчатую юбку – у шотландцев, легенды о привидениях и овсяную кашу – у англичан. Подобные черты присутствуют у народов всех стран.

При этом следует отметить, что к народной культуре не сводится национальная. Последняя формируется на основе образования, письменности и философии, науки и искусства, литературы, технологического и социально-политического развития народа. При этом постижение национальной культуры осуществляется посредством самообразования, образования. Познания требуют особых интеллектуальных усилий.

Этническая культура в свою очередь является базой для развития. В ней формируется народный язык, она становится источником литературных сюжетов и образов, архитектурных стилей, музыкальных ритмов. Складывающиеся в ней веками традиции оказывают влияние на неповторимость и своеобразие всей нации в целом.

Вместе с этим, тяготея к замкнутости, приверженности пережиткам прошлого, этническая культура часто не отвечает современным жизненным нормам. Она не знает перемен, не принимает ничего чужого и незнакомого, сохраняя свою неповторимость. При этом национальной культуре свойственны постоянные изменения, новшества. Она впитывает в себя достижения других наций.

Такие расхождения в истории порождали периоды, когда случался практически разрыв между культурно развитым образованным слоем населения и «низами» – приверженцами этноса. Так, например, в России в 18-19 веках между простым народом (крестьянами) и дворянской знатью сформировалась настоящая культурная пропасть. Часто русский дворянин мог без труда понять иностранца, нежели своего крепостного. При этом, в «высшем» обществе практически все аристократы, свободно владея французским языком, по-русски говорили с большими затруднениями.

На устранение этой «пропасти» большое влияние оказали гении русской литературы (Пушкин, сумевший соединить в своей поэзии аристократическую образованность и простое народное начало, прочие поэты и писатели), славянофилы, страстно выступавшие за защиту русского этноса – народного духа, интеллигенты, входившие в народ.

Сегодня многие говорят о необходимости возрождать «исконно русскую культуру». Однако, понимая роль и место этноса, становится ясно, что это может привести к упадку в культурном развитии нации в целом. Из народной жизни приметы древности, все чаще новые технологии входят в деревенский быт. Этническую культуру все чаще переселяют в музеи.

Безусловно, знать и изучать народные черты, присущие своей нации, необходимо. Однако жить нужно в культуре современной.

Национальный прогресс не всегда расценивается как сплошные приобретения и победы. Вместе с достижениями имеют место и противоречия, и потери.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.