Понятие, виды и полномочия органов дознания

Расследование преступлений осуществляется органами дознания и предварительного следствия. Полномочия этих структур закреплены в УПК. Расследование является обязательной стадией уголовного производства. В ходе него устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию. В статье рассмотрим систему органов дознания, их задачи и полномочия.

орган дознания полномочия

Общие сведения

Дознание осуществляется в случае, когда следствие по уголовному делу необязательно. Эта форма предварительного расследования применяется в производствах по преступлениям, перечень которых приведен в 3 части 150 статьи УПК.

Полномочия органов дознания и следствия существенно отличаются по своим объемам. При этом все решения, вынесенные и теми и другими структурами, обладают одинаковой юридической силой.

Понятие и полномочия органов дознания

Органы дознания проводят расследование по ускоренной (упрощенной) процедуре. В юридических изданиях содержатся различные мнения относительно сущности дознания. По мнению одних авторов, его следует рассматривать как простейшую или первоначальную процедуру расследования. Другие авторы считают, что дознание – первичная деятельность, направленная на установление события и материальных следов преступления.

Некоторые юристы рассматривают понятие, виды и полномочия органов дознания шире. Они считают, что деятельность этих структур сочетает в себе оперативно-розыскные и следственные мероприятия и направлена на пресечение, предотвращение, раскрытие преступлений, поиск и изобличение виновных в них лиц.

Правовая сущность института

Смысл обособления системы органов дознания и их полномочий в том, чтобы ускорить подготовку несложных в плане расследования и менее опасных дел к судебному разбирательству. Эта форма расследования существенно упрощает процесс.

Право на ускоренный суд – важнейшая международно-правовая гарантия, направленная на защиту интересов личности.

Процессуальные полномочия

Органы дознания, согласно положениям 24 пункта 5 статьи УПК, - госструктуры, должностные лица, в задачи которых входит осуществление дознания и реализация иных полномочий. Они входят в категорию правоохранительных институтов власти.

Основными процессуальными полномочиями органов дознания являются:

  • Производство расследования по делам, предварительное следствие по которым необязательно.
  • Осуществление неотложных следственных мероприятий по делам, следствие по которым обязательно.

Виды госструктур

Полномочиями органов дознания наделяются ОВД РФ прочие структуры исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление оперативно-розыскных мероприятий. ОВД формируют самостоятельное звено системы МВД. В его состав входят:

  • Органы ФСБ. Их компетенция закреплена ФЗ № 40. В полномочия органов дознания ФСБ входит пограничная, контрразведывательная деятельность, реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
  • Органы ФТС. Эти структуры обеспечивают соблюдение норм в сфере таможенно-тарифного регулирования, ограничений и запретов, предусмотренных в законодательстве о внешнеэкономической деятельности и связанных с перемещением грузов через Госграницу. В полномочия органов дознания ФТС входит осуществления оперативно-розыскных мероприятий по делам о контрабанде и уклонении от отчисления таможенных сборов.
  • Подразделения ФСИН. Полномочия органов дознания реализуются начальниками учреждений - колоний особого, строго, общего режима, тюрем, воспитательных колоний, следственных изоляторов, лечебно-исправительных учреждений. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются по делам, предварительное следствие по которым обязательно, о преступлениях, связанных с нарушением правил несения службы сотрудниками и иными лицами.
  • Структуры, осуществляющие контроль оборота наркотических и психотропных веществ. Задачи и полномочия их органов дознания связаны с выполнением оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, предусмотренным частями первыми статей 228, 228.2, 230-233, ч. 1, 4 ст. 234 УК.

органы дознания полномочия дознавателя

ФССП

В число подразделений Федеральной службы судебных приставов также входят органы дознания. Полномочия дознавателей регламентируются ФЗ № 118.

Соответствующие подразделения ФССП вправе и должны возбуждать производства по преступлениям, предусмотренным статьями УК:

  • 157 – об уклонении от выплаты алиментов;
  • 294 (ч. 1) – о воспрепятствовании производству расследования и отправлению правосудия;
  • 297 – о неуважении к суду;
  • 311 (ч. 1) – о разглашении информации о мерах безопасности, предпринятых в отношении судьи и сторон уголовного процесса;
  • 312 – о противоправных действиях с имуществом, на которое был наложен арест или которое подлежит конфискации;
  • 315 – о неисполнении судебного постановления (решения, приговора, иного акта).

Командный состав подразделений ВС РФ

В соответствии с положениями 40 статьи УПК и Приказа Минобороны № 557 от 2008 г., полномочия начальников органов дознания реализуют:

  • командиры воинских соединений и частей;
  • руководители военных учреждений;
  • начальники гарнизонов.

Указанные лица осуществляют дознание по преступлениям, совершенным военнослужащими, лицами, проходящими сборы, сотрудниками гражданского персонала ВС, иных войск и формирований, а также органов связи при исполнении ими служебных обязанностей либо в пределах территории расположения части, гарнизона, учреждения.

Госпожнадзор и ФНС

Органы государственного надзора в сфере пожарной безопасности уполномочены возбуждать производства по преступлениям, непосредственно связанным с повседневной служебной деятельностью. Дознание проводится, в частности, по делам о нарушении требований пожарной безопасности и других предписаний законодательства в области защиты здоровья, жизни и имущества граждан от пожаров.

Дознаватели подразделений ФНС осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, связанным с уклонениями физлиц и организаций от уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.

Следователи прокуратуры

Эти служащие также уполномочены осуществлять дознание. Они ведут производство по преступлениям, предусмотренным 3 частью 150 статьи УПК, совершенным:

  1. Членом СФ.
  2. Депутатом Госдумы.
  3. Судьями.
  4. Арбитражным/присяжным заседателем во время осуществления правосудия.
  5. Депутатом/членом выборного органа местной власти, законодательной (представительной) структуры субъекта РФ.
  6. Председателем (его заместителем) или аудитором Счетной палаты.
  7. Уполномоченным по правам человека.
  8. Прокурором.
  9. Следователем.
  10. Адвокатом.
  11. Президентом страны, полномочия которого прекращены.
  12. Кандидатом на пост главы государства.
  13. Служащим ФСБ, СВР, ФАПСИ, ФСО, ОВД, ФНС, ФТС, УИС, военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, сотрудниками гражданского персонала ВС РФ, иных военных формирований.

полномочия прокурора за исполнением законов органами дознания

Нюансы законодательства

Орган дознания может принимать решения о распределении полномочий между служащими. Так, в соответствии с пунктом 3 части 3 151 статьи УПК соответствующие функции могут возлагаться на сотрудников:

  1. Оперативных подразделений – по преступлениям, предусмотренным частями первыми статей 322 и 323, а также ч. 1 ст. 188 (в отношении контрабанды, выявленной пограничной службой).
  2. Подразделений морской охраны – по делам, предусмотренным нормами 253 и 256 УК (в части, касающейся противоправной добычи водных растений/животных, выявленной пограничными подразделениями), а также ч. 1 ст. 188 (в отношении контрабанды, обнаруженной сотрудниками морской охраны).

Общий порядок возбуждения производства

При наличии оснований для начала преследования по делу частно-публичного или публичного обвинения, досудебная процедура начинается с открытия дела в отношении конкретного гражданина с согласия прокурора.

Дознание по преступлениям, для которых обязательное следствие не требуется, осуществляется в полном объеме. Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий закреплен главами 21, 22, 24-29 УПК. При этом учитываются изъятия, предусмотренные гл. 32 Кодекса.

Следит за процессуальной деятельностью органов дознания прокурор. В полномочия этого служащего, в частности, входит проверка правомерности вынесенных решений. Законодательство предписывает дознавателям получать согласие прокурора на возбуждение дел в отношении подозреваемых граждан. Выполнив это требование, служащие начинают необходимые следственные действия, направленные на установление обстоятельств по делу.

Ограничения

На осуществление дознания законодательство отводит 15 суток. Срок исчисляется с даты возбуждения дела. В рамках своих полномочий начальник органа дознания или дознаватель вправе ходатайствовать о продлении этого периода перед прокурором. Увеличить срок можно не больше чем на 10 суток. В результате максимальный период проведения оперативно-розыскных мероприятий не может превышать 25 сут.

Процессуальные нюансы

Закон закрепляет ряд специфических полномочий за прокурором. Орган дознания вправе ходатайствовать перед ним о заключении под стражу лица, в отношении которого начато уголовное преследование. Прокурор, в свою очередь, изучает основания, по которым к гражданину может быть применена эта мера и принимает соответствующее решение. Без согласия указанного должностного лица подозреваемый не может быть помещен под стражу.

УПК относит контроль за исполнением законов органами дознания к полномочиям прокурора. Так, если у лица, помещенного под стражу, остались без помощи и присмотра несовершеннолетние дети и иные иждивенцы, в том числе престарелые родители, дознаватель обязан предпринять меры по передаче этих граждан на попечение родственников или в специализированные социальные учреждения. Кроме того, служащий обязан осуществить мероприятия по обеспечению сохранности имущества и жилья обвиняемого. О предпринятых мерах дознаватель извещает лицо, помещенное под стражу.

полномочия органов дознания и предварительного следствия

Обвинительный акт

В рамках контроля за органами дознания в полномочия прокурора входит проверка постановлений, принятых дознавателем. При наличии достаточной доказательной базы решение о привлечении гражданина в качестве обвиняемого не принимается. В таких случаях подтвержденные выводы формулируются в обвинительном акте со ссылкой на конкретные пункты, части, статьи УК.

Обладая полномочиями по надзору за органами дознания, прокурор утверждает обвинительный акт, составленный дознавателем и согласованный им с его непосредственным начальником. Если подозреваемый был помещен под стражу, документ должен быть оформлен в течение 10 суток с момента применения меры пресечения. Если соблюсти указанный срок не представляется возможным (ввиду большого объема следственных действий, необходимости выполнить экспертизы и пр.), гражданину должно быть предъявлено обвинение по правилам, предусмотренным статьями 171-175 УПК. В противном случае избранная мера подлежит отмене. Последующие действия в рамках расследования осуществляются в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-31 УПК.

Особенности оформления акта

При составлении документа дознаватель обязан соблюдать требования, предусмотренные в УПК. Обвинительный акт рассматривается как упрощенная форма обвинительного заключения. Однако этот факт не делает его менее значимым.

В обвинительном акте уполномоченный служащий формулирует свои выводы, приводит доказательства, которые будут исследованы судом.

Документ составляет дознаватель, которые непосредственно осуществлял предварительное расследование по делу, находящемуся в его производстве.

Структура документа

В обвинительном акте должна присутствовать следующая информация:

  1. Дата, время, место составления.
  2. Ф. И. О., должность служащего.
  3. Сведения о гражданине, привлеченном в статусе подозреваемого. В частности, указываются реквизиты его паспорта или св-ва о рождении, данные, установленные в процессе расследования, в том числе информацию о наличии судимости.
  4. Место, способ и время совершения преступления.
  5. Форма вины, цели, мотивы деяния.
  6. Величина и характер ущерба, причиненного преступлением.
  7. Формулировка обвинения со ссылкой на конкретные нормы УК.
  8. Вид соучастия (если оно имело место).
  9. Перечень доказательств, собранных в ходе расследования.
  10. Обстоятельства, смягчающие ответственность.
  11. Данные о потерпевшем, гражданских ответчиках/истцах.
  12. Перечень граждан, подлежащих вызову в судебное заседание.

При необходимости к обвинительному акту составляется справка. В ней отражается информация о движении дела, обеспечительных мерах, предпринятых по гражданскому иску, месте нахождения подозреваемого и хранения доказательств, а также о процессуальных издержках по делу.

полномочия прокурора по надзору за органами дознания

Действия прокурора

После составления и подписания обвинительного акта дознавателем, осуществлявшим расследование по делу, документ подшивается к пронумерованным предварительно материалам производства и передается начальнику подразделения. Руководитель должен изучить сведения и утвердить акт. После этого материалы дела передаются прокурору.

Служащий, осуществляющий надзор за органами дознания, должен рассмотреть полученные документы и принять по ним решение. На это прокурору отводится 2 суток. В течение этого срока он должен вынести одно из решений, закрепленных 266 статьей УПК. В этой норме предусмотрены полномочия прокурора в отношении материалов, поступивших вместе с обвинительным актом.

Если должностное лицо посчитает, что обстоятельства, которые должны рассматриваться судом, установлены и полностью отражены в документах, оно принимает решение об утверждении акта. После этого дело направляется на разбирательство.

Если прокурором будут выявлены нарушения в оформлении обвинительного акта, в двухдневный срок он должен вернуть материалы вместе со своими письменными указаниями обратно в отдел дознания. При необходимости должностное лицо может продлить срок расследования, но не более чем на трое суток. Письменные указания прокурора являются обязательными для дознавателя.

Если по результатам изучения материалов дела должностное лицо придет к выводу о наличии оснований для прекращения дела или преследования в отношении подозреваемого, оно выносит об этом постановление. В этом документе прокурор должен мотивировать решение.

Прокурор может посчитать, что обстоятельства в обвинительном акте отражены неполно. В таком случае он выносит постановление о возврате материалов дела с письменными указаниями. Аналогичным образом должностное лицо поступает и при выявлении нарушений законодательства дознавателем.

Дополнительно

Прокурор, которому направлен обвинительный акт для утверждения, вправе исключить пункты/эпизоды из обвинения или переквалифицировать преступление на менее тяжкое. Однако законодательство не допускает ухудшения положения лица, привлеченного к производству в статусе подозреваемого или обвиняемого. Изменения в обвинительный акт могут вноситься, если они:

  • исключают часть обвинений и не изменяют квалификацию деяния;
  • квалифицируют преступление по новому закону, сохраняя объем обвинения, но улучшая при этом положение гражданина иным способом;
  • исключают некоторые квалифицирующие признаки, не изменяя степень тяжести деяния;
  • исключают часть обвинений и предполагают замену статьи более мягкой.

Копия утвержденного прокурором акта вручается обвиняемому и его адвокату. При необходимости содержание документа переводится на язык, которым владеет гражданин.

полномочия органов дознания и следствия

Отличия дознания от следствия

Первым признаком, по которому дифференцируются эти формы предварительного расследования, считается метод уголовно-процессуального регулирования.

Следствие обязательно по всем делам, кроме тех, для которых закон предусматривает дознание. Как выше говорилось, их перечень закреплен в 3 части 150 статьи УПК. При этом дознание при необходимости может быть заменено следствием.

Формы расследования отличаются и по субъектному составу. Законодательство предусматривает, что дознание осуществляется дознавателем. Только в исключительных случаях его может проводить следователь. Такие ситуации закрепляет 151 статья УПК (п. 7,8, ч. 3).

Немаловажное значение имеют сроки. Дознание считается ускоренной процедурой, поскольку на него отводится не больше 25 суток. Если уполномоченный служащий не успевает выполнить все необходимые мероприятия, дело подлежит передаче следователю.

Еще одно отличие состоит в процессуальном статусе гражданина, в отношении которого осуществляется преследование. Так, при дознании он становится обвиняемым только на завершающей стадии – в момент оформления обвинительного акта. До этого времени гражданин считается подозреваемым.

Очень важным отличием является своего рода подчиненность прокурору, который осуществляет надзор за деятельностью дознавателя. Служащий, в чьем производстве находится дело, должен согласовывать практически все процессуальные решения не только с непосредственным начальником, но и с прокурором. Утверждению подлежат и ходатайства, адресованные суду.

Прокурор уполномочен продлевать сроки дознания, решать вопросы об отводе и самоотводе дознавателя, отстранении его от расследования и пр. Должностное лицо может влиять на ход преследования, давать указания, обязательные для исполнения, направлять расследование.

органы дознания их система задачи и полномочия

Дознание завершается вынесением обвинительного акта или прекращением производства, а также изменением формы расследования. Предварительное следствие не может быть заменено дознанием. Оно также может завершиться прекращением дела или направлением материалов в суд. Кроме того, в законе предусмотрена еще одна специфическая форма завершения следствия – направление дела в судебную инстанцию для применения мер принуждения медицинского характера.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.