Об автобиографии Майи Плисецкой

"Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха..." – Майя Плисецкая.

Ее талант признают все, кто разбирается в балете. Прима-балерина Большого театра 1948-1990 годов, лауреат всевозможных премий, звезда мирового значения, признанная на высочайшем уровне, полноправная преемница Галины Улановой.

Кто написал биографию Плисецкой?

Биографию Плисецкая писала сама. Были попытки привлечь литераторов, однако результат ее не устраивал. Да и сама она признает, что характер имеет взбалмошный, резкий, хотя и незлобивый. Решила написать своей рукой. Получилось неплохо, даже можно сказать, что у балерины литературный талант. Ей хотелось выразить свои чувства, как они есть, без фильтров наигранности и пустого профессионального пафоса. Получилась живая автобиография, пропитанная личным характером, который отражался в первую очередь в танце.

Танец Майи Плисецкой во многом экспрессивный, огненный, непокорный, движения сильные, где-то даже резкие, и не всегда балерина попадает в музыку, как Уланова, но гармонична, целостна и неподражаема. Руки с невероятной пластикой. Сильные ноги. Во всем этом ее шарм. Говорят, зрители плакали на грустных сценах и испытывали подъем во время зажигательных выступлений.

Ранние годы

Родилась Плисецкая в 1925 году – смутное время нашей страны. В 1938-м расстреляли, а позже реабилитировали ее отца и на 8 лет отправили в лагеря ее мать как "жену врага народа". Майя подростком осталась жить у тети, балерины Большого театра. Детский разум не мог понять, почему советская власть так поступила с ее отцом, идейным и кристально честным коммунистом, который искренне верил в светлое будущее человечества и пренебрегал интересами семьи ради Коммунистической партии. Но не только ее семья пострадала от той политики. Детские воспоминания, горькие, голодные, нищие и полные отчаяния. Она и пишет об этом как есть. Как было. Балет вдохнул в нее стремление жить дальше, творить, делать то, что хорошо получается. Далее была война, разруха, переполненные бараки и снова бдительные доносители. А она делала, что могла, жила и танцевала.

Огромную роль в тренировках Плисецкая отводит мастеру балета А. Вагановой, которая дала ей немного уроков, называя Майю "рыжей вороной" из-за цвета волос и невнимательности. Эти занятия сыграли важнейшую роль в становлении техники балерины. Плисецкая в большей мере стремилась показать душу танца, сделать его выразительным, а не филигранно точным или, как она считала, "мертвым". Ей удавалось создавать характерные выступления, заставляющие трепетать человека изнутри.

М. Плисецкая

В своей автобиографии Плисецкая следует хронологии, но делает частые отступления, забегая вперед и рассказывая, чем закончилась та или иная история, связанная с ее жизнью, а затем возвращается к хронологическому порядку.

Описывая жизнь, она делится определенным опытом. Вот, например, цитата из биографии, последовавшая за повествованием о запретах партийной номенклатурой спектакля "Анна Каренина":

Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Не смиряйтесь. Даже тогда воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Ни на чем больше! Характер – это и есть судьба.

М. Плисецкая. Умирающий лебедь

Об итогах жизни

Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба. Столько умного, очевидного было произнесено в веках – с Христа, Будды, Конфуция, Аввакума. Разве услышали, вняли? Вот и льется кровь, губятся жизни, коверкаются судьбы, надежды. Так будет и впредь, нет в том, увы, сомнений. Человеческая биология такова. Зависть, алчность, вероломство, ложь, предательство, жестокость, неблагодарность... Разве устоит против – отзывчивость, сердоболие, участливость, доброта, самопожертвование?.. Дудки. Неравный бой. Но в каждом поколении, в каждом уголке земли, в забытых Богом пространствах рождаются и несут свой крест Хорошие Люди. На них еще и покоится наша земля. По-русски сказано очень точно: не стоит село без праведника.

По словам Плисецкой, "взяться за перо" ее побудила Галина Вишневская, которая самостоятельно написала свою книгу "Галина". В работе над книгой Плисецкая использовала личные блокноты с небольшими заметками. Иначе память затирала и смешивала события "не моргнув глазом". Очень помогали письма балерины Щедрину. Их обилие также свидетельствовало в пользу неплохих писательских задатков великой художницы танца. Автобиография местами блистает литературностью, а местами сделана топорно. По всей видимости, рукописи не касалась заточенная и безжалостная редакторская рука.

М. Плисецкая

Для чего Майя Плисецкая написала автобиографию?

Как уже было отмечено, она имела предрасположенность к литературе. Но не любовь к словесности подтолкнула балерину решиться на столь ответственную работу. Она решила высказать свою точку зрения по поводу событий своей жизни, чтобы опровергнуть массу недостоверной информации, растиражированной падкими на сенсации СМИ. Очистить свое имя, рассказать историю от первого лица. О преданности Щедрину, дружбе с Кеннеди, причинах подозрений КГБ, людях искусства и прочем.

Подкупает честность и отсутствие звездности автора. Она признается, что из нее вышла неплохая балерина, но никудышный балетмейстер, или, что главную роль в успехе сыграли природные физические данные, упорство и ее муж.

Кому адресована книга? Прежде всего, не потомкам. Их нет. У нее не было детей. Она, словно случайное одинокое деревце, засыхающее в знойной пустыне, открытое всем ветрам и разнотолкам, стоявшее у всех на виду. И по сей день оно продолжает стоять на своем месте.

Свою книгу Плисецкая адресовала широкому кругу читателей, любителям балета, искусства и просто хорошим людям. Она завершила свой путь 2 мая 2015 года в Мюнхене.

Ей было почти 90.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.