Перевоспитание - это... Сущность, методы, этапы реализации

Как часто вы встречаете невоспитанных людей? Уровень культуры падает с каждым годом, общество становится все раскрепощеннее, и это откладывает свой негативный отпечаток на молодежь. Взрослым людям приходится заниматься перевоспитанием. Это понятие довольно широкое, ведь перевоспитывать можно не только других, но и себя. Как это сделать? Читайте ниже.

Определение

воспитание и перевоспитание

Перевоспитание – это процесс воспитания, который переформировывает отрицательные черты личности в положительные. Проще всего перевоспитываются дети и подростки. Но и характер взрослого человека можно поправить, если знать, как. Перевоспитание – это сложный процесс, который не всегда приводит к успеху, а порой может затянуться на многие годы. Почему? Личность, которую специалисты хотят перевоспитать, должна прилагать немало усилий со своей стороны для того, чтобы измениться. Человек не любит перемен, и ломать себя ему тем сложнее, чем он старше. Поэтому известное выражение «люди не меняются» – отчасти правда. Характер формируется до 3 лет, а дальше идет активная работа над созданием личности в целом. Даже человек, который занимается самовоспитанием, может потерпеть поражение. Почему? Ему может не хватить силы воли, уверенности в себе или знаний о том, как измениться эффективней.

Разница между понятиями

самовоспитание и перевоспитание

Чем отличаются процессы воспитания и перевоспитания? Вы замечали, что чему-то учиться правильно сразу намного проще, чем потом переучиваться? Если человек неправильно научится ходить и будет ставить ногу на ребро, ему потом сложно будет понять, как же это можно делать по-другому. То же самое касается и воспитания.

Жизненные ценности закладываются в каждого ребенка в детстве родителями. И если этот набор будет неполным, неточным или же неправильным, взрослый человек в будущем будет страдать. Ведь ему будет сложно понять, что, например, сорить на улице – это ненормально. По его мнению, так делают все: его родители, друзья и знакомые. Но если в примере с мусором еще можно объяснить персоне о том, что следует беречь окружающею среду и аргументировать свою позицию, то объяснить человеку, почему нельзя грубить, порой просто невозможно. Воспитание и перевоспитание – это одинаковые и разные процессы одновременно. И в первом, и во втором случае у человека закладывается правильная система ценностей, только в первом случае он ее воспринимает без боли и страданий, а во втором варианте личности придется ломать себя, чтобы суметь перестроить свою картину мира.

Функции

перевоспитание подростков

Перевоспитание – это один из процессов воспитания. Значит, и функции у них будут схожими. Но так как порой приходится перевоспитывать не только детей, но и взрослых, подход к методике этих двух понятий будет разным. Функции перевоспитания:

  • Восстановление. Создание условий, благодаря которым человек сможет понять разницу между своим неправильным поведением и тем, которое ему нужно выработать. Причем задача воспитателя - сделать так, чтобы индивид сам захотел перемен, они должны быть естественными, а не навязанными. Идеальный вариант – это восстановление положительных качеств, которые когда-то были присущи индивиду.
  • Компенсация. Создание условий, благодаря которым человек сможет превзойти себя, свои недостатки, посмотреть и увидеть собственный прогресс. Желательно на этом этапе человеку слышать похвалу, причем не только от воспитателя, но и от окружающих авторитетных персон: родителей, друзей, коллег.
  • Стимулирование. Направление деятельности человека в то русло, где он смог бы наилучшим образом продемонстрировать свои положительные приобретенные качества.
  • Исправление. Помощь в избавлении от негативных сторон, неправильных убеждений или же неверных суждений.

Этапы

перевоспитание личности

Самая сложная работа – это работа над собой. Перевоспитание – это длительный процесс, который делится на четыре этапа:

  • Подготовительный. На этом этапе воспитатель собирает сведения о человеке. Он внимательно изучает его положительные и отрицательные стороны. Обязательно следует углубиться в то, почему и как человек приобрел ту или иную отрицательную черту. На этом этапе личность, которую будут перевоспитывать, должна самостоятельно хотеть перемен. Человеку важно понимать, зачем ему нужно перевоспитание и что он получит после окончания этого процесса.
  • Начальный. Воспитатель начинает реализовывать свой план действий по перевоспитанию, который был разработан на начальном этапе. Постепенно производится подмена понятий: отрицательные меняются на положительные. Перевоспитываемый проявляет активность и инициативу.
  • Переломный. Человек осознает, что он находится на правильном пути, и понимает, зачем был затеян процесс по перевоспитанию. Личность видит свои первые успехи, а положительные отзывы знакомых помогают ей штурмовать вершины дальше.
  • Завершающий. Полная переработка личных качеств. Замена происходит успешно, и человек уже не может представить, как раньше он мог поступать и делать что-то по-другому.

Методы

проблема перевоспитания

Как же происходит процесс изменения характера и подмены личных качеств? Какие методы перевоспитания используются?

  • Убеждение. Проще всего человека в чем-то убедить. Если здравомыслящей личности что-то рассказать и суметь аргументировать свою позицию, она сможет понять мысль, которую вы хотите донести. Но изменения личности таким методом будут постепенными. Человеку требуется сначала смириться с тем, что его старые убеждения – ложь.
  • Принуждение. Быстрый способ добиться изменений – это заставить человека меняться. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Поэтому такой метод работает не всегда и не со всеми.
  • Опора на положительные стороны личности. Всегда можно найти в человеке что-то положительное. Вот на эти хорошие качества и стоит делать ставку. Если у человека уже есть понятия о добре и зле, нужно на этой базе надстраивать другие убеждения.
  • Демонстрация авторитета. Человек всегда хочет быть похожим на того, кто ему нравится. Поэтому следует найти авторитета и убедить индивида, что ему присущи те черты, которых не хватает перевоспитываемому.
  • Одинаковое отношение ко всем перевоспитываемым. Если группа людей пытается измениться, воспитатель должен ко всем относиться одинаково. Он не должен выделять более способных членов и отдавать им свою благосклонность.
  • Задействовать не только разум, но и эмоции. Человек лучше усваивает информацию, когда переживает что-то. Просто понять порой бывает недостаточно.

Факторы, которые нужно учитывать

Процесс перевоспитания включает в себя следующие факторы:

  • Личные качества. Все люди разные, и это нужно понимать. Подход, который действует для одного человека, может не работать для другого. Следует опираться не на какую-то одну разработанную методику, а каждый раз подгонять методы воздействия под индивидуальность персоны.
  • Убеждение человека. Мировоззрение людей на чем-то базируется. Нужно выяснить, какая база есть у перевоспитываемого, и выращивать нужные черты и качества личности на ней. Возводить дом на готовом фундаменте будет намного проще, чем делать фундамент заново.
  • Знания педагога. Успешное перевоспитание зависит не только от перевоспитываемого, но и от воспитателя. Знания, опыт и навыки человека могут сыграть решающую роль. Человек с опытом подобной работы может сделать за месяц больше, чем начинающий специалист за год.
  • Скорость изменения. Так как все люди разные, то и темп перемен у каждого будет свой. Не стоит ждать чудес и думать, что взрослый человек сможет измениться за неделю.

Уровни воспитываемости

Эффективность процесса перевоспитания зависит от уровня педагогической запущенности подопечного.

  • Низкий. Не все люди поддаются изменениям. Уровень интеллектуального и морального развития у всех разный. Одному человеку можно что-то объяснить быстро, а другому на восприятие той же информации понадобится много времени. Также многое зависит от характера. Упертые личности могут отказаться меняться просто ради принципа.
  • Средний. Человек с низкой самооценкой быстрее согласится на перемены, чем уверенная в себе личность. Но как только восприятие себя поменяется, человек может затормозиться в развитии, так как на промежуточном этапе его уже будет все устраивать.
  • Высокий. Человек, которого не устраивает его жизнь, с удовольствием будет меняться. Личности, которым нечего терять, могут рисковать всем. Желание стать кем-то, начать жить с чистого листа будет мотивировать человека на достижение хороших результатов.

Проблемы

В процессе перевоспитания педагог может столкнуться с рядом проблем:

  • Недопонимание. Перевоспитываемому сложно понять, зачем нужно менять свою жизнь. Персону все устраивает, и она хочет, чтобы ее оставили в покое.
  • Нежелание меняться. Человек живет в обществе и всегда находится в социуме. Его взгляды и жизненные ценности формируются под воздействием окружающих. Изменение своего характера повлечет изменение круга общения, и не все индивиды согласны делать этот шаг.
  • Лень. Человек не хочет меняться и оправдывает свои действия занятостью или же усталостью. Лень – это проблема нашего поколения. Человек может хотеть перемен, но предпринимать какие-то шаги не стремится.
  • Депрессия. Угнетенное состояние – это не лучший спутник перемен. Перевоспитывать человека следует тогда, когда он будет к этому готов морально. Подавленная персона будет плохо внушаема, да и желание работать над собой будет отсутствовать.

Самовоспитание

Человек должен жить в гармонии с собой. Но порой личность понимает, что не дотягивает до своего идеала. Тогда на помощь приходит самовоспитание и перевоспитание. Проблему человек осознает и ищет пути ее решения. В этом могут помочь специальные книги, знакомые, всевозможные статьи в интернете. Но главное – это желание и мотивация. Если человек будет понимать, зачем ему нужно измениться, а главное, какую пользу он получит благодаря переменам, самовоспитание будет проходить легко, и не будет случаться срывов. Чтобы успешно преодолеть все преграды и закрепить результат, потребуется не один месяц, а минимум полгода. Именно за это время привычка успеет стать второй натурой.

Перевоспитание любимых

перевоспитание ребенка

Влюбленные не видят друг в друге недостатков. Но стоит им начать жить вместе, как розовые очки спадают, и вчерашний кумир становится врагом. Девушка не может смириться с тем, что парень не моет за собой посуду и не может аккуратно развешивать свою одежду, а мужчина не понимает, зачем его избранница тратит половину общего бюджета на вещи и косметику. Взаимные претензии могут натолкнуть влюбленных на мысль о перевоспитании личности, которая живет с ними под одной крышей. Кажется, что изменить человека будет легко. Но это не так. Взрослый сформировавшийся человек видит в себе недостатки, но меняться он не согласен. Для этого нужно прилагать много усилий и тратить драгоценное время, которое можно провести более приятным образом. Поэтому перевоспитание возлюбленных обычно ни к чему хорошему не приводит, и люди расстаются.

Работа с молодежью

перевоспитание трудных подростков

Детям нужно прививать правильные ценности. А что делать, если родители не справились с этой задачей? Учителям в школах и институтах следует самостоятельно заняться перевоспитанием трудных подростков. Конечно, это в первую очередь работа психолога, но с незнакомым человеком сложный ребенок не пойдет на контакт. Для него намного важнее мнение авторитета, например умного и любимого педагога. Перевоспитание подростков – дело сложное. Нужно им внушить общепринятые моральные нормы и сделать это так, чтобы ребенок не заметил подвоха. Работу нужно вести постепенно, и не следует оповещать подростка о той психологической паутине, которая его окружает. Перевоспитанием ребенка могут заняться родители. Но им это будет сделать сложно, если их мнение не является для подростка авторитетным.

Перевоспитание друзей

Могут ли сверстники направить своего ветряного товарища на путь истинный? Могут. Если ребенок из неблагополучной семьи попадает в общество, которое его не принимает, он всеми силами будет стараться поменяться и подстроиться под нормы среды своего окружения. В этом случае перевоспитание будет идти легко и быстро, так как человек будет иметь сильную внутреннюю мотивацию. Подобным образом можно перевоспитать взрослого человека. Если мужчина знакомится с умной и начитанной женщиной, он будет быстро меняться в лучшую сторону, чтобы привлечь объект своего обожания.

Как перевоспитать коллег?

Можно ли изменить привычки своих коллег? Сделать это будет сложно, а порой и невозможно. Если вам не нравится, что человек на офисной кухне не моет за собой тарелку, а всех остальных это устраивает, вы ничего сделать не сможете. Персона будет только посмеиваться над вашей любовью к чистоте. То же самое касается и внутренних убеждений. Перевоспитание осужденных вами коллег дается сложно. Трудно заставить необщительного человека стать приветливей. Взрослые люди привыкли вести себя определенным образом, и ваши жаркие словоизлияния не произведут никакого эффекта. Если человек обладает нормальной самооценкой, критика просто проскочит мимо его ушей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.