С момента основания исламской религии в странах, принявших мусульманство, началось создание арабо-мусульманского государства халифат.
Халифат разрастался в арабских странах стремительно, охватываемые территории были огромны, города - крупны, в них жили ремесленники и торговцы, функционировала внушительная армия. Для развития экономики нового государства нужно было производить немалое количество денег.
Первые десятилетия у нового государства не было своей валюты, в Халифате пользовались византийскими солидами и персидскими драхмами, которые мусульмане захватывали в войнах и брали в качестве налога у Византии и персидских сасанидов.
Халифату нужны деньги, много денег
Но старые деньги, которые были в обороте в странах халифата, постепенно утрачивали свою ценность, ведь на них были отчеканены христианские и зороастрийские символы. А халифат был мусульманским. Положение старых денежных единиц в новом государстве стало нелогичным.
Надо заметить, что в те времена еще не изобрели бумажные деньги, государства чеканили монеты из золота, серебра и меди.
Возникла необходимость в мусульманской валюте. Ею стал куфический дирхем.
Предпосылки возникновения дирхема
В те времена деньги были не только главным предметом товарооборота, но и орудием политической пропаганды, и своеобразным историческим документом. На золотых и серебряных монетах в обязательном порядке чеканили портреты действующих правителей.
Денежную реформу провел Абдул Малик ибн Марван, девятый халиф Дамасского халифата. Он был толковым правителем и довольно рисковым человеком. Абдул Малик сумел восстановить единство халифата, который чуть не начал приходить в упадок после кончины Язида ибн Муавия, второго халифа из династии Омейядов.
Не мудрствуя лукаво, Абдул Малик решил скопировать дизайн монет византийского солида с точно таким же весом.
Этот маневр был проведен для того, чтобы люди привыкали к новой валюте постепенно, к тому же деньги чеканили те же мастера, что изготавливали солиды, у них была набита рука под изготовление византийской монеты.
На монетах полностью отсутствовала христианская символика и был текст из Корана: «Во имя Аллаха, нет Божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его». Также был отчеканен мусульманский символ — колонна с шаром наверху. Поначалу эту монету называли «динар».
История о монетной войне
Когда Абдул Малик вступил на престол, перед ним возникла задача устранить самозванца Абдуллу ибн-аз Зубайра, который претендовал на пост халифа и был опасным и агрессивным воителем. Для этого Абдул Малик попросил помощи у византийского императора Юстиниана 2. Что уже само по себе было унизительным и доставило халифу немало моральных мук.
Юстиниан согласился, но назначил цену: 1 000 золотых солидов в день. На монетах непременно должны быть изображения.
Условие Юстиниана было хитрым, он надеялся, что сходство монет позволит ему избежать трат на чеканку денег у себя в империи. Одним словом, он решил оптимизировать расходы на изготовление валюты.
Абдул Малик отдал положенную сумму, но в динарах. Характер императора Византии был очень взрывным и непредсказуемым. Естественно, Юстиниана возмутил этот демарш, ведь он считал, что халифат — это временно, а молодая религия ислам тогда считалась еретической. Когда эти еретики принесли свои деньги, император отказался их принимать.
Абдул Малик именно этого и добивался: он-то свое обязательство выполнил и заплатил, а то, что византийцы не захотели принимать долг, это были уже не его проблемы, как говорится.
Юстиниан решил отомстить, но мстить надо было хитрым способом: де-юре Абдул Малик был прав, ведь он пытался выплатить дань, а де-факто, это был просто хитрый маневр по невозвращению долга. Теперь очередь хитрить была за византийским императором.
Вообще, факт, что в халифате осмелились чеканить свои деньги, намекал императору - халиф претендует на автономность и самостоятельность. Этого Византии не хотелось, ведь земли, на которых расположился халифат, принадлежат ей.
И он приказал отчеканить солиды с изображением Христа Пантократора и надписью: «Иисус Христос, Царь царей, Господь господ». На обратной стороне монеты был портрет самого Юстиниана 2 и надпись: «Победа императора».
Надо заметить, что имя халифа означало «Раб Царя». То есть, на монетах было написано фактически оскорбление: «Я — Юстиниан, царь, а ты — Абдул, мой раб»
Халиф не обиделся, потому что у мусульман самый главный царь — Аллах, а быть его рабом не только не стыдно, но и почетно.
Однако намек был воспринят с пониманием и требовал адекватного ответа.
Победитель бескровной войны
Поэтому халиф приказал отчеканить еще один динар с изображением себя с мечом в руке и с цитатой из Корана. На обратной стороне колонна с шаром и надпись: «Во имя Аллаха этот динар отчеканили в 74 году».
В ответ Юстиниан приказал отчеканить новую монету, которая в точности напоминала монету халифа, но на ней присутствовали христианские символы: ступени на Голгофу с одной стороны и портрет Абдула Малика, но без меча и с крестом за спиной.
Халифу это все надоело, и он приказал отчеканить монету вообще без изображений, на ней были только цитаты из Корана, написанные куфическим письмом — специальным каллиграфическим стилем, которое использовали для написания Корана.
Византия больше не могла изображать христианскую символику на монетах без изображений, и Халифат одержал победу в этой монетной войне.
Позже у монеты появилось название «куфический дирхем». У этой валюты менялся шрифт, некоторые элементы декора и изображения.
Подражание куфическому дирхему на Руси
До конца первого тысячелетия валюта халифата активно использовалась на Руси. Это произошло благодаря международным контактам киевского двора с Византией, Хорезмом и Западной Европой, где куфический дирхем был привычной легальной валютой.
Так как Русь тоже расширяла свои территории, дирхем был уже не в состоянии удовлетворить нужды населения в деньгах — их просто катастрофически не хватало. Княгиня Ольга приняла решение о переходе с куфического дирхема на собственную валюту.
Переход на русскую монету тоже выполнялся постепенно: на аверсе был изображен охотничий сокол и крест. На реверсе - куфические письмена.
Во время правления Владимира Святославовича стали чеканить не только золотые монеты, но и серебряные.
На аверсе сребреников изображали портрет самого князя Владимира, а на реверсе — лик Иисуса Христа, это была прямая отсылка к византийскому солиду.
Об истории развития средневековой нумизматики подробно написано в книге Гоглова «О северянских подражаниях куфическим дирхемам».
Дирхемы в современной нумизматике
Средневековые дирхемы хорошо сохранились и дошли до наших дней, их часто находят кладоискатели. К примеру, в 1972 году на Наре было совершенно случайно откопано 227 куфических дирхемов саманидов.
Находят клады в Москве и Подмосковье, на Оке и в близлежащих бассейнах, недалеко от Зарайска, в Калининградской области, Самарканде, многих других областях Восточной Европы, где использовалась эта валюта.
Ценность и стоимость куфических дирхемов на рынке нумизматов не очень высока, иногда можно купить оригинальный дирхем даже за 1 000 рублей.
Поэтому намного интереснее их не покупать, а искать самостоятельно. Поиск клада всегда был увлекательным приключением. Главное — помнить: не бывает куфических дирхемов без надписей.