Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751, программа развития до 2025 г., цели, задачи, способы их достижение и результаты

Важное место в законодательной системе занимает Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Этот документ является основой политико-правового регулирования всех элементов образования в нашей стране.

Разработка документа

Группа студентов

Национальная доктрина развития российского образования создана как декларативный правовой акт, оказывающий положительное влияние не только на саму систему обучения, но и на развитие страны в целом.

Проект документа разрабатывался с 1998 года. Национальная доктрина образования в Российской Федерации создавалась группой специалистов из разных сфер: представителей Комитета по образованию и науке в Государственной Думе, Комитета по образовательным и экологическим вопросам в Совете Федерации, Министерства образования и Российской образовательной академии.

Проект окончательно был одобрен в январе 2000 года Всероссийским съездом работников сферы образования. Национальная доктрина развития образования в РФ была признана документом, позволяющим реализовать следующие требования:

  • определить четкую государственную политику в сфере будущего формирования нации;
  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал общества;
  • дать возможность образованию принимать активное и эффективное участие в восстановлении статуса великой страны для России.

На основании указанных требований окончательно была опубликована Национальная доктрина образования РФ до 2025 года № 751 от четвертого октября 2000 года.

Сущность документа

Национальная доктрина образования до 2025 года является основополагающим государственным документом, который устанавливает приоритет такой сферы общественной деятельности как образование. Этот нормативный акт определяет политику государства, направления и стратегию развития.

Доктрина образования до 2025 года устанавливает цели обучения и воспитания, а также их пути достижения с помощью разработки подпрограмм в политике государства и постановки прогнозируемых результатов.

Целями программы следующие:

  • обеспечение высокого уровня качества жизни населения, создание базы для развития стабильного уровня национальной безопасности, духовного и социально-экономического развития страны;
  • провозглашение и укрепление принципов правового демократического государства, в котором будет проживать гражданское общество;
  • обеспечение активно развивающейся экономики рыночного типа квалифицированными кадрами, которые будут принимать активное участие в интеграции экономики на мировом уровне, создавая высокую конкурентоспособность страны и инвестиционную привлекательность;
  • восстановления российского статуса «великая держава» в искусстве, культуре, науке, экономике и высоких технологиях.

Доктрина образования в Российской Федерации отражает различные интересы многонационального гражданского общества, способствует созданию условий для повсеместного получения образования населением, позволяет обеспечить равенство правовых позиций всех граждан на практике и дать возможность каждому человеку повышать уровень образования на протяжении жизни.

Рассматриваемый документ определяет образование как приоритетную сферу формирования и накопления умений и знаний. Национальная доктрина образования в Российской Федерации способствует созданию благоприятных обстоятельств для обнаружения и развития способностей творческого направления российских граждан, воспитания в них принципов нравственного типа и трудолюбия. Также документ устанавливает образование как сферу трудовой деятельности населения и как тип долгосрочных прибыльных инвестиций и эффективного денежного вложения.

Доктрина фиксирует новые функциональные условия образования и ответственность всех сторон процесса (общества, государства, работодателей и семей) за качество общего или профессионального видов образования и воспитания в отношении детей. Также она определяет ведущие направления улучшения законодательных норм в образовательной области и основные положения разрабатываемых на основе Доктрины развивающих программ обучения.

Согласно Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, издание правовых актов, которые содержат противоречащие этому документу положения, запрещено. Указанный акт отражает государственную волю взять ответственность за развитие российского образования в настоящем и будущем, так как оно является базой для духовного и социально-экономического развития страны.

Базовые цели образования

Дети в школе

Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает цели образовательной системы в стране:

  1. Историческая преемственность разных поколений, сбережение, передача и развитие культуры национального масштаба, воспитание уважительного отношения к культурному и историческому наследию населения страны.
  2. Воспитание патриотизма в российских гражданах; развитие правильной правовой и демократической позиции, а также хорошо социализирующихся в обществе людей, которые будут уважать свободы, интересы и права личности, иметь высокую нравственность, религиозную и национальную терпимость, уважать языки, традиции и культуру других национальностей и народов.
  3. Формирование правильной мировой культуры и отношений между людьми, по доктрине образования.
  4. Своевременное и разностороннее развитие молодежи и детей, их самообразовательных способностей, навыков творчества и самореализации.
  5. Формирование понимания общей картины мира и мировоззрения научного характера, а также развитие межэтнической культуры отношений.
  6. Развитие мотивации трудового характера у людей разных возрастов, выработка активной профессиональной и жизненной позиции, обучение базовым принципам и навыкам построения карьеры и выработки правильного поведения на трудовом рынке.
  7. Организация процесса обучения с применением современных научных достижений, периодическое обновление образовательных аспектов в соответствии с изменения в культурной, экономической, научной, технической и технологической сферах.
  8. Реализация непрерывного образования на протяжении всего жизненного цикла человека.
  9. Выработка многообразных видов и типов учреждений образования, выработка многовариантных типов программ, которые будут обеспечивать индивидуализацию и личностное ориентирование процесса воспитания и обучения.
  10. Развитие преемственности степеней и уровней образования.
  11. Разработка программ, которые реализуют информационные образовательные технологии и позволят развивать открытое образование.
  12. Разработка методов создания академической мобильности обучающихся.
  13. Развитие российских традиций при работе с детьми, подростками и молодежью, обладающими особыми умственными навыками, а также вовлечение работников педагогической сферы в научную деятельность.
  14. Подготовка высокообразованных граждан (будущих специалистов), которые будут готовы расти в профессиональной сфере, проявлять мобильность в условиях информационного развития общества и появления научных технологий.
  15. Воспитание принципов спортивного развития у детей и молодежи и здорового образа жизни.
  16. Выработка противодействия негативным процессам, происходящим в социуме.
  17. Воспитание бережного отношения граждан к природе, развитие экологической толерантности.

Основные государственные задачи образования

Школьный учитель

Национальная доктрина образования до 2025 года провозглашает государство лицом, ответственным за образование и его институты, и закрепляет следующие образовательные задачи:

  • реализацию закрепленного в Конституции права на получение высококачественного образования в форме бесплатной услуги всеми слоями и территориальными группа населения страны, а также предоставление равных возможностей для этого всем гражданам;
  • сохранение и улучшение единого пространства российского образования;
  • участие государственных органов власти в обеспечении работы образовательных муниципальных учреждений;
  • формирование в сознании членов общества правильного отношения к образованию, провозглашая его высшей ценностью граждан, общества и в целом государства, расширение общественного участия в управлении образовательной сферой;
  • участие образовательных профессиональных сообществ в создании политики в сфере обучения на региональном и федеральном уровнях;
  • светскую направленность образования;
  • создание условий для ответственного и полноценного воспитания и обучения детей в семьях и учреждениях образования всех видов, типов и форм;
  • всестороннюю заботу о сохранности здоровья и жизни обучающихся, их физическом развитии и воспитании;
  • создание условий для получения каждым гражданином общего основного образования с одновременной выработкой мер ответственности со стороны государственных органов власти, местных органов самоуправления, родителей и иных законных представителей за нарушение прав конституционного характера в сфере обучения;
  • ликвидацию беспризорности несовершеннолетних и предотвращение совершения преступлений со стороны представителей молодежи;
  • воспитание в несовершеннолетних высокой степени нравственности, уважения к законодательным нормам;
  • создание условий социально-экономического характера для развития образовательной системы как приоритетного направления развития страны;
  • осуществление беспрепятственного контроля над системой обучения и деятельностью образовательных учреждений;
  • финансирование учреждения образовательного направления на основании законодательного закрепления;
  • стимулирование вливаний и инвестиций из негосударственных источников в образовательную систему, включая предоставление на основании законодательных норм налоговых льгот для физических и юридических лиц, которые принимают финансовое участие в процессе и развитии системы обучения;
  • привлечение специалистов, работодателей и заказчиков к оформлению с учебными учреждениями социального партнерства, организация обучения различным профессиям, исходя из потребностей рынка;
  • предоставление доступа обучающимся и преподавателям в каждом учреждении образования к программам, сетям, технологиям и базам информационно-дидактического характера, а также к, методической, научной и учебной литературе;
  • предоставление на безвозмездной основе учебников для детей общеобразовательных школ и студентов учреждений профессионального начального образования из групп населения, признанных социально уязвимыми;
  • выбор видов и направлений обучения в свободной форме, учитывая потребности и возможности граждан, ситуации на рынке образовательных и трудовых услуг;
  • высокую занятость населения трудоспособного типа, включая молодежь;
  • единое пространство развития и функционирования правовой основы учреждений образования разных форм и типов собственности;
  • закрепление на законодательном уровне сфер имущественной, административной и материальной ответственности собственников учреждений образования;
  • повышение степени ответственности юридических лиц-работодателей за исполнением норм трудового права, включая полную и своевременную оплату работы, соблюдение социальных прав и гарантий работников сферы образования и их учащихся;
  • гармонизацию этнокультурных и национальных отношений;
  • поддержка и сохранение национально-культурной и этнической самобытности российских народов, их культуры и традиций;
  • сохранение культур и языков всем многонациональных народов России;
  • развитие образовательной сферы в отношении малочисленных коренных народов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере;
  • развитие и сохранение значимости родного языка как главного фактора объединения многонационального государства;
  • предоставление качественного образование в школах городского или сельского типов, включая развитие материально-технической базы, использование современных цифровых технологий в обучении, сохранение дополнительных гарантий социального типа в отношении педагогов и учащихся из сельской местности;
  • государственную поддержку обучающих учреждений любой формы собственности, которая будет обеспечивать реализацию политики государства в образовательной области;
  • создание условий правового характера для получения знаний, финансируемых из бюджетных средств или средств семей обучающихся, организаций или предприятий муниципального образования;
  • создание условий правового типа для предоставления рассрочек и иных типов кредитов на образование обучающимся и студентам, семьи которых признаны малообеспеченными;
  • создание и претворение в жизнь условий к получению образования общего и профессионального типа сиротами, детьми-инвалидами и малообеспеченными;
  • развитие учебных заведений высшего уровня в качестве образовательных, научных, культурных и технологических центров;
  • интеграцию производства, науки и образования с процессом образования, соединения работы соответствующих центров с производством;
  • повышение уровня образования профессионально-ориентированного населения, реализация мер по оказанию поддержки в выборе будущей профессии, формы и направления образования, мотивации на труд, становление карьеры на профессиональном уровне;
  • создание необходимых условий для подготовки или переподготовки трудящегося и безработного населения на профессиональном уровне;
  • поддержку разных форм и типов самоорганизации учащихся в качестве неотъемлемой части всей образовательной системы и формирования правовой гражданской молодежной культуры;
  • привлечение средств массовой информации к реализации и пропаганде задач и целей обучения, установленных научной доктриной и модернизации образования;
  • создание программ образовательного типа на радио и телевидении в размере пятнадцати процентов от общего времени вещания каналов;
  • интеграцию системы российского образования в учебное пространство мирового масштаба с применением отечественных традиций и опыта;
  • выход на рынки услуг образования, активное участие учебных учреждений и их работников в деятельности международных сообществ и организаций.

Планируемые результаты реализации доктрины современного образования

Преподаватель университета

При разработке указанной программы государство прогнозировала следующие результаты:

  • индивидуализацию процесса обучения с помощью создания разнообразных форм и видов учреждений и программ образования, которые будут учитывать способности и интересы каждой личности;
  • создание образовательной системы демократического типа, которая будет гарантировать создание необходимых условий для получения качественного полноценного образования на каждом уровне;
  • повышение уровня образования до конкурентоспособного по параметрам содержания и качества.

Улучшение доступности образования

Дети в столовой

Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает, что российскому гражданину, вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, места жительства, происхождения, религиозных мнений, убеждений, общественной и политической позиции, возраста, здоровья, должностного, имущественного или социального положения, принадлежат следующие права в сфере обучения:

  1. Получение бесплатного и общедоступного дошкольного типа образования.
  2. Получение бесплатного обязательного общего основного образования.
  3. Получение знаний и умений посредством посещений занятий в рамках бесплатного и общедоступного среднего общего образования с правом выбора учебных профилей.
  4. Получение бесплатного и общедоступного профессионального образования начального уровня.
  5. Получение на основе прохождения конкурса бесплатного среднего профессионального и высшего образования.
  6. Получение образования послевузовского типа на основе конкурса в докторантуре и аспирантуре.
  7. Получение дополнительного образования в виде финансовой адресной поддержки малообеспеченных детей.
  8. Получение знаний и умений лицами с ограниченными возможностями по здоровью.

Условия для педагогов и оплата их труда

Национальная доктрина развития образования определяет необходимость обеспечения педагогам нормальных условий труда и достойной оплаты. Обязанности государства заключаются в следующем:

  • наполнении дошкольных и общеобразовательных учреждений воспитателями и учителями, имеющими высшее педагогическое образование;
  • создании условий для творческого и личностного роста, повышения уровня квалификации, прохождения переподготовки педагогических работников на всех уровнях;
  • привлечении в образовательную систему специалистов, наделенных талантами и особыми умениями, которые способны осуществлять процесс обучения на высшем уровне, вести исследования на научном уровне, осваивать информационные технологии и системы, воспитывать у детей и молодежи нравственность и духовность, а также готовить к будущей трудовой деятельности высокообразованных специалистов;
  • наложении ответственности за правильное обучение и воспитание молодежи и детей на работников педагогической и научной сфер;
  • создании условий для обучения и трудоустройства в заведениях высшего уровня кандидатов и докторов наук для расширения научных прикладных и фундаментальных исследований и повышения уровня научного обучения и аспирантов и студентов;
  • создании условий для повышения статуса и престижа работников образовательной сферы и преподавателей.

Доктрина развития образования РФ определяет, что, помимо предоставления работникам образовательной сферы рабочих мест, им необходимо обеспечивать достойный уровень заработной платы. Указанный документ устанавливает опережающий темп ее роста. Доктрина развития образования определяет, что повышение уровня доходов педагогических работников будет осуществляться за счет роста части расходов образовательного типа в бюджете государства.

Обеспечение пенсионного содержания педагогических работников

книжные полки

Сотрудникам сферы обучения, согласно положениям доктрины российского образования наряду с повышением уровня заработной платы, будет гарантировано достойное пенсионное обеспечение путем создания пенсионной отраслевой системы.

Первоначальный этап планируемых изменений – обеспечение повышенных возрастных пенсий для тех, кто входит в профессорско-преподавательский состав или относится к сфере научной деятельности.

Доктрина об образовании человека также устанавливает работникам педагогической сферы, которые имеют стаж в качестве учителей, воспитателей или преподавателей более двадцати пяти лет, пенсию по выслуге лет или альтернативные компенсации в виде предоставления права получить надбавку за трудовой стаж в случае продолжения деятельности по обучению.

Социальные гарантии обучающимся, воспитанникам, студентам и аспирантам

Правовые положения доктрины образования РФ определяют гарантии и некоторые виды помощи для детей и молодежи. К ним относятся:

  • предоставление в адресном порядке социальных и академических стипендий, а также пособий школьникам и студентам из семей, имеющих статус малообеспеченных или относящихся к другим социально незащищенным группам;
  • защита здоровья и жизни обучающихся, их физическое развитие и воспитание;
  • оказание содействия в трудоустройстве выпускников различных учреждений, аспирантов и студентов.

Финансирование образовательной системы

Современное образование

Согласно положениям доктрины образования, расходы на сферу обучения по большей части ложатся на федеральный и региональный бюджет, а также на внебюджетные источники. Повышение расходов на образование устанавливается планомерно, в три этапа:

  1. 2001 год – использование целевых средств на развитие сферы обучения, включая информатизацию учреждений образования.
  2. До 2010 года – обеспечение темпов роста количества используемых средств из бюджета в равной степени с ростом ВВП. Также планируется привлекать семейные финансовые средства и вливания предприятий.
  3. До 2025 года – увеличение вложения денежных средств в образовательную систему из различных источников внебюджетного типа.

Финансирование обучения согласно национальной доктрине развития российского образования должно осуществляться в размерах, позволяющих претворить в жизнь планы, составленные в рамках указанной программы.

Образование, как одно из важнейших направлений жизни общества, должно развиваться планомерно, в соответствии с законодательными и технологическими изменениями в мире. Реализуя установленные Доктриной цели, государство сможет выйти из кризиса и обеспечить настоящим и будущим поколениям достойное качество жизни и хороший уровень образования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.