Теория деятельности: основные положения и ключевые идеи

Теория деятельности, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов в 1920-1930-х годах, является одной из фундаментальных концепций советской психологической школы. Она базируется на идеях Л.С. Выготского о ведущей роли социальных факторов в психическом развитии человека и опирается на диалектический материализм К. Маркса в трактовке сознания и деятельности.

Исторические предпосылки формирования теории

По словам А.Н. Леонтьева, разработка представлений о деятельности как таковой в философии началась примерно 350 лет назад. Определенную традицию в этой области заложил еще Аристотель. В дальнейшем понятие деятельности получило развитие в трудах немецких классических философов - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Но по-настоящему центральной категорией деятельность становится в марксистской философии, где она используется для анализа исторического развития человеческого общества.

В отечественной психологии интерес к феномену деятельности возникает в 1920-е годы. Его истоки связаны с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, утверждавшего, что высшие психические функции формируются в процессе овладения знаковыми системами в социальном взаимодействии.

Вклад С.Л. Рубинштейна в теорию деятельности

Основатель деятельностного подхода в отечественной психологии С.Л. Рубинштейн в 1930-е годы начинает формулировать главный принцип этого направления:

единство сознания и деятельности. Психика и сознание рассматриваются им как формирующиеся и проявляющиеся в деятельности. Деятельность же определяется Рубинштейном как совокупность действий, направленных на достижение целей.

Ключевое положение теории деятельности заключается в том, что внешняя предметная деятельность и внутренние психические процессы образуют не разрывное, а органическое единство. Психика не просто отражает действительность, но активно ее преобразует.

Развитие А.Н. Леонтьевым положений теории деятельности

Ученик Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев продолжает разработку деятельностного подхода, уточняя ряд положений С.Л. Рубинштейна. Он пишет:

Сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.

Леонтьев выделяет три уровня строения деятельности:

  1. Уровень психофизиологических функций.
  2. Уровень действий.
  3. Уровень собственно деятельности как системы.

При этом деятельность рассматривается ученым как:

внутренняя и внешняя активность, порожденная потребностями и направленная на преобразование действительности.

В отличие от простой активности, деятельность обладает осознанностью и целенаправленностью.

Предмет деятельности То, на что направлена деятельность
Побудители деятельности Потребности и мотивы

Теория деятельности является одним из центральных понятий концепции А.Н. Леонтьева. Ученый анализирует разные виды деятельности, выделяет ее структурные элементы, раскрывает процессы интериоризации и экстериоризации, лежащие в основе перехода внешней предметной деятельности во внутренний мыслительный план.

Теория деятельности Леонтьева оказала значительное влияние на развитие таких областей психологии как психология личности, педагогическая психология, психология развития.

Дискуссия у доски с иллюстрациями мелом

Структурные компоненты деятельности

Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность как системное образование включает в себя следующие структурные элементы:

  • Деятельность определяется мотивом.
  • Действие направлено на достижение конкретной цели.
  • Операция - это способ осуществления действия, зависящий от условий ситуации.

Между действиями и операциями существует подвижная граница. Операции могут автоматизироваться и переходить на уровень бессознательного выполнения. И наоборот, осознаваемое ранее автоматически действие может превратиться в отдельную операцию.

"Теория деятельности" о сознании и личности

В теории деятельности понятие сознания тесно связано с практической деятельностью человека. По словам А.Н. Леонтьева, сознание "не замкнуто в себе, а раскрывается" в деятельности. Оно не может быть непосредственно дано для самонаблюдения, а постигается через анализ деятельности и системы действий субъекта.

Личность также рассматривается Леонтьевым как порождение реальных отношений индивида и общественно-исторической практики. Ее структура и содержание определяются характером деятельности.

Понятие ведущей деятельности

В концепции А.Н. Леонтьева особая роль отводится ведущей деятельности, которая является определяющей для психического развития ребенка на каждом этапе онтогенеза. Так, в дошкольном возрасте такой деятельностью выступает ролевая игра. В ней формируются воображение, произвольность поведения, усваиваются социальные нормы.

Понятие ведущей деятельности позволяет раскрыть движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе. Переход от одной ведущей деятельности к другой сопровождается важнейшими изменениями в психике ребенка.

Принцип единства внешней и внутренней деятельности

Теория деятельности утверждает неразрывное единство внешней практической и внутренней психической деятельности человека. Преобразование внешних предметных действий в идеальный план осуществляется благодаря механизмам интериоризации и экстериоризации.

Переход внешнего во внутреннее происходит через ряд этапов: сначала действие совершается во внешнем плане, затем оно интериоризуется, превращаясь в умственное действие и совершаясь в плане значений. В ходе экстериоризации внутренняя деятельность вновь развертывается в материальные преобразующие действия.

Значение теории деятельности для современной психологии

Несмотря на критику ряда положений, теория деятельности до сих пор оказывает большое влияние на различные направления психологической науки. Она лежит в основе понимания психического развития человека в онтогенезе, изучения личности, мышления, сознания.

Теория деятельности позволила преодолеть ограниченность бихевиористского подхода, с его пассивным реагированием на стимулы, и раскрыть активную природу психики. В настоящее время этот подход активно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом.

Деятельностный подход в педагогической психологии

Идеи теории деятельности широко используются в педагогической психологии. Они лежат в основе понимания процесса учения как ведущей деятельности ребенка в определенные периоды развития.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что обучение всегда происходит в контексте какой-либо ведущей деятельности. Например, дошкольники начинают учиться в процессе игры. Младшие школьники учатся на базе учебной деятельности. При этом усвоенные знания и умения выступают как средство осуществления этой деятельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий

В рамках деятельностного подхода П.Я. Гальперин разработал оригинальную концепцию поэтапного формирования умственных действий. Она базируется на идее внутреннего усвоения внешней предметной деятельности путем последовательного перевода действия из материального плана в идеальный.

Большое внимание в теории Гальперина уделяется ориентировочной основе действия. Поэтапное формирование полных, развернутых ориентиров позволяет перевести действие во внутренний план и автоматизировать его.

теория деятельности

Исследование интериоризации и интерпсихических действий

Процесс перехода внешней деятельности во внутренний план, описанный в теории А.Н. Леонтьева, получил дополнительную разработку в исследованиях коммуникативного и кооперативного взаимодействия.

Было показано, что на первых этапах освоения детьми новых действий они носят развернутый предметный или вербальный характер. Затем в процессе взаимодействия сокращаются, автоматизируются и интериоризируются, превращаясь во внутренние операции.

Применение идей теории деятельности в практической психологии

Положения теории деятельности активно используются в практической психологии. Особенно перспективно применение деятельностного подхода в психологическом консультировании и психотерапии.

Анализ ведущих мотивов, актуальных потребностей, целей и смыслов позволяет глубже понять внутренний мир клиента. Выявление нарушений в структуре деятельности открывает пути эффективной психокоррекции.

Динамика мотивационной сферы в деятельности

Согласно теории А.Н. Леонтьева, деятельность человека всегда полимотивирована. В ее динамике ученый выделял два процесса:

  1. Сдвиг мотива на цель.
  2. Переход предметного действия в операцию.

Первый процесс связан с тем, что изначально деятельность побуждается актуальным мотивом. Но по мере продвижения к цели на первый план может выходить сама цель, а первоначальный мотив отступать на второй план.

Второй процесс характеризуется автоматизацией действия и его переходом на бессознательно-операционный уровень регуляции. Это позволяет освободить сознание для решения новых задач.

Методика анализа структуры деятельности

Для изучения строения конкретной деятельности исследователями разработана специальная методика ее анализа. Она включает выявление следующих компонентов:

  • Предмет деятельности.
  • Цели и задачи.
  • Средства и операции.
  • Продукты деятельности.
  • Условия осуществления.

Данный анализ позволяет комплексно оценить характер изучаемой деятельности и спроектировать ее оптимальную организацию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.