Государственный контроль

 

Государственный контроль как система в современном мире приобретает большое практическое и теоретическое значение. Эта система, охватывавшая сферу политической, финансовой, производственной и социальной жизни, за последнее время претерпела немало изменений. Так, после ликвидации института народного контроля возросла роль аудиторского надзора. Кроме того, вводились нормы как либерализации, так и ужесточения оценки предпринимательской и общественной деятельности.

Разными специалистами понятие "государственный контроль" трактуется по-разному. Одни ученые определяют его как самостоятельный вид работ, суть которого заключена в наблюдении за тем, чтобы деятельность объекта соответствовала предписаниям, которые были получены от должностного лица либо управляющего органа.

По мнению других, государственный контроль являет собой правовую процедуру. Она ориентирована на определение вероятных составов правонарушений. Состоит эта процедура из нескольких стадий. Так, государственный контроль включает в себя этап, на котором контролирующий орган получает необходимую информацию, этап правовой квалификации и принятия решения о назначении каких-либо принудительных мер в отношении подконтрольного субъекта.

Однако предпочтение отдается мнению, согласно которого это отдельная форма власти. Как таковая надзирательная деятельность в той или другой степени присуща практически каждому органу власти, но при этом не является основной.

Государственный контроль и его виды

В соответствии с содержанием и объемом указанная деятельность подразделяется на общую и специальную. Общий контроль осуществляется на всех направлениях деятельности объекта, специальный же охватывает какое-либо определенное направление или конкретный вопрос (экологический, таможенный, финансовый, санитарный и прочие).

В соответствии с направленностью и организационно-правовыми нормами существуют следующие виды государственного контроля: внутренний (производится в рамках системы контролирующего органа) и внешний (осуществляется относительно объектов, не подчиненных непосредственно органу контроля).

С учетом стадии осуществления надзорная деятельность может являться последующей, текущей и предварительной.

В соответствии с временным режимом контроль может являться периодическим (временным) и систематическим (постоянным).

С учетом субъекта разделяют надзорную деятельность Президента, органов законодательной (представительной) или исполнительной власти. Президентский контроль может осуществляться опосредованно и непосредственно. Первый производится Администрацией Президента (полномочными представителями федеральных округов, Контрольным управлением, Главным государственно-правовым управлением).

В сфере госуправления надзорная деятельность осуществляется Советом Федераций, Государственной Думой, Счетной палатой, а также органами законодательной (представительной) власти.

Общий контроль, который производят исполнительные органы, включает в себя надзор за соблюдением и исполнением Конституции, Указов Президента, федеральных законов, распоряжений и постановлений, принятых Правительством, нормативно-правовых актов, разработанных исполнительными федеральными органами. Кроме того, в процедуру входит консолидация, заслушивание отчетов и докладов полномочных представителей, объединение подведомственных органов в соответствии с направлением деятельности.

Межотраслевой контроль проводится для обеспечения решения комплексных вопросов, которые относятся к определенным отраслям управления.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.