Что такое эффект ореола

Почему человек склонен вешать ярлыки на окружающих людей? Этому явлению есть научное объяснение - эффект ореола. Благоприятная почва для появления данного эффекта возникает тогда, когда вы узнали человека поверхностно либо до знакомства знали о его репутации в обществе - положительной или негативной.

эффект ореола
Эффект ореола - это особая склонность, имеющаяся практически у каждого человека, оценивать поведение других людей на основании первоначального впечатления.

Чтобы понять данное явление, приведем пример. Недавно у вас появился новый коллега, который в скором времени эффективно решил какую-либо вашу проблему. Более того, в общении он оказался дружелюбным и приятным человеком. Вы решаете, что это "хороший человек", на которого можно положиться в трудную минуту. Но через некоторое время вы узнаете, что он устроил драку в приличном общественном заведении. Первая мысль, которая у вас возникнет, будет примерно такой: "Не может быть! Это сплетни, я его знал, это замечательный человек!". Таким образом, создается положительный эффект ореола. Пример можно привести не один.

Эффект ореола бывает и отрицательным, и положительным. Он появляется в отношении знакомых, публичных лиц, политиков, звезд эстрады, а также в отношении известных брендов. Допустим, если однажды вам понравился продукт какой-либо компании, то в дальнейшем вы можете начать считать и другие ее товары хорошими. Хотя, возможно, это не совсем так. В результате вы верите повешенному ярлыку, так как времени разбираться в этом просто нет.

эффект ореола это


С потрясающим успехом эффект ореола используют мошенники. Можно привести пример из классической литературы. В комедии Гоголя "Ревизор" чиновники познакомились с Хлестаковым, с самого начала думая, что он ревизор. Чрезмерная уверенность в этом долгое время закрывала им глаза на то, что Хлестаков совсем не разбирается в своей профессии, не выполняет свои обязанности, да и на ревизора ничем не похож.

В каких условиях возникает эффект ореола?

1. Нехватка времени. У вас нет достаточного количества времени, чтобы хорошо познакомиться с человеком, внимательно проанализировать его поведение и составить мнение о нем, как о личности.

2. Чрезмерное количество информации тоже может стать причиной возникновения данного эффекта. Вы перегружены информацией о разных людях настолько, что у вас нет возможности детально проанализировать поведение каждого человека.

3. Стереотип восприятия, который развился на основе мнения общества о какой-либо группе людей, к которой принадлежит данный человек. Примером могут быть разные субкультуры: человек, исповедующий панк-культуру и пришедший на собеседование в своей привычной одежде, вполне возможно будет отрицательно воспринят отделом кадров.

эффект ореола пример
4. Неординарность личности. Иногда самая яркая черта того или иного человека бросается в глаза обществу и отодвигает на задний план его другие качества. Психологи в ходе своих исследований сделали вывод, что такой чертой в большинстве случаев является внешность человека.

Эффект ореола можно наблюдать в поведении абсолютно всех людей, так как он является результатом врожденного субъективизма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.