Метро Парижа: как пользоваться, билеты, схема и интересные факты

Парижское метро (парижский метрополитен) – одна из старейших в мире сетей подземного железнодорожного транспорта. Слова «метро» и «метрополитен» также имеют французское происхождение. Сеть метрополитена охватывает как сам Париж, так и его ближние пригороды. Для французской подземки характерен ряд особенностей, которые будут рассмотрены в этой статье.

Метро Парижа

Сеть подземных электричек

При парижском метро находится сеть парижских пригородных электричек с аббревиатурой RER, линии которой выходят на поверхность уже за пределами города. Эту сеть можно рассматривать как часть парижского метро, так как обе сети функционируют как единое целое.

История метрополитена

История Парижского метро насчитывает более 100 лет. Оно было открыто в июле 1900 года. Большая часть станций была построена к 1920 году. Их дизайнерским оформлением занимался дизайнер Эктор Гимар. При прокладке подземных линий строители старались обходить подвалы и погреба, находящиеся под домами. Поэтому метро делали строго по улицам. Так как ширина улиц не везде была достаточной, это отразилось на неровностях платформ и смещении их относительно друг друга на некоторых станциях.

История метро

В период Первой мировой войны метро переживало не лучшие времена. Резко уменьшилось количество обслуживающего персонала. Для работы в метрополитене стали привлекать больше женщин, поскольку многие мужчины ушли на фронт. Из-за недостатка электричества некоторые поезда не имели освещения и пассажиры ехали в полной темноте, что являлось причиной многочисленных жалоб.

Во время бомбежек люди пытались укрыться на станциях метро, что приводило к давкам и человеческим жертвам. Из-за этого даже пришлось заменить двери, так чтобы они открывались в обе стороны. Однако строительство линий продолжалось, хотя и не так быстро, как прежде.

В самом начале Второй мировой войны потребность в подземном транспорте уменьшилась. Большая часть станций на время была закрыта, причем некоторые так и не открылись, превратившись в станции-призраки. Однако после 1940 года нагрузка на метро резко выросла, и оно стало перевозить свыше 1 млрд человек в год. Метро стало основным видом транспорта в городе. Это объяснялось резким удорожанием бензина и закрытием движения трамваев еще в 1937 году. Поезда метрополитена в период войны были постоянно перегружены пассажирами.

Часть станций были частично разрушены бомбардировками. Глубоко залегающие станции использовались в качестве бомбоубежищ.

Невзирая на сложную обстановку, линии метро продолжали достраивать, сдавая в эксплуатацию все новые участки.

Особенности парижского метрополитена

Парижский метрополитен – это густая разветвленная сеть подземных линий метро с большим количеством станций. В центре города они расположены плотнее друг к другу. Залегание линий неглубокое. Иногда они выходят на поверхность. Зачастую входы на станции метро выглядят довольно неприметно.

Входы в метро

За сутки метро пропускает 4,5 млн пассажиров, а за год – около 1,5 млрд. Это одно из самых посещаемых метро в мире. Оно позволяет разгрузить наземную транспортную сеть и способствует улучшению экологической обстановки в городе.

Сеть метрополитена состоит из 16 линий (14 длинных и 2 короткие). Линии часто пересекаются. В местах пересечения созданы пересадочные станции. Всего пересадочных станций 62, а общее число станций составляет 302 единицы. Если же анализировать метро по числу остановок на всех линиях, то их будет еще больше – 383 единицы (одна пересадочная станция эквивалентна двум остановкам). Количество станций, находящихся снаружи, – 21, остальные расположены под землей. Основная часть наземных станций относится к линии 6.

Парижское метро

Станции метро в Париже расположены очень густо. Расстояние между ними в среднем составляет 562 метра. В отличие от Московского метрополитена, линии парижского метро имеют большое количество поворотов, а скорость движения составов довольно низкая.

Особенности вагонов и поездов

Суммарная длина линий составляет 220 км. Большинство вагонов имеет не автоматические, а полуавтоматические двери. Для их открытия люди сами должны нажимать на кнопку или надавливать на рычаг. Часто станции объявляются в вагонах заранее, причем 2 раза и с интервалом в 2 секунды. Также присутствует информирующий световой индикатор. Однако в вагонах старого типа ничего этого нет, а пассажиры вынуждены использовать дедовский метод – смотреть на названия станций, которые написаны на их стенах большими буквами.

Станция метро

Как правило, один поезд перемещается только в пределах одной линии, поэтому при наличии плана заблудиться в метрополитене не получится. План можно посмотреть в вагоне поезда.

В парижском метро используются 2 вида вагонов: обычные и имеющие резиновые шины на колесах. Последние издают гораздо меньше шума и являются разработкой местных инженеров 60-х годов ХХ века. Они требуют специальных рельс, и, соответственно, больших затрат на переобустройство железнодорожной системы, поэтому повсеместного распространения в парижском метро они не получили.

Технические параметры метрополитена

Технические особенности во многом отражают специфику парижского метрополитена:

  • Размер железнодорожной колеи составляет 143,5 см, что является обычным для метро. В качестве питания используется постоянный ток напряженностью 750 Вольт.
  • Поезда движутся по линии со средней скоростью 35 км/ч, что довольно мало.
  • Две линии – 1 и 14 – находятся на автоматическом режиме управления, то есть поезда движутся без машинистов.
  • Основная часть станций относятся к односводчатому типу либо являются однопролетными с боковой платформой.
  • Многие линии имеют на концах петли. Благодаря им поезд может двигаться без остановки вперед, что довольно удобно. Рядом с петлями находятся конечные станции. Такие линии строились до Первой мировой войны.

Стоимость метро в Париже

В Париже действует довольно сложная система платы за проезд в метро и других видах транспорта. В 2017 году стоимость одноразового билета составляла 1,9 евро. Этот билет подойдет не только для поездки в метро, но и на других видах городского транспорта и в подземной системе пригородных электропоездов RER, но только в пределах города. Билет для пригородных поездок на электропоезде будет стоить 7 евро. Использовать его можно только на 1 поездку на общественном транспорте.

Купить билет можно в специальных автоматах или в киосках у входа на станцию метрополитена.

Для большего числа поездок можно приобрести проездную книжку, состоящую из 10 билетов. Поездка таким способом обойдется существенно дешевле, чем по разовому билету.

Метро Парижа

Также используется проездная бесконтактная карта NaviGo для безлимитных поездок на любом виде транспорта в пределах оговоренного срока. Наиболее популярной считается покупка безлимита на неделю или месяц.

Схема работы метрополитена

Схема метро Парижа такова, что все ветки пересекаются между собой, а также проходят через Иль-де-Франс. Каждая ветка обозначена своим индивидуальным цветом. На любой из них имеются станции с переходом на другую ветку либо в систему пригородных электричек RER. На схеме метро Парижа на русском языке и других языках линии метрополитена обозначены строго определенными цветами.

Схема метро

Метро открывается в 5:30, а закрывается в 00:40. В пятницу и субботу, а также перед праздниками метро работает до 01:40. В период наибольшей загруженности между приходами поездов проходит около 2-х минут. Во время низкой загрузки интервал между поездами увеличивается до 8-10 минут.

Особенности станций парижского метрополитена

Станции метрополитена небольшого размера и оформлены довольно скромно. Они больше походят на платформы для электричек, нежели на станции привычного для нас метро. Здесь нет какой-либо роскоши. Еще одной характерной особенностью метро Парижа является наличие платформ по краю станции, а не в центре, как в Москве.

Станции-призраки

Станции-призраки – это своеобразные достопримечательности парижского метро. С ними тесно переплетена история метрополитена. Многие из них были закрыты еще в первой половине ХХ века либо просто не были достроены. Часть станций, закрытых в 1939 году, так и не была введена в эксплуатацию. Еще 2 остались недостроенными и не имеют выхода наружу. Одной из них является станция-призрак Аксо. Среди тех, которые были закрыты, но не введены в эксплуатацию – довольно известная станция Синема, которая еще называется Порт Де Лила. Ее активно используют при съемках художественных фильмов и рекламы.

Большое количество рекламных вывесок середины 50-х можно увидеть на станции Сен-Мартен, а поезда на ней не останавливаются.

Некоторые станции были закрыты длительное время, а открыты вновь лишь в последние десятилетия. Такими являются Клюни, Ренн, Льеж и некоторые другие.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.