Теория обучения и ее типы

Подписаться Редактировать статью

Теория обучения – это самостоятельная часть науки педагогики. Ее также принято называть дидактикой (от греческого «дидактикос» – воспитывающий, поучающий). Учителей в школах Древней Греции называли дидаскалами, поскольку на них были возложены обязанности не только дать молодежи определенные знания, но и воспитать их настоящими гражданами. Постепенно в разговорном языке это понятие приобрело презрительное значение: «стремление всех поучать, излишне морализаторствовать».

Теория обучения

Но немецкий педагог В. Ратке вернул данному термину утраченное значение – искусство образования или научная теория обучения. В труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» указывается, что эта теория распространяется не только на детей в школе, «она учит всех всему», а потому она универсальна. И действительно, в процессе нашей жизни мы каждый день узнаем что-то новое, и то, насколько хорошо мы усвоим информацию, зависит от способов ее подачи. Методы, приемы и типы дидактики разрабатывали в дальнейшем такие видные ученые, как В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый и Ю.К. Бабанский.

Таким образом, современная теория обучения исследует взаимодействие и взаимосвязи «воспитывающего» преподавания с познавательной деятельностью школьников. Она ставит перед собой задачу совершенствования учебного процесса, разработки новых эффективных педагогических технологий. К тому же она описывает и объясняет процесс воспитания и образования. Например, дидактика на разных этапах процесса обучения призывает использовать различные формы и методы познавательной деятельности: преподаватель - ученики; школьник – книга; ребенок – класс и иные.

Теория обучения это

Таким образом, теория обучения говорит, что знания усваиваются нами не сами по себе, не изолированно, а в единстве с принципами их подачи и практикой их применения. Причем каждая наука имеет свою специфику подачи материала: физика, химия, другие прикладные дисциплины в корне отличаются от процесса обучения музыке или философии. На этом основании дидактика выделяет предметные методики. Помимо этого, считается, что данная наука исполняет две основные функции: теоретическую (дает общие понятия ученикам) и практическую (прививает им определенные навыки).

Но также не следует сбрасывать со счетов самую главную задачу педагогики – воспитание самостоятельной личности. Человек не только должен усвоить теоретические знания и применять их так, как ему объяснил преподаватель, но и творчески подходить к использованию этих исходных теорий и практик, чтобы созидать что-то новое. Эта область педагогики получила название «теория развивающего обучения». Ее основы выдвинул еще в XVIII веке Песталоцци, указав, что в человеке от рождения заложено стремлеТеория развивающего обученияние к развитию. Задача же учителя – помочь этим способностям развиться в полной мере.

Советская педагогика исходила из принципа, что воспитание и получение информации должны опережать, вести за собой развитие склонностей и талантов учеников. Поэтому отечественная теория обучения строится на таких принципах: высокий уровень трудности для всего класса (рассчитанный на самых одаренных детей); примат теоретического материала; быстрый темп овладения материалом; осознание учениками самого процесса обучения. Развивающее обучение ориентировано на потенциальные возможности ученика, чтобы «подстегнуть» их полностью раскрыться.


Как быстро сходить за молоком, когда живешь на 29 этаже?
Окружающая среда
Это нужно знать: 5 непредвиденных последствий недосыпания
Сон
Боль в спине: ученые нашли новый способ борьбы с проблемой
Болезни и условия
Какие проблемы со здоровьем может вызвать одиночество?
Болезни и условия
Почему силикоз вызывает серьезные опасения у медиков?
Медицина
Волшебная паста: действительно ли она помогает сбросить лишний вес?
Здоровое питание