Космическая фантастика - лестница в небо
Фантастика более, чем другой жанр литературы, способна разбудить читательский интерес и полёт мыслей, необозримо расширить границы мышления, погружая не только в непредсказуемость будущего, но и в необъяснимость прошлого.
Особенности жанра
Фантастическое допущение и тот самый пресловутый элемент необычайного, переходящий все границы реальности и привычных условностей, вовсе не мешает оставаться в зоне привычных человеческих отношений, со всеми их нюансами, подвигами и предательствами, привязанностями и отторжениями. Не напрасно лучшие образцы рождены на стыке жанров - космические эпопеи питаются и от предупреждающих антиутопий, и даже от социальной сатиры. Психологические драмы, социальная тематика часто являются основой книги, космическая фантастика - только метод донесения до читателя основных жизненных постулатов. Так написана большая часть сокровищницы мировой литературы данного раздела, так творили Шекли, Брэдбери, Азимов, Лем, Хайнлайн, Стругацкие, вся классика жанра на том стоит. Даже разочарование в прогрессе и науке, а также явившийся следствием бум фэнтези (Говард, Толкиен, Желязны и другие) с его мистикой, мифологической основой и давно забытой романтикой, не помешали развитию такого мощного русла, как космическая фантастика. Зачастую новые методы просто вливались в общий поток, обогащая жанр. Таков, например, научно-фантастический роман в четырёх частях знаменитого американца Дэна Симмонса.
Это - лучшая космическая фантастика на сегодняшний день. Помимо интереснейшей фабулы и остро закрученного сюжета, даже в переводе ощущается великолепный язык автора, который держит читателя на протяжении всех книг - до самой последней строки. И это вовсе не заслуга сюжета, читатель явно это чувствует: книга не "глотается" непережёванными кусками, все, даже самые напряжённые сюжетные перипетии проводятся неспешно, с большим вкусом и без страха перед усиливающими напряжение повторами. В первом романе шесть новелл, по числу главных героев. Действие в основном происходит во Вселенной Гипериона, что и дало название первым двум частям: "Гиперион", вышедший в 1989 и получивший к 1990 году две литературные премии - "Хьюго" и "Локус", и "Падение Гипериона", написанный в 1990 и уже премированный в 1991. Продолжение этого захватывающего цикла - "Эндимион" (1996) и "Восход Эндимиона" (1997) - тоже без литературной премии не обошлось.
Хиджра - переселение землян на другие планеты, стало необратимым, поскольку всеми любимую колыбель человечества - Старую Землю - не то уничтожили, не то украли и спрятали в укромном уголке космического пространства. Большое значение автор придаёт выверенному построению иерархии межгалактического общественного строя: Гегемония, техноцентр и его икс-ины, "бродяги" (первые астронавты, приспособившиеся к жизни в условиях космоса, противостоящие Гегемонии). Не менее подробно и чётко обозначена и религиозная составляющая нового общественного строя. Английская поэзия (Шекспир, особенно Китс) вливается в повествование естественно, как ручей в озеро. Человечество, как обычно, стоит на грани уничтожения, но чудовища укрощены, тайны начали раскрываться, время последовало примеру пространства и покорилось посвящённым.