Субъективистская школа в социологии: метод Лаврова
Основные положения
Субъективистский подход разрабатывался в первую очередь Лавровым П. Л. и Михайловским Н. К. Данная теория включает несколько компонентов:
- субъективный метод в социологии, его обоснование, определение на его основе предмета науки;
- выявление детерминант развития общества;
- своеобразный взгляд на причины и критерии общественного прогресса;
- личность, ее роль в истории.
Обоснование субъективного метода
Объективные методы познания присущи естественным наукам, тогда как социология должна использовать субъективный подход. С этой точки зрения метод Лаврова определял на первый план личность, а не группу или класс. Именно она действует в обществе под влиянием субъективных детерминант, а не внешних факторов. Таким образом, личность не может быть познаваема никем иным, кроме как субъектом при помощи принципа сопереживания. Это значит, что наблюдатель может поставить себя на позицию наблюдаемого, отождествить себя с ним и тем самым понять и познать.
Развитие общества и критерии общественного прогресса
Субъективный метод в социологии Лаврова и Михайловского ставит личность в центр общества. Следовательно, последнее прогрессирует, когда в нем развивается личность в нравственном, умственном и физическом планах. Цели общества могут быть достигнуты лишь благодаря личности, которая ни в коем случае не должна поглотиться социумом. Таким образом, метод Лаврова в социологии ставит на первый план изучение взаимоотношений между людьми, поиск причин такого взаимодействия как единственный метод изучения истории человечества.
Каким же образом личность становится двигателем социального прогресса и вершителем истории всего человечества? Критическая мысль - такой ответ дает субъективный метод Лаврова. Личности, способные к критическому мышлению, являются двигателями цивилизации. Они представляют собой меньшинство в обществе, тогда как другие люди должны обеспечивать им условия для существования. Критически мыслящее меньшинство определяет нравственную направленность социума. Эти личности не должны быть заглушены и подавлены, в противном случае общество просто погибнет. Таким образом, главными целями развития социума должны стать самореализующаяся личность, развитие индивидуальности и критического мышления. Именно поэтому общественный прогресс характеризуется созданием отношений между людьми, которые способствуют развитию личности во всех ее проявлениях.