Родина-мать, победная и скорбящая
В каждом городе на территории Советского Союза, а часто и в селах, были возведены монументы, посвященные памяти воинов, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей страны. В европейской части, значительная часть которой стала ареной страшных боев, эти памятники стали и надгробьями тысяч и тысяч солдат, имена многих из которых так и остались неизвестными.
Монументы порой изображают воинов, скорбно склонивших знамена и головы, иногда солдаты рвутся в атаку, а лица их выражают бесстрашную решимость. В Москве и других столицах есть памятник неизвестному солдату, в расположенных у моря городах Одессе и Новороссийске – матросу.
Все эти статуи, стелы и обелиски выражают благодарность за воинскую доблесть наших дедов и прадедов. Выглядят они очень мужественно и как бы говорят нам, живущим сегодня: "Помните о героях, дедах и прадедах". И мы помним.
Но есть еще один персонаж, ставший частью нашей легендарной истории. Это Родина-мать. Образ ее так же абстрактен, как и лица солдат, матросов, партизан на монументах. Она вобрала в свой облик черты десятков миллионов женщин, проводивших на фронт своих детей и так и не дождавшихся их победной поступи у дверей родного дома.
Во многих крупных городах есть такие монументы. Самым известным из них стала статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде, символизирующая всю страну. Гигантская скульптура очень динамична, она замахнулась на невидимого врага мечом, зажатым в деснице, левой рукой призывая следовать за нею несметные рати народных защитников. Могуче ее движение, и нет сомнений, что удар будет сокрушительным.
Колоссальны размеры скульптуры «Родина-мать», высота ее 85 метров. Она очень удачна в композиционном отношении, ее автор, Е. В. Вучетич, разработавший художественную концепцию, и инженер-строитель Н. В. Никитин, реализовавший идею в камне, проявили недюжинный талант. Вся композиция, посвященная победе в Сталинградской битве, производит неизгладимое впечатление на каждого, кто побывал на Мамаевом кургане. В основе замысла прочитывается аналогия с древнегреческой богиней Никой, символом народной силы, дающей отпор врагу и несущей ему гибель. Грозные события на Волге 1942 года - пример боевых действий невиданных масштабов, поэтому героика стала главным мотивом монумента.
Подобно Богородице в разных ипостасях, Родина-мать выражает многие чувства, охватывавшие душу каждого, кто размышляет о войне. Ведь кроме кровавых атак и горячих битв была печаль. Миллионы сегодняшних людей старшего поколения, многие из которых в те грозные годы были детьми, не дождались отцов. Каждая Родина-мать для них - как их собственная мама или бабушка. Не всегда лица этих женщин выражали упоение победой, бывало и иначе.
В Харькове, на Белгородском шоссе, в лесопарке, в память о тяжелых кровопролитных боях 1943 года сооружен Мемориал Славы. Не остается равнодушных после его посещения. Лаконичность решения проявилась в скромном оформлении центральной скульптуры. Родина-мать просто стоит посреди аллеи, ее лицо не выражает гнева, в нем нет торжества. Даже скорби нет. Эта женщина выплакала все слезы, их у нее не осталось. Сложив натруженные руки, выпрямив спину, она глядит вдаль, а среди деревьев раздается негромкое биение материнского сердца.
Монументы такие разные, и в этом нет никакого противоречия. Каждый из них стал частью нашей культуры и символом главного подвига Великой Отечественной войны – подвига Матери.