Дореволюционный период
Первые русские социологи в немалой степени были вдохновлены разработками западных ученых. В первую очередь Огюста Конта, Георга Зиммеля и Эмиля Дюркгейма. Вместе с тем в отечественных условиях эта наука приобрела совершенно особенный характер. На здешней почве главной ее проблемой стала национальная идея.
Именно тогда русские социологи создали многие судьбоносные для страны (и частично пользующиеся популярностью даже сегодня) концепции: славянофильство, западничество и так далее. Возникновение тогда двух лагерей, поддерживающих указанных идеи, определило социологическую мысль в стране в середине XIX века. Славянофилы были убеждены в том, что исторические условия России сформировали здесь совершенно уникальный общественный организм, из чего вытекали необходимость дальнейшего самостоятельного развития и отказ от идей европейского пути, и тем более от интеграции. Русские социологи западнических настроений рассматривали Россию в качестве составляющей общеевропейской цивилизации и ратовали за разделение соответствующих ценностей, а также скорейшую интеграцию в европейскую семью.
Ближе к концу XIX века, а также в начале XX в отечественной научной мысли передовым течением стал субъективизм. В российских реалиях это учение предполагало способность отдельного индивида значительно влиять на исторический ход событий по своей воле, независимо от объективных законов общественного и исторического развитий. Самые известные русские социологи дореволюционного периода: Н. Данилевский, Н. Чернышевский, Л. Мечников, П. Лавров и ряд других.
Социологическая наука в советском государстве
В первое послереволюционное десятилетие оставалось еще достаточно много свободы для развития социологических идей. Партия была занята внутренними противоречиями и борьбой взглядов на то, каким курсом должно развиваться государство. Наука об обществе в этот период вполне признавалась и даже поддерживалась, чем пользовались русские социологи.
Так, в Петроградском и Ярославском университетах были даже созданы кафедры. В 1919 году в стране был основан социологический институт, издавалась соответствующая литература. Однако чем дальше, тем больше свободомыслие подминалось, заменяясь марксистским подходом в изучении общества.
В 1930-х социология вовсе оказывается в опале правительства, став для него лженаукой. Новую несмелую попытку возрождения предпринимают русские социологи 20 века во второй его половине, когда в 1960-х ее прерванное развитие продолжается в системе смежных наук – философии и экономике. Определенное признание наука об общественном развитии получает лишь в 1970-1980-е годы, а с перестройкой и вовсе свободу. Впрочем, финансовый крах государства привел социологию, как и множество других наук, на долгие годы в тупик.