Таможенная политика, проводимая государствами в интересах в отстаивания национальных внешнеэкономических интересов, представляет собой комплекс системных мер экономического, правового и организационного характера и состоит в регулировании таможенных отношений. Она выступает компонентом всей внешнеэкономической политики и самым непосредственным образом детерминирует экономическую безопасность.
Осуществление эффективной таможенной политики основывается на соблюдении принципов, которые устанавливают наиболее общие направления и определяют положения, на которых формируются таможенные процедуры. Например, для такой страны, какой является Россия, устроенная как федеративное государство, одними из важнейших принципов организации таможенной политики, являются принципы единства. Эти принципы таможенного контроля предполагают, что:
- на территории РФ запрещается создание каких-либо таможенных границ;
- не допускается создание препятствий по перемещению товаров, услуг и финансов;
- запрещается введение местными и региональными органами власти каких-либо платежей и сборов таможенного характера за перемещаемые ресурсы;
- введение временных ограничений по перемещению их может производиться только на основании федерального закона.
ТК РФ в ст. 1 устанавливает, что таможенные процедуры имеют своей целью организацию перемещения транспортных средств и товаров в соответствии с принятыми законодательными актами. Совокупность норм таможенного регулирования создает систему таможенного права РФ.
Основными категориями, которыми оперирует закон в области таможенного права, являются таможенные процедуры, таможенное дело и таможенные операции.
Таможенное дело – это система методов, а также технических ресурсов, при помощи которых обеспечивается таможенное регулирование в соответствии с установленными правовыми нормами и правилами. В его структуру входят таможенная статистика, тариф, операции и таможенные процедуры.
Последние рассматриваются в ТК РФ как система норм и правил, которые определяют алгоритм совершения таможенных операций, а операции, в свою очередь, представляют собой отдельные действия, производящиеся с предметами таможенного дела и лицами, совершающими деятельность, подпадающую под компетенцию органов таможенного контроля. К ним относятся такие, как уплата платежей, заполнение соответствующих документов, ведение контроля, выпуск товаров.
Таможенные формальности (этот термин часто применяется как тождественный применительно к процедурам), включают в себя: внутренний транзит, хранение, наименование и правила использования таможенных режимов. Осуществление всех формальностей, как правило, осуществляется в процессе оформления, перемещаемых через государственную границу грузов. По сути, таможенная процедура, таможенный транзит и иные формальности, представляют собой те полномочия, выполнение которых происходит как сотрудниками таможенных органов, так и субъектами ВЭД.
Таможенный тариф – это инструмент, или скорее средство торговой политики, с помощью которого происходит как регуляция внутреннего рынка, так и осуществляется его взаимодействие с внешними. Его фундаментом служит Товарная номенклатура ВЭД, используемая для таможенно-тарифного обеспечения этой деятельности. Смысл данной номенклатуры состоит в том, что каждый перемещаемый через границу предмет, имеет специальный уникальный код, который служит основой для применения ставки пошлины и определения ее величины.
Самостоятельным компонентом таможенного дела выступает статистика, которая служит и используется в основном для ведения контроля над систематичностью и правильностью поступления платежей в федеральный бюджет. Ее объектом являются товары, потенциально имеющие возможность влиять на величину материальных ресурсов государства.
Данные элементы в своей целостности, практически реализуются только на основе норм таможенного права. А посредством таможенной политики достигаются как текущие, так и перспективные задачи в области внешнеэкономической деятельности страны.