Русские былины о богатырях: языческие и христианские
Начиная статью, раскрывающую тему «Русские былины о богатырях», сначала определимся с этнографическими терминами из вышеупомянутого заглавия. Этнографическую роль былин о богатырях трудно переоценить. Веками в них вкладывалось народом представления о воинской доблести, патриотизме, следовании религиозной традиции.
Слово «былины» создано русским ученым-этнографом Иваном Петровичем Сахаровым в начале XIX века. Поэтому оно имеет литературное происхождение. Народ исконно пользовался для обозначения эпических сказаний о подвигах другим названием – «старины». Образ богатыря в русских былинах сложился два века спустя после обретения страной государственности. До татаро-монгольского ига на Руси его просто не существовало. Этот факт подтверждает версию о происхождении его из алтайской языковой группы, где активно использовались производные от слова «батыр». В XIII веке у татаро-монгольских хана был корпус багатуров – воинов, отличающихся физической силой, что задокуменировано летописями. К монголам же это слово пришло из санскрита, где «благахара» означало – удачливый.
Теперь – непосредственно о предмете статьи. Различают два этапа создания богатырских былин. Первый вобрал обширный период: от незапамятных времен язычества до христианства, т.е. до правления киевского князя Владимира. Второй начался с правления вышеупомянутого князя – Крестителя Руси, а закончился органичной заменой функции устного эпоса авторскими книгами.
Дохристианский пласт русского эпоса о богатырях донес до нас имена Вольги Святославовича, Микиты Селяниновича, Святогора. Все эти персонажи обладают чертами, заимствованными у языческих богов. Названия былин о русских богатырях указывают на главных персонажей историй: «Святогор и Микула Селянинович», «Микула Селянинович и Вольга Святославович».
Мать великана Святогора – Сыра Земля, а отец – «темный», т.е существо из иного мира. Этот витязь-гигант органично вобрал силу стихий Русской Земли.
Образ Вольги Святославовича – наиболее таинственный из всего цикла «Русские былины о богатырях». Само происхождение имени связывается этнографами с колдовством - от слова «волхв». Он – оборотень, понимающий язык птиц, зверей. Скорее всего, сам образ – производный от языческого бога охоты Волха. Мама Вольги – Марфа Васильевна, а отец – Змей. Сказания о подвигах Вольги – истории, сродни эпосу викингов, рассказывающие о воинских походах в азиатско-индийском регионе. С помощью колдовства, а также воинской доблести добивался он побед над оппонентами.
Обобщая этнос дохристианского периода, следует указать, что большинство историй подчеркивает первенство среди витязей Микулы Селяниновича. Встретившись со Святогором, крестьянский богатырь предложил ему поднять с земли суму, в которую положил «все тяготы земли». Великану это не удалось, Микула победил, совершив требуемое действо одной рукой. Первенствовал он при встрече с Вольгой, который попросил его помощи при сборе податей. Согласившись, Микула вспомнил об оставшейся сохе, пожелав взять ее с собой. Вольга послал своих дружинников за ней, затем поехал сам. Но вес этого артефакта превышал их силы. Тут их догнал крестьянский витязь и легко, совсем буднично выполнил требуемое. Не указывает ли общий смысл вышеупомянутого на осознание главенствующей роли крестьянского труда? Подводя итог эпосу дохристианского периода, этнографы отмечают главенство идеи соборности (общности) Руси.
Следующим по значимости богатырем христианского эпоса является Добрыня Никитич. Этот образ появился благодаря воеводе Добрыне, дяде Киевского князя Владимира. С ним связывают шесть былин. Он – служилый человек при Владимире Красном Солнышке. Его жена – Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Самым ярким его подвигом является одержанная победа над огнедышащим трехголовым Змеем Горынычем. Среди былин об этом герое есть сцена поединка с Ильей Муромцем - богатырского, честного, закончившегося братанием, а затем - совместным походом. Кстати, противоборство проявило «слабинку» у более «возрастного» Ильи - «ослабла левая рука» (очевидно сказалась рана копьем, присутствующая на мощах святого витязя), нога подвернулась. Великодушный Добрыня не воспользовался при этом случаем для получения славы победителя.
Третий известный витязь этого цикла – Алеша Попович. Этот персонаж изображен в сказании о поединке с Тугарином Змеем и сказе «Сестра Збродовичей». Тугарин – обобщенный образ воинственных кочевников, непрерывно атакующих, грабящих, убивающих, захватывающих пленников. А Олена Петровна, сестра братьев Збродовичей – славянская легенда о возвышенной любви к женщине, заканчивающаяся счастливым браком. Прообразом этого богатыря историки называют ростовского боярина Александра (Олеши) Поповича, сослужившего великую службу Всеволоду Большое Гнездо, а позже – его сыну Константину Всеволодовичу. Героическую же смерть герой обрел при битве на Калке.
Анализируя христианские русские былины о богатырях, следует признать, что их образы способствовали формированию у широких народных масс ощущения русской государственности и необходимости самоотверженно служить Родине.