Картина Исаака Левитана "Золотая осень" - впечатляющая и незабываемая
Картина «Золотая осень» принадлежит кисти выдающегося русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Она была создана в 1895 году и сегодня считается одним из самых известных произведений художника. Полотно запечатлело торжественную, поэтичную красоту русской природы в разгар золотой осени. Яркие, насыщенные краски, пространственное построение композиции, игра света и воздуха создают ощущение радости и гармонии.
«Золотая осень» относится к так называемой «мажорной серии» пейзажей Левитана середины 1890-х годов. В отличие от многих других работ живописца, для нее характерно оптимистическое, приподнятое настроение. Картина демонстрирует новый этап в развитии творческой манеры художника, тонкое чувство цвета, виртуозную передачу световоздушной среды.
История создания «Золотой осени»
Картина «Золотая осень» была создана великим русским художником-пейзажистом Исааком Левитаном в 1895 году. Это полотно принадлежит к так называемой «мажорной серии» работ Левитана 1895-1897 годов, отличающихся особой яркостью и оптимистичностью.
Работа над «Золотой осенью» была начата Левитаном осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка под Вышним Волочком. Там он создал первые этюды к будущей картине. Закончена работа была уже в Москве в конце того же года.
В 1896 году «Золотая осень» экспонировалась на выставках Товарищества передвижников в Петербурге и Москве, а также на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Там картину и приобрел для своей галереи меценат Павел Третьяков.
Создание «Золотой осени» относится к поре расцвета таланта Левитана. Это полотно ярко демонстрирует новые черты его живописи того периода - повышенную декоративность, яркость колорита, влияние импрессионизма.
Сюжет и композиция «Золотой осени»
На картине «Золотая осень» изображена небольшая речка, окруженная деревьями с пылающей осенней листвой. В центре внимания - яркий, нарядный пейзаж, полный света и красок уходящего бабьего лета.
Композиция полотна отличается некоторой асимметричностью - левая часть перегружена деталями по сравнению с правой. На переднем плане слева выделяется большое дерево с ярко-желтой листвой, создающее эффектное цветовое пятно. Немного правее - темная гладь реки, кажущаяся по контрасту холодной.
Далее взгляд проводит нас вдоль изгиба реки, обрамленной зелеными лугами и перелесками. На противоположном берегу - одинокая золотистая березка, особенно выделяющаяся на фоне темной зелени. Вдали виднеются поля, деревенские домики и осенний лес.
Таким образом, перед нами разворачивается широкий, многоплановый пейзаж. Композиция уравновешена за счет группировки масс, чередования светлого и темного. Взгляд естественно перетекает из плана в план, охватывая все пространство полотна.
Особое изящество придают композиции изгиб реки и дальние повороты ее русла. Благодаря им создается ощущение свободы и непринужденности, как бы «случайного» взгляда на кусочек природы.
В отличие от «Марта», написанного Левитаном в том же году, в «Золотой осени» нет фрагментарности - это цельный, завершенный образ. Перед нами не отрывок, а емкое обобщение, идеально передающее поэтическое величие русской осени.
Колорит картины
Колорит «Золотой осени» отличается особой яркостью и нарядностью. Это не характерно для живописной манеры Левитана, который обычно писал более сдержанные, мягкие, «нежные» пейзажи. Но в данном случае художник сознательно усиливает декоративное звучание, создавая поистине гимн осеннему увяданию.
Главную роль в колорите играет контраст теплых золотисто-желтых и холодных голубых тонов. Первые передают яркость и праздничность осенней листвы, вторые - прохладу вод и неба. Этот контраст придает особую звучность всей цветовой гамме.
Дополняют ее зеленые и коричневые оттенки - трава, кусты, стволы деревьев. Благодаря густому мазку местами создается эффект рельефности и фактурности, особенно заметный в листве на переднем плане.
По мере удаления в глубь картины колорит становится более мягким, спокойным, теряет декоративную пестроту. Но основные контрасты теплого и холодного сохраняют всю композицию в едином цветовом строе.
Таким образом, несмотря на влияние импрессионизма, Левитан не «растворяет» цвет в световоздушной среде. Краски сохраняют яркость и чистоту, передавая всю торжественность русской осени.
Отзывы критиков о «Золотой осени»
Картина «Золотая осень» была впервые представлена публике на выставках Товарищества передвижников в 1896 году в Петербурге и Москве. Отзывы критиков о ней были неоднозначными.
Одни, как В.П. Чуйко в «Всемирной иллюстрации», хвалили Левитана за оригинальную манеру письма и удачный выбор сюжетов. Другие, как М. Ремезов в «Русской мысли», отзывались иронически об «осеннем золоте» его пейзажей.
Были и прямые насмешки в адрес «Золотой осени», обвинения в чрезмерности использованных красок. Например, в «Петербургской газете» появился стихотворный фельетон, высмеивающий обилие охры в этом пейзаже.
Однако в целом преобладали положительные оценки новаторства Левитана-пейзажиста. Авторитетный критик А. Федоров-Давыдов писал, что до появления «Золотой осени» никто так ярко не передавал красоту «пышного увядания» осени.
Он восхищался гармоничным сочетанием «торжественности и спокойной радости» в ее колорите. Другие рецензенты тоже отмечали музыкальность, поэтичность этого произведения.
Сам Левитан, по воспоминаниям, был недоволен «грубостью» некоторых мазков в этом пейзаже. Но в целом картина произвела сильное впечатление на зрителей и вызвала большой интерес у коллекционеров.
Так, сразу после выставки ее приобрел для своей галереи видный меценат П.М. Третьяков. Это еще раз продемонстрировало признание таланта Левитана и важное место «Золотой осени» в развитии русского пейзажа.
Значение картины в творчестве Левитана
«Золотая осень» занимает особое место в творческом наследии Исаака Левитана. Это одно из наиболее известных и узнаваемых полотен художника.
Во-первых, она ярко демонстрирует новые черты его живописной манеры 1890-х годов. Это повышенная декоративность, яркость колорита, свобода мазка. Влияние импрессионизма сочетается с традиционным русским пейзажем.
Во-вторых, «Золотая осень» принадлежит к так называемой «мажорной серии» работ Левитана. В ней воплощен образ светлой, оптимистичной, праздничной осени. Это было ново для творчества художника.
В-третьих, она является одним из наиболее поэтичных воплощений темы русской осени в отечественной живописи. Проникновенный, философский образ природы, переданный простым пейзажным мотивом.
Наконец, эта картина открыла целую серию произведений Левитана на тему осени - «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осень. Дом отдыха» и другие.
Таким образом, «Золотая осень» стала одним из знаковых, переломных произведений Левитана, обозначивших путь к новым высотам его мастерства. Она навсегда вошла в сокровищницу русского искусства. Хотя зачастую Исаак Левитан писал меланхоличную природу, как, например, "Серый день" (1890-е гг.)
Популярность «Золотой осени»
Картина «Золотая осень» пользуется огромной популярностью у зрителей и по сей день, спустя более чем 100 лет после создания. Она стала véritable визитной карточкой творчества Исаака Левитана.
«Золотая осень» экспонируется в одном из центральных залов Третьяковской галереи и всегда притягивает к себе внимание посетителей. Она неизменно включается во все крупные выставки произведений Левитана.
По данным опросов, это одна из самых узнаваемых и любимых картин художника. Зрители ценят ее за поэтичность образов, яркость и праздничность настроения.
«Золотая осень» широко репродуцируется на открытках, календарях, сувенирах. Ее название давно стало нарицательным для обозначения самой красивой поры года.
Этот пейзаж вдохновлял многих деятелей культуры. О нем писали критики, поэты, прозаики. искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так:
«Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определенно выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».<br />
Выводы о величии полотна
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что картина «Золотая осень» по праву считается одним из величайших творений Исаака Левитана и шедевром русской пейзажной живописи в целом.
Во-первых, это произведение демонстрирует высочайшее мастерство Левитана-пейзажиста. Безупречная композиция, многоплановость, масштабность изображения, изысканность колорита.
Во-вторых, в нем воплощен поэтический, философский образ русской природы. Художник не просто изобразил красоту осеннего пейзажа, но передал сам дух уходящей поры года.
В-третьих, это полотно обозначило новый этап в творчестве Левитана, приблизив его к импрессионизму, обогатив его палитру.
Наконец, «Золотая осень» снискала всенародную любовь, став поистине народной картиной. Ее образы вошли в культуру, вдохновляя поэтов и писателей.